г. Хабаровск |
|
21 ноября 2011 г. |
А73-9246/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т. Д., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена": представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена"
на решение от 29.09.2011
по делу N А73-9246/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 15.06.2011 N 703/11-Ю
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена" (далее - ООО "УК "Смена", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - Инспекция, административный орган) от 15.06.2011 N 703/11-Ю, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Решением от 29.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины ООО "УК Смена".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 13.05.2011 в период с 14-30 час. до 16-00 час. Инспекцией проведена проверка по жалобе гр. Куклиной А.В. о нарушении правил содержания и ремонта жилого дома, расположенного по адресу: 682922, Хабаровский край, район имени Лазо, п. Хор, ул. Менделеева, д.16, находящегося в управлении ООО "УК "Смена" на основании договора от 23.12.2009 N 1 на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов.
В ходе осмотра вышеуказанного жилого дома административным органом выявлены факты нарушений пунктов 4.6.1.1., 4.6.1.2., 4.8.1. 4.8.12, 4.8.14, 3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003), а именно:
- имеются протечки мягкой кровли;
- имеются нарушения в ограждении лестничных маршей (частичные повреждения перил, ослаблено крепление деревянных поручней);
- в ступенях лестницы имеются трещины и выбоины, отслоение пола в лестничных площадках;
- нарушено остекление лестничных клеток;
- не обеспечена целостность входных тамбурных и балконных дверей;
- не обеспечен свободный доступ к элементам подвала из-за увлажнения земляного основания подвала.
Результаты проверки отражены в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.05.2011 N 27/152, а также зафиксированы фотосъемкой, произведенной цифровой камерой "OLYMPUS" J63J34273.
16.05.2011 по результатам проверки Инспекцией по факту выявленных нарушений Правил от 27.09.2003 в присутствии директора общества Садкова В.Г. составлен протокол N 27/155, а 15.06.2011 административный органом в присутствии представителя общества по доверенности Ивахнишина Ю.Т., вынесено постановление, которым ООО "УК "Смена" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 40 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обжалования его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами указанного административного правонарушения являются: лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 3.1 указанного Положения определено, что техническое обслуживание зданий включает в себя работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
В силу пункта 3.4.1. Правил от 27.09.2003 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. Правил от 27.09.2003 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в частности, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Согласно пункту 4.6.1.2. Правил от 27.09.2003 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях, в том числе, в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев).
В силу пункта 4.8.1. Правил от 27.09.2003 неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Пунктом 4.8.12. Правил от 27.09.2003 предусмотрено, что входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).
Согласно пункту 4.8.14. Правил от 27.09.2003 на лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;
Факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 16.05.2011 N 27/155, протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.05.2011 N27/152, материалами фотосъемки от 13.05.2011, заявлением гр. Куклиной А.В. от 11.03.2011, договором N 1 на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов от 23.12.2009.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно имеющемуся в материалах дела договору от 23.12.2009 N 1 на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, заключенному Администрацией Хорского городского поселения с ООО "УК "Смена" (Управляющая компания), последнее приняло на себя полномочия по управлению многоквартирными домами, в том числе по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию, текущему ремонту, предоставлению коммунальных услуг, а в случае принятия администрацией соответствующего решения - выполнение работ по капитальному ремонту, самостоятельно в полном объеме или частично, либо путем заключения от имени и за счет администрации договоров с обслуживающими организациями на отдельные виды работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту (пункт 2.1.3 договора).
В силу пункта 2.2 договора N 1 от 23.12.2009 г.., содержание, текущий ремонт общего имущества осуществляется Управляющей компанией в соответствии с перечнями работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, установленными настоящим договором.
Вместе с тем, установленный в соответствующем договоре управления круг обязанностей управляющей организации не освобождает последнюю от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/2010, из содержания которого следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вина ООО "УК "Смена" заключается в том, что оно, являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества жилых многоквартирных домов, не приняло все зависящие от него меры по надлежащему содержанию жилищного фонда в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик его надежности и безопасности, безопасность для жизни и здоровья граждан, хотя имело реальную возможность для соблюдения установленных действующим законодательством правил и норм технической эксплуатации жилого фонда. Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению управляющей организацией возложенных на него действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2011 по делу А73-9246/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9246/2011
Истец: ООО "Управляющая компания "Смена"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4909/11