г. Санкт-Петербург |
|
56-40886/2005 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: А.А.Марченковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-339/2006) ООО "Морской рыбный порт" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2005 г. по делу N А56-40886/2005 (судья Третьякова Н.О.),
по заявлению ООО "Морской рыбный порт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: представители Назарова Е.А., доверенность N 7 от 12.01.06; Чернышев К.В., доверенность N 5 от 12.01.06
от ответчика: представитель Самаркин Е.А., доверенность N 01-03/146 от 05.02.06
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Морской рыбный порт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу от 25.08.2005 г. N 21-21/7.
Решением арбитражного суда от 05 декабря 2005 г. заявление Общества оставлено без удовлетворения.
На решение подана апелляционная жалоба, в которой Общество просит полностью отменить решение от 05.12.2005 г. и принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права.
Суд первой инстанции посчитал, что заявитель совершил административное правонарушение, связанное с нарушением требований федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" N 117-ФЗ от 21.07.1997 г. (далее - Закон N 117-ФЗ), который не подлежит применению в отношении портовых гидротехнических сооружений. Требования Закона N 117-ФЗ распространяются только на те гидротехнические сооружения, которые указаны в ст.3 данного закона, на портовые гидротехнические сооружения, в частности, на причалы, действие Закона N 117-ФЗ не распространяется. Эксплуатация причалов как гидротехнических сооружений имеет целью не использование водных ресурсов, а обеспечение стоянки судов и осуществление погрузочно-разгрузочных операций в морском порту.
Портовые гидротехнические сооружения (причалы N N 1-6) не находятся ни в собственности, ни на балансе заявителя, их эксплуатация осуществляется на основании договора аренды, заключенного с КУГИ СПб. Действующее законодательство не возлагает на заявителя обязанности по составлению деклараций безопасности в отношении эксплуатируемых им портовых гидротехнических сооружений.
Согласно действующего РД 31.3.4-97 "Положения об организации технического контроля гидротехнических сооружений морского транспорта" предусмотрена процедура оценки возможности безопасного технического использования сооружения той организацией, которая претендует на его эксплуатацию. По результатам этой процедуры организация-претендент получает Декларацию готовности к эксплуатации ГТС.
По мнению заявителя, причалы морских портов относятся к судоходным гидротехническим сооружениям, надзор за безопасностью которых возложен на Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.98г N 446.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Ространснадзор был определен как орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере морского и внутреннего водного и другого транспорта.
Приказом Ространснадзора от 29.10.2004 г. N АН-249ф утверждено "Положение об Управлении надзора в сфере морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты) и речного транспорта, согласно которому Управление:
- осуществляет рассмотрение деклараций безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений и экспертных заключений на них и вынесение решений об их утверждении или об отказе в утверждении;
- осуществляет проведение государственной экспертизы декларации безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, указав кроме того на то, что Общество не относится к эксплуатирующей организации в смысле ст.3 Закона РФ N 117-ФЗ.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, соглашаясь с решением суда и опровергая доводы апелляционной жалобы в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
24.08.2005 г. Росприроднадзором была проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что Обществом не произведен расчет вероятного вреда (ущерба) в результате аварии биологических очистных сооружений; не произведен расчет вреда (ущерба) в результате аварии гидротехнических сооружений; отсутствует декларация безопасности гидротехнических сооружений - причалов N N 1-6; отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений - причалов N N 1-6. По итогам проверки составлен акт N 21-21/3 от 24.08.2005 г..
25.08.05г был составлен протокол N 21-21/5 об административном правонарушении, которым установлены вышеизложенные (в Акте) обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Обществом ст.10 Закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97г N 117-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" от 18.12.01 N 876, п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.99г N 237.
Постановлением N 21-21/7 от 25.08.05 Общество признано виновным в нарушениях, предусмотренных ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 30000 руб.
В соответствии со ст.9.2 КоАП РФ нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст.10 Закона N 117-ФЗ на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения и представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Согласно ст.17 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.9,10,17 Закона 117-ФЗ и принятых в соответствии с указанным федеральным законом Постановлений Правительства Российской Федерации N 876 от 18.12.2001 г. и N 237 от 27.02.99г обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, в том числе по составлению и представлению в надзорный орган декларации безопасности, расчета вероятного вреда, несут собственники и эксплуатирующие организации гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст.3 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Как следует из материалов дела, в том числе из представленного договора аренды причалов N 05-ИК-000001 от 18.06.97, заключенного Обществом с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петерубрга, действующим от имени собственника, и Государственной Администрацией Санкт-Петербургского морского рыбного порта, являющейся балансодеражателем, заявитель как арендатор гидротехнических сооружений не является ни собственником, ни эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Предусмотренные договором аренды обязанности Общества по обеспечению безопасности, охраны окружающей среды при эксплуатации арендованного имущества являются гражданско-правовыми обязанностями Общества перед контрагентом по договору, за нарушение которых наступает гражданско-правовая ответственность, и не меняют статуса Общества в смысле законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, нарушение которого влечет административную ответственность.
Таким образом, заявитель не является субъектом ответственности по ст.9.2 КоАП РФ, в связи с чем Постановление N 21-21/7 от 25 августа 2005 г. подлежит признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями п.2 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 декабря 2005 г. по делу N А56-40886/2005 отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 21-21/7 от 25 августа 2005 г. о назначении административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Старовойтова О.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40886/2005
Истец: ООО "Морской рыбный порт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-339/06