г. Красноярск |
|
"21" ноября 2011 г. |
Дело N А33-10507/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" ноября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (ООО "Сортамент"): Хрипача И.С., представителя по доверенности от 22.06.2010,
от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска): Усенко Е.В., представителя по доверенности от 19.03.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" августа 2011 года по делу N А33-10507/2010, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сортамент" (далее - общество, заявитель, ИНН 2465073848, ОГРН 1022402474093) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 22.06.2010 N 1453 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в части 3 695 320,74 рублей налогов, 1 162 774, 82 рублей пеней, 597 219,87 рублей штрафов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 12.08.2011 не согласен, поскольку определение об обеспечении иска подлежит немедленному исполнению с момента вручения определения и исполнительного листа налоговому органу; определение от 21.06.2010 и исполнительный лист переданы обществом в инспекцию 24.06.2010; общество не указало конкретные права, которые нарушила инспекция принятым решением с учетом того, что взыскание по спорному решению не было произведено, поскольку налоговым органом произведены все действия по приостановлению взыскания в связи с принятыми обеспечительными мерами.
Общество решение от 12.08.2011 считает законным и обоснованным, поскольку в период действия обеспечительной меры налоговый орган не должен был выносить каких-либо решений и не предпринимать действий по взысканию задолженности.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом в отношении общества проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 28.10.2009 N 41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислены налоги в сумме 3 465 543,18 рублей, уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме 303 461 рублей; начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов в сумме 1 165 687,09 рублей, налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде штрафа в размере 598 539,07 рублей (т. 1 л.д. 245-248). С учетом уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость сумма доначисленных налогов составила 3 769 004,18 рублей.
На основании указанного решения налоговый орган выставил требование N 579 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.04.2010 со сроком исполнения до 26.04.2010.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа послужило основанием для принятия решения от 17.05.2010 N 6692 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Общество, не согласившись с решением от 28.10.2009 N 41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением (дело N А33-8838/2010). Одновременно с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта общество представило в суд заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска от 28.10.2009 N 41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.06.2010 по делу N А33-8838/2010 заявление общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено, действие оспариваемого в рамках дела N А33-8838/2010 решения налогового органа (в том числе на сумму доначисленных налогов в размере 3 769 004,18 рублей) приостановлено, в этот же день выдан исполнительный лист серии АС N 001749154.
В связи с недостаточностью для уплаты сумм, указанных в требовании об уплате налога N 579, а также в требовании от 29.04.2010 N 4149, в соответствии с которым обществу предлагалось уплатить задолженность по текущим платежам, инспекцией вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела решение от 22.06.2010 N 1453 (т. 1 л.д. 18) о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя (далее - оспариваемое решение) о взыскании 3 703 408,74 рублей налогов (с учетом выставления и частичного исполнения инкассовых поручений), 1 250 353,51 рублей пеней, 597 219,87 рублей налоговых санкций, из которых 3 703 688,38 рублей налогов, 1 162 774,82 рублей пеней и 597 219,87 рублей штрафов доначислены в ходе выездной налоговой проверки.
Не согласившись с решением от 22.06.2010 N 1453 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в части 3 695 320,74 рублей налогов, 1 162 774, 82 рублей пеней, 597 219,87 рублей штрафов, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая недействительным решение от 22.06.2010 N 1453 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в части 3 695 320,74 рублей налогов, 1 162 774, 82 рублей пеней, 597 219,87 рублей штрафов, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данное решение не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает право суда при определенных условиях вынести судебный акт, направленный на временное ограничение прав налогового органа по взысканию с налогоплательщика налоговых платежей.
Так, согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.08.2004 N 83 под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Таким образом, принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, свидетельствует о невозможности осуществления налоговым органом действий, направленных на взыскание сумм, доначисленных в ходе проверки.
Пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта относится к обеспечительным мерам, принятие которых производится арбитражным судом по правилам, установленным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.
С учетом изложенного, довод налогового органа о том, что определение об обеспечении иска подлежит немедленному исполнению с момента вручения определения и исполнительного листа налоговому органу, отклоняется как нормативно необоснованный.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.06.2010 по делу N А33-8838/2010 действие решения налогового органа от 28.10.2009 N 41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А33-8838/2010 (т. 1 л.д. 26-27).
22 июня 2010 года инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Красноярска вынесено решение от 22.06.2010 N 1453 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с которым с налогоплательщика подлежали взысканию 3 703 688,38 рублей налогов, 1 162 774,82 рублей пеней и 597 219,87 рублей штрафов, обязанность по уплате которых установлена решением от 28.10.2009 N 41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, решение от 22.06.2010 N 1453 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя вынесено налоговым органом в период действия принятых судом обеспечительных мер, то есть в период, когда налоговый орган не имел права совершать действия по принудительному взысканию спорных сумм налогов, пеней, штрафов.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение от 22.06.2010 N 1453 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в части взыскания 3 695 320,74 рублей налогов, 1 162 774, 82 рублей пеней, 597 219,87 рублей штрафов.
Доводы налогового органа о том, что определение от 21.06.2010 и исполнительный лист переданы обществом в инспекцию 24.06.2010; общество не указало конкретные права, которые нарушила инспекция принятым решением с учетом того, что взыскание по спорному решению не было произведено, поскольку налоговым органом произведены все действия по приостановлению взыскания в связи с принятыми обеспечительными мерами, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку вывода о недействительности оспариваемого решения, принятого в период действия обеспечительных мер, не изменяют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" августа 2011 года по делу N А33-10507/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10507/2010
Истец: ООО "Сортамент"
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4619/11