г. Самара |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А55-12655/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от ОАО "Ростелеком" в лице Самарского филиала - Плотникова Н.В., доверенность от 20.07.2011 N 512,
от Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2011 по делу N А55-12655/2011, судья Стенина А.В.,
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" в лице Самарского филиала, г. Самара,
к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
о признании выездной внеплановой проверки, предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 29.03.2011 N 08/2011-02, акта от 29.03.2011 N 08/В-02 незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ростелеком" в лице Самарского филиала (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными выездной внеплановой проверки, предписания об устранении нарушения лесного законодательства N 08/2011-02 от 29.03.2011, акта проверки соблюдения лесного законодательства Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - ответчик) N 08/В-02 от 29.03.2011 и отмене предписания об устранении нарушения лесного законодательства N 08/2011-02 от 29.03.2011, акта проверки соблюдения лесного законодательства N 08/В-02 от 29.03.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2011 заявленные требований удовлетворены. Производство по делу в части признания акта проверки N 08/В-02 от 29.03.2011 г. незаконным прекращено. Признано незаконным предписание об устранении нарушения лесного законодательства N 08/2011-02 от 29.03.2011 Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал решение суда первой инстанции, привел доводы, изложенные им в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном судом к материалам дела.
В судебное заседание представитель Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст. 266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, пояснений заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
По распоряжению Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 10.03.2011 г. N 140 проведена проверка соблюдения заявителем лесного законодательства.
Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Запись об изменении внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19 мая 2011 (ГРН 2116315041346), в связи с чем, заинтересованным лицом по настоящему делу является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Статьей 45 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Статьей 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с п.1 ст. 24 Лесного кодекса РФ, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Пункт 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ указывает, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Таким образом, Лесным кодексом предусмотрена возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.
Согласно ч.1. ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Как правильно указал суд, нормативно-правовыми актами в РФ не предусмотрена обязанность по заключению договора аренды лесного участка при условии нахождения в земле кабеля связи.
Согласно п. 4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578 в целях охраны линий и сооружения связи на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.
В пункте 15 Правил указано, что порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Правил границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии.
Согласно п. 40 Правил техническому персоналу предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, предоставляется право беспрепятственного прохода, а при проведении ремонтно - восстановительных работ право беспрепятственного проезда в охранные зоны независимо от формы собственности на землю.
Следовательно, если линии связи и линии радиофикации проходят по территориям запретных пограничных) полос и специальных объектов, а также по землям собственников землевладельцев, землепользователей, арендаторов), то они должны выдавать техническому персоналу пропуски (разрешения) для проведения осмотров и работ в любое время суток без взимания платы за право прохода (проезда).
Поскольку законом не разрешено препятствовать организации-собственнику линий связи в выполнении им работ по обслуживанию и ремонту объектов связи, в связи с чем, требование заинтересованного лица заключить договор аренды, либо освободить лесной участок нарушает нормы Постановления Правительства РФ.
Пунктом 3 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.2 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.
Положения Лесного кодекса РФ прямо не запрещают, а Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578 предусматривают возможность предоставления земельных участков, на которых расположены линии связи, иным лицам, не владельцам линий связи, но с учетом ограничений в использовании.
Таким образом, действующее законодательство РФ не ограничивает оборотоспособность лесных участков путем предоставления их только владельцам линий связи.
Оспариваемое Предписание N 08/2011-02 от 29.03.2011 года содержит ссылку на п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (л.д. 87-88).
Однако, как правильно указал суд, к отношениям по использованию лесных участков не могут быть применимы нормы Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку указанным законом регулируются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
В соответствии с п.2 указанной статьи действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
Кроме того, п.1 ст.8 ЛК РФ прямо указал, что лесные участки в составе земель лесного фонда могут находиться только исключительно в федеральной собственности.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что основания для понуждения заявителя к заключению договора аренды лесных участков отсутствуют. (Определение Высшего Арбитражного суда от 05.07.2010 N ВАС-8514/10, Постановление Федерального арбитражного гуда Волго-Вятского округа от 20.05.2010 г. по делу N А29-8729/2009 г., Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от :S.04.2011 г. по делу N А55-19967/2010, Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. по делу N А55-19967/2010, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2011 г. N ВАС-7339/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации").
Судом также правомерно отклонен довод ответчика о пропуске заявителем процессуального срока, предусмотренного ст. 208 АПК РФ, поскольку предметом оспаривания является предписание N 08/2011-02 от 29.03.2011 года, которое является ненормативным правовым актом, в связи с чем, применению подлежат нормы ст. 198 АПК РФ.
Заявитель обратился в суд 27.06.2011 г. (л.д. 95), т.е. в пределах 3-х месячного срока, предусмотренного ст. 198 АПК РФ.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2011 по делу N А55-12655/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12655/2011
Истец: ОАО "Ростелеком" в лице Самарского филиала
Ответчик: Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12650/11