г. Пермь |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А71-9216/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О. в судебном заседании 22.11.2011, после перерыва - секретарем Беляковой М.В. в судебном заседании 28.11.2011
при участии:
от заявителя автономного учреждения "Управление Минприроды Удмуртской Республики" (ОГРН 1021801437327, ИНН 1832023940): не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001380, ИНН 1835062672): Щекалев Н.А., удостоверение, доверенность от 29.07.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Автономного учреждения "Управление Минприроды Удмуртской Республики"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 сентября 2011 года по делу N А71-9216/2011,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.
по заявлению Автономного учреждения "Управление Минприроды Удмуртской Республики"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления от 02.08.2011 г. N 211-2011 о назначении административного наказания,
установил:
Автономное учреждение "Управление Минприроды Удмуртской Республики" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление, административный орган) от 02.08.2011 N 221-2011 о назначении административного наказания по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Учреждение полагает, что все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства им были приняты: Учреждение обратилось в филиал ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога для оформления правоустанавливающих документов. Кроме того, размер штрафа в размере 15 000 рублей административным органом не обоснован.
Управление против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным. Ссылается на доказанность наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствие претензий со стороны ОАО "РЖД" не свидетельствует об отсутствии вины Учреждения. Указывает на то, что штраф наложен в пределах санкции ст. 7.1 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщены материалы административного производства.
В судебном заседании, состоявшемся 22.11.2011, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 час. 45 мин. 28.11.2011.
После перерыва судебное заседание продолжено в том составе судей, произведена замена секретаря судебного заседания Лебедевой Н.О. на секретаря судебного заседания Белякову М.В.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание после перерыва не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Удмуртской природоохранной прокуратурой на основании обращения ООО "ЗападУралНефть" проведена проверка соблюдения Учреждением земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что Учреждением в полосе отвода железной дороги на 1174 км (пикеты 4, 5, 6) перегона Кама-Камбарка на земельном участке с кадастровым номером 18:10:0:0002 размещены пять дренажных колодцев для откачки загрязненных грунтовых вод. Место расположения дренажных колодцев согласно акту комиссионного выбора определено как: - 1174 км ПК (пикет) 6 + 50 м на расстоянии 13 м от головки крайнего рельса, - 1174 км ПК (пикет) 6 + 25 м на расстоянии 13 м от головки крайнего рельса, - 1174 км ПК (пикет) 5 + 80 м на расстоянии 13 м от головки крайнего рельса, - 1174 км ПК (пикет) 5 + 60 м на расстоянии 13 м от головки крайнего рельса, - 1174 км ПК (пикет) 6 + 30 м на расстоянии 13 м от головки крайнего рельса. Правоустанавливающих документов на земельный участок у Учреждения не имеется.
По результатам проверки 07.07.2011 Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Учреждения производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом административного органа 02.08.2011 вынесено постановление N 221-2011, которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет административную ответственность.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать, в том числе, пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
На основании ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст. 130, 131, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт использования части земельного участка с кадастровым номером 18:10:0:0002, находящегося в федеральной собственности и переданного ОАО "Российские железные дороги" по договору аренды от 26.05.2005 N 107аз/312ю, в полосе отвода железной дороги на 1174 км (пикеты 4, 5, 6) перегона Кама-Камбарка Горьковской железной дороги для размещения пяти дренажных колодцев, подтвержден материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.07.2011, актом-допуском от 27.11.2009 N 175 для производства строительно-монтажных работ на территории организации, актом комиссионного выбора места расположения дренажных колодцев на станции Кама Горьк. ж.д., договором подряда от 28.09.2009 N 19 на выполнение строительно-монтажных работ) и Учреждением по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии в действиях Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия мер, направленных на оформление земельного участка, а также объективно препятствующих заявителю исполнить требования законодательства, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы Учреждения об отсутствии его вины со ссылкой на акт-допуск от 27.11.2009 N 175 для производства строительно-монтажных работ на территории организации, акт комиссионного выбора места расположения дренажных колодцев на станции Кама Горьк. ж.д., письмо ОАО "РЖД" от 14.09.2009 N 382/НОП отклоняются, поскольку указанные документы правоустанавливающими документами, позволяющими использовать земельный участок не являются.
Суд апелляционной инстанции считает, что Учреждение имело возможность принять меры к оформлению правоустанавливающих документов на землю, доказательств невозможности своевременного оформления документов материалы дела не содержат. Отсутствие правоустанавливающих документов на землю, получение которых зависит от волеизъявления самого пользователя, свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Учреждению предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.07.2011 в присутствии представителя Учреждения Антюгановой Н.В., действующей на основании доверенности N 11-юр/2011 от 06.07.2011, выданной на участие в конкретном административном деле. Постановление о назначении административного наказания от 02.08.2011 составлено в присутствии представителя Учреждения Антюгановой Н.В., действующей на основании доверенности N 15-юр/2009 от 01.10.2011, при этом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Учреждение извещено надлежащим образом (определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 221-2011 от 20.07.2011, получено Учреждением 25.07.2011, что подтверждается почтовым уведомлением).
Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует размеру санкции ст. 7.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей определено административным органом в пределах санкции ст.7.1 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения (длительное время использование земельного участка без правоустанавливающих документов - с ноября 2009 года), степени вины правонарушителя (непринятие Учреждением мер по оформлению предусмотренных законодательством правоустанавливающих документов на земельный участок в течение длительного времени, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Учреждения к исполнению обязанностей, установленных действующим законодательством), его имущественного положения, в связи с чем соответствующие доводы Учреждения не принимаются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2011 года по делу N А71-9216/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономного учреждения "Управление Минприроды Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9216/2011
Истец: Автономное учреждение "Управление Минприроды Удмуртской Республики"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике