г. Челябинск |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А76-11982/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Серковой З.Н., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Першиной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Архангельское" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2011 по делу N А76-11982/2011 (судья Скрыль С.М.).
В заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Зязин Д.Б. (доверенность от 25.05.2009);
общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Архангельское" - Михайлов М.Д. (доверенность от 30.09.2010).
Министерство сельского хозяйства Челябинской области обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Архангельское" (далее - ООО "АПК "Архангельское") о взыскании 124 717 руб.
Решением суда от 26.09.2011 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "АПК "Архангельское" (ответчик) просило решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. По мнению подателя апелляционной жалобы, судом неправильно применена ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Ни данная норма, ни постановление Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году" (далее - постановление Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П) не содержат запрета на учет в конкурсной массе предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), денежных средств, полученных в качестве субсидий. Ответчик считает, что решение принято судом без учета положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а именно ст. 2, 126, 129, 131 названного закона, устанавливающих необходимость соразмерного удовлетворения требований кредиторов из конкурсной массы должника, формируемой, в свою очередь, за счет активов должника. Таким образом, по мнению ООО "АПК "Архангельское", конкурсный управляющий правомерно распорядился имеющимися у должника денежными средствами, погасив требования кредиторов второй очереди. Вывод суда о том, что конкурсный управляющий обязан возвратить денежные средства в бюджет Челябинской области, ответчик считает ошибочным.
В судебном заседании представитель ООО "АПК "Архангельское" доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области заявил свои возражения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.08.2010 постановлением Правительства Челябинской области N 128-П утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 г.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, расположенные на территории муниципальных образований Челябинской области, где сложилась чрезвычайная ситуация, и включенные в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области, пострадавших от засухи в 2010 году, сформированный Министерством сельского хозяйства Челябинской области.
Целью предоставления субсидий является возмещение получателям субсидий части затрат в результате гибели посевов от засухи в 2010 г.
09.09.2010 Министерство сельского хозяйства Челябинской области и ООО "АПК "Архангельское" (получатель) заключили соглашение N 1520-01, в соответствии с которым Министерство сельского хозяйства Челябинской области как главный распорядитель бюджетных средств на территории Челябинской области обязалось предоставлять получателю денежные средства, выделяемые из областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, Законом Челябинской области об областном бюджете на 2010 г., получатель - за счет полученных бюджетных средств выполнить условия, указанные в приложении N 1 к договору, а именно - обеспечить объем засыпки семенного фонда в количестве 116 тонн (л.д. 12-13).
Размер субсидии ООО "АПК "Архангельское" определен в справке-расчете и составил 171 992 руб. (л.д. 14).
В соответствии с заявками на оплату расходов от 15.09.2010 N 9509 и от 28.12.2010 N 17327 ООО "АПК "Архангельское" получены денежные средства в сумме 172 591 руб. (л.д. 15-16).
В ходе проверки выполнения показателей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, Министерством сельского хозяйства Челябинской области установлено, что условия соглашения в части обеспечения засыпки семенного фонда в количестве 116 тонн не выполнены. Результаты проверки оформлены протоколом (л.д. 21-22).
Факт неисполнения ООО "АПК "Архангельское" своих обязательств подтвержден и актом проверки Контрольно-счетной палаты Челябинской области от 06.04.2011 N 09-10/4-8 (л.д. 23-28).
В соответствии с п. 9 постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий, сумма перечисленных субсидий подлежит возврату в областной бюджет на основании подготовленных и направленных Министерством сельского хозяйства Челябинской области требований о возврате предоставленной субсидии. Возврат предоставленных субсидий осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения получателями субсидий требования о возврате субсидий.
Ввиду неисполнения ООО "АПК "Архангельское" условий соглашения о предоставлении субсидии Министерство сельского хозяйства Челябинской области 05.04.2011 направило получателю требование о возврате денежных средств в сумме 172 591 руб. (л.д. 8-9).
ООО "АПК "Архангельское" платежными поручениями от 19.05.2011 N 8, от 24.05.2011 N 9 осуществило частичный возврат субсидии, перечислив в областной бюджет 47 874 руб. (л.д. 17).
Поскольку в остальной части возврат субсидии не произведен, Министерство сельского хозяйства Челябинской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском на основании ст. 78, 282, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик своих обязательств по соглашению от 09.09.2010 N 1520-01 не исполнил, нецелевое использование денежных средств истцом доказано.
Суд апелляционной инстанции полагает данные выводы суда верными.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П предусмотрено, что субсидии подлежат возврату в бюджет Челябинской области в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий (п. 9).
Как установлено судом, условия предоставления субсидии по соглашению от 09.09.2010 N 1520-01 ответчиком не выполнены, необходимый объем засыпки семенного фонда не обеспечен. Ответчик, возражая против иска, обстоятельства, связанные с неисполнением принятых на себя обязательств, не оспорил, невозможность возврата субсидии в бюджет Челябинской области обосновал тем, что предприятие находится в стадии банкротства, денежные средства составляют конкурсную массу должника, за счет которой подлежат удовлетворению требования кредиторов.
Суд первой инстанции отклонил указанный довод, правомерно указав на то, что признание ООО "АПК "Архангельское" несостоятельным (банкротом) не освобождает его от исполнения принятых на себя обязательств.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
При этом, как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно п. 2, 3 ст. 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2010 по делу N А76-1664/2010 в отношении ООО "АПК "Архангельское" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - наблюдение. Решением суда от 27.09.2010 должник признан несостоятельным (банкротом) (л.д. 61-69).
Соглашение о предоставлении субсидии заключено Министерством сельского хозяйства Челябинской области и ООО "АПК "Архангельское" 09.09.2010, денежные средства перечислены 15.09.2010 и 28.12.2010, то есть после возбуждения в отношении ответчика дела о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, требование о возврате суммы субсидии относится к текущим платежам и правомерно рассмотрено судом вне рамок дела о банкротстве ответчика.
Поскольку с открытием конкурсного производства обязательства должника не прекращаются, они подлежат исполнению в соответствии с согласованными сторонами условиями и законом, регулирующим данный вид обязательств.
Учитывая изложенное, довод ООО "АПК "Архангельское" о том, что положения ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П, не подлежат применению к спорным правоотношениям ввиду нахождения предприятия ответчика в стадии банкротства, судом отклоняется.
Ссылка ответчика на то, что за счет истребуемых истцом денежных средств в сумме 124 717 руб. погашена задолженность перед кредиторами второй очереди, также не принимается судом, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя апелляционной жалобы о необходимости применения ст. 2, 126, 129, 131 Закона о банкротстве несостоятелен. С учетом предмета и оснований заявленного иска судом в соответствии со ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела: факт заключения и исполнения соглашения от 09.09.2010 N 1520-01 со стороны Министерства сельского хозяйства Челябинской области и со стороны ООО "АПК "Архангельское". Обстоятельства, связанные с формированием конкурсной массы должника, очередностью удовлетворения требований его кредиторов, правового значения для разрешения спора не имеют, следовательно, не имеется и оснований для применения указанных ответчиком норм закона.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Спор разрешен судом в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с предоставлением ООО "АПК "Архангельское" отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина (ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.41, подпункт 4 и 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2011 по делу N А76-11982/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Архангельское" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Архангельское" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
З.Н. Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11982/2011
Истец: Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Ответчик: ООО АПК Архангельское
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11134/11