г. Москва |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А40-174989/09-65-958 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А., |
|
Судей Cазоновой О.Н., Семикиной О.Н., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лущицким Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.09.2011 г.
по делу N А40-174989/09-65-958, принятое судьей Смысловой Л.А.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" г. Казани
(ОГРН 1041621011134, 420049, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Эсперанто, д. 8)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третьи лица: 1) Республика Татарстан в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
(ОГРН 1031630201855, 420061, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Н.Ершова, д. 31а)
2) Республика Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан
(ОГРН 1021602837574, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 37)
о взыскании 263 130 879 руб. 11 коп убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Королева Е.С. по доверенности N 01-06-08/75 от 14.11.2011 г.;
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
МУП "Метроэлектротранс" г. Казани, с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 779 383 107 руб. 58 коп., понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра.
Решением суда от 04.08.2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 года, в удовлетворении исковых требований МУП "Метроэлектротранс" г. Казани отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.02.2011 года вышеуказанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявлением от 12.07.2011 года, истец заявил об уточнении исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до суммы 263 130 879 руб. 11 коп.
При новом рассмотрении дела, решением суда от 13.09.2011 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 263 130 879 руб. 11 коп.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, указав на необоснованность расчета убытков.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Согласно п. 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2992/09 от 23.06.2009 года).
В целях реализации мер по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, Кабинет Министров Республики Татарстан издал постановления от 07.04.2005 г. N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан", от 16.03.2006 г. N 104 "Об утверждении Порядка расходования в 2006 году субвенций, предоставленных Республике Татарстан из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации", от 09.03.2007 г. N 81 "Об утверждении Порядка расходования в 2007 году субвенций, предоставленных Республике Татарстан из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец, являясь коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров на территории города Казани электрическим транспортом (троллейбус, трамвай, метро), во исполнение вышеуказанных нормативных актов в период с 2006 по 2007 г.г. оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 263 130 879 руб. 11 коп.
Расчет понесенных убытков истца основан на разнице между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц, подтвержденными справками Комитета по транспорту г. Казани о количестве единых месячных социальных проездных билетов (ЕМСПБ), реализованных федеральным льготникам г. Казани за 2006 и 2007 г.г., постановлениями Главы Администрации г. Казани от 02.06.2005 г. N 1294 "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом в г. Казани" и от 20.08.2005 г. N 2041 "Об оплате проезда в казанском метрополитене", постановлением руководителя Исполнительного Комитета муниципального образования в г. Казани от 21.12.2006 г. N 2761 "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом в г. Казани", постановлением Кабинета Министров Республика Татарстан от 07.04.2005 г. N 161 "Об утверждении порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан", справками Комитета по транспорту г. Казани о средствах, полученных от реализации единых месячных социальных проездных билетов по МУП "Метроэлектротранс" за 2006 и 2007 г.г., доли предприятия в транспортной работе, подтвержденной справками Комитета по транспорту г. Казани о доли МУП "Метроэлектротранс" в перевозке федеральных льготников, суммы финансирования, полученной из бюджета в возмещение оказанных услуг федеральным льготникам с учетом доли федеральных льготников - 41 927 528 руб., подтвержденной справками Комитета по транспорту г. Казани.
При расчете исковых требований истец исходил из общего количества федеральных льготников в г. Казани, стоимости ЕМСПБ и обычного (нельготного) месячного проездного билета "для граждан" на электрический транспорт, доли истца в транспортной работе в перевозке общественным транспортом, доходы истца, которые он должен был получить согласно существующего порядка от реализации ЕМСПБ и суммы финансирования из федерального бюджета.
Республика Татарстан нормативно не установила методики расчета расходов транспортных предприятий, связанных с оказанием услуг по перевозке отдельных категорий граждан, имеющим право на льготы при взимании провозной платы в соответствии с федеральным законодательством.
В 2006 г. в городе Казани предусматривалась выдача льготного месячного билета на проезд отдельно на каждый вид транспорта (троллейбус, трамвай, метрополитен), а в 2007 г. - выдача единого льготного месячного билета на все виды транспорта.
Таким образом, расходы транспортного предприятия, подлежащие компенсации за счет бюджета, можно определить, исходя из стоимости обычного проездного билета, который бы приобрел льготник для проезда на электрическим транспорте, если ЕМСПБ не был бы введен.
Как правильно указал суд первой инстанции, применение истцом расчетного способа определения размера убытков, ввиду отсутствия на законодательном уровне (федеральном и региональном) способа расчета размера не полученной провозной платы от льготных категорий пассажиров, соответствует нормам гражданского законодательства и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении по делу N 9621/10 от 25.01.2011 года, и в Постановлении от 23.06.2009 года по делу N 2992/09.
Поскольку в спорный период денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров электрическим транспортом, включенных в федеральный регистр, из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в достаточном количестве не передавались, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и ответчиком не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2011 г. по делу N А40-174989/09-65-958 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174989/09-65-958
Истец: МУП "Метроэлектротранс" г. Казани
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Республика Татарстан в лице Министерства транспорта и дорожного Республики Татарстан, Республика Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан