г.Челябинск |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А76-9176/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Дмитриевой Н.Н., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2011 по делу N А76-9176/2011 (судья Каюров С.Б.).
В заседании приняли участие представители:
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска - Рожкова С.П. (доверенность от 12.01.2011 N 2/81);
закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение "Медприбор" - Гордиенко И.В. (доверенность от 08.08.2011), Гурьянова Н.В. (доверенность от 10.08.2001).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска (далее - заявитель, фонд, учреждение, ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Челябинска) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение "Медприбор" (далее - ответчик, страхователь, ЗАО НПО "Медприбор") финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2010 года в размере 30 447,50 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы управление сослалось на представление декларации в ненадлежащем формате, в связи с чем общество не может считаться исполнившим обязанности страхователя по представлению сведений надлежащим образом. Кроме того, заявитель ссылается на ошибочное применение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежащих применению к настоящему спору.
В отзыве ответчик отклонил доводы инспекции, ссылаясь на исполнение обязанности по представлению сведений. При этом он не был надлежащим образом извещен фондом о невозможности открытия файлов.
Также общество ссылается на аналогичность норм п. 5 ст. 101 НК РФ и п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), соответственно, применение норм НК РФ не могло повлечь принятие неправильного решения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.09.2010 ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Челябинска составлен акт N 757 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также обществу направлено извещение N 757 о рассмотрении материалов проверки 26.10.2010.
Решением от 26.10.20101 N 324 страхователь привлечен к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 10 % от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за отчетный период.
Ответчик обжаловал решение от 26.10.2010 N 324 в апелляционном порядке.
Решением государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Челябинской области от 30.11.2010 N 46 решение ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Челябинска оставлено без изменения, жалоба ЗАО НПО "Медприбор" без удовлетворения.
Заявитель в адрес ответчика направил требование N 140 от 02.12.2010 об уплате сумм финансовых санкций, которое ответчиком не исполнено.
Ссылаясь на то, что обществом надлежащим образом не исполнена обязанность по представлению в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении требования фонда, суд первой инстанции, исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришел к выводу о недоказанности фондом совершения обществом действий, противоречащих Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, 29.07.2010 страхователем были отправлены по телекоммуникационным каналам связи сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1-е полугодие 2010 г. Данные сведения были получены фондом, но не приняты в связи с неверным форматом отправленных файлов.
В надлежащем формате сведения от общества в ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Челябинска фактически поступили 20.09.2010.
В соответствии со ст.ст. 8, 11, 15 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции настоящего Федерального закона) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Пунктом 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с конкретными страхователями.
Правила подготовки документов индивидуального персонифицированного учета в электронной форме закреплены в приложении N 4 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192-п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено, что 29.07.2010 фондом от страхователя по электронной связи были получены сведения за 1-е полугодие 2010 г., то есть в предусмотренный законодательством срок. Однако их содержимое не было прочитано фондом, поскольку представленные файлы не соответствовали установленному формату.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, равно как и доказательств виновности страхователя в том, что представленные им сведения не могли быть прочитаны, фондом в нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что каких-либо действий по разрешению конфликтной ситуации, связанной с доставкой и получением электронных документов, фондом, как стороной, у которой возникли претензии, не предпринято.
Таким образом, судами правомерно установлено, что доказательств, наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, а также наличия вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, заявителем не представлено, следовательно, у фонда отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Ошибочное применение судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям норм НК РФ, связанных с процедурой рассмотрения материалов проверки, не привело к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2011 по делу N А76-9176/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9176/2011
Истец: ГУ УПФР в Центральном районе г. Челябинска
Ответчик: ЗАО Научно-производственное объединение Медприбор
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11482/11