город Омск |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А46-6722/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8253/2011) индивидуального предпринимателя Лапкина Сергея Борисовича на решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011 по делу N А46-6722/2011 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лапкина Сергея Борисовича (ОГРН 304550503700010, ИНН 550400743912) к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения N 09-28/21501 от 01.03.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Лапкина Сергея Борисовича - Леонова Ж.И. (паспорт, по доверенности от 03.04.2009 сроком действия 3 года);
от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Кузнецов В.В. (удостоверение, по доверенности N 1515 от 29.01.2009 сроком действия 3 года);
установил:
Индивидуальный предприниматель Лапкин Сергей Борисович (далее по тексту - предприниматель Лапкин С.Б., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г.Омска (далее по тексту - ИФНС России по ЛАО г.Омска, налоговый орган), в котором просил признать недействительным решение N 09-28/21501 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2011.
Решением от 30.08.2011 по делу N А46-6722/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Оставляя без удовлетворения требования налогоплательщика, суд исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка номер А46-10658/2009 в размере 11664698 руб. утверждена опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Омской области (постановление Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008), данный акт не признан незаконным ни полностью, ни в части принадлежащего заявителю участка, действия уполномоченного лица по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании постановления Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008 заявителем не оспорены.
В апелляционной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика.
Заявитель в апелляционной жалобе обращает внимание на то, что решением Арбитражного суда Омской области от 01.09.2009 по делу N А46-10658/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Лапкина СБ. признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости в размере 11664697,97 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 05:0009.
Также податель жалобы отмечает, что за 2008 год у него имелась переплата по земельному налогу в сумме 174970 рублей, которая образовалась (или должна была образоваться) в результате принятия решения Арбитражного суда Омской области от 01.09.2009 по делу N А46-10658/2009 в виду отсутствия налоговой базы по земельному налогу за 2008 год.
Более того, податель жалобы отмечает, что во исполнение названного судебного акта ФГУ "Земельная кадастровая палата" внесло в ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка в ином размере, нежели был определен для земельного участка изначально, что свидетельствует об изменении с 01.01.2009 кадастровой стоимости земельного участка в меньшую сторону.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу предпринимателя налоговый орган выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты:
земельный участок площадью 162 кв.м., имеющий кадастровый номер 55:36:09 03 03:368, предоставленный для общественно-деловых целей под здание (здание склада), местоположение установлено относительно здания склада, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. Серова, 21 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ 852123 от 26.12.2008);
земельный участок площадью 694 кв.м., имеющий кадастровый номер 55:36:17 01 01:1947, предоставленный из земель населенных пунктов для производственных целей, местоположение установлено относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г.Омск, Ленинский административный округ, г.Омск, ул. Д.Бедного, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ 785652 от 01.10.2008);
земельный участок площадью 1033 кв.м., имеющий кадастровый номер 55:36:09 03 05:0009, предоставленный для общественно-деловых целей под строение, расположенный на землях поселений относительно здания кафе, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. Гуртьева, 22 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 695974 от 23.09.2004).
ИФНС России по ЛАО г.Омска на основании представленной заявителем 14.10.2010 уточненной декларации по земельному налогу за 2009 год была проведена камеральная налоговая проверка.
По результатам контрольного мероприятия ИФНС России по ЛАО г.Омска пришла к выводу о неверном отражении налоговой базы по земельному участку 55:36:09 03 05:0009 в сторону ее занижения, что нашло отражение в итоговом акте проверки N 342 от 20.01.2011.
На основании материалов камеральной налоговой проверки и представленных налогоплательщиком возражений ИФНС России по ЛАО г.Омска 01.03.2011 вынесла решение N 09-28/21501, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 20361 руб., заявителю начислены по состоянию на 01.03.2011 пени в сумме 3131,16 руб., предложена к уплате недоимка в сумме 101809 руб., указанные выше штрафы и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-18/00361ЗГ от 22.04.2011 апелляционная жалоба на решение заинтересованного лица была оставлена без удовлетворения.
Предприниматель Лапкин С.Б., считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением от 30.08.2011 по делу N А46-6722/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как предписывает пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ) было определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" были утверждены результаты кадастровой оценки земель в городе Омске.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п были внесены изменения.
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п было опубликовано в издании "Омский вестник" N 127 от 25.12.2007, постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п - "Омский вестник" N 141 от 30.11.2008.
Как уже было отмечено выше, заявителем налоговая база для земельного участка номер 55:36:09 03 05:0009 была определена в нулевом размере, в то время как в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" в редакции постановления от 26.11.2008 N 193-п по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной в 2007 году, для земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 05:0009 установлена кадастровая стоимость в размере 11664698руб.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о занижении предпринимателем Лапкиным С.Б. кадастровой стоимости земельного участка 55:36:09 03 05:0009, и, как следствие, налогооблагаемой базы, о чем обоснованно указала Инспекция в оспариваемом решении N 09-28/21501 от 01.03.2011.
Таким образом, ИФНС России по ЛАО г.Омска при вынесении оспариваемого решения N 09-28/21501 от 01.03.2011 о доначислении налога по данному объекту исходила из кадастровой стоимости, равной 11664698 руб.
Ссылка предпринимателя Лапкина С.Б. на решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2009 по делу N А46-10658/2009 как правовое основание отсутствия кадастровой стоимости земельного участка номер 55:36:09 03 05:0009, с которого подлежит исчислению налог, по состоянию на 01.01.2009 правомерно была отклонена судом первой инстанции.
Так, из решения от 01.09.2009 следует, что в рамках арбитражного дела N А46-10658/2009 судом оценивалась законность действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 11664697,97 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 05:0009 по состоянию на 27.12.2007.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.09.2009 по делу N А46-10658/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Лапкина С.Б. признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости в размере 11664697,97 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 05:0009 с местоположением г.Омск, ул. Гуртьева, 22, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области было обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лапкина Сергея Борисовича.
В результате судебного разбирательства по делу N А46-10658/2009 суд пришел к выводу, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка были совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации, суд указал, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 05:0009, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов. В силу чего, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области решением по делу N А46-10658/2009 были признаны судом незаконными.
Оставляя без удовлетворения требования налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка номер А46-10658/2009 в размере 11664698 руб. утверждена опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Омской области (постановление Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008). При этом, данный акт не признан незаконным ни полностью, ни в части принадлежащего заявителю участка, действия уполномоченного лица по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании постановления Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008 заявителем не оспорены.
В рассматриваемой ситуации, для целей налогообложения кадастровая стоимость считается установленной с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки земли органом исполнительной власти и вступления данного акта в законную силу. Государственный кадастр недвижимости, как предписывает пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", является систематизированным сводом сведений об учтенном в недвижимом имуществе.
Довод подателя жалобы о том, что вступивший в законную силу судебный акт по делу А46-10658/2009 свидетельствует об отсутствии в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка несостоятелен и в силу того, что в мотивировочной части названного решения, указано, что суд не находит правовых оснований для обязания заинтересованного лица (Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области) совершить действия, указанные заявителем в качестве восстановления его прав, нарушенных оспариваемыми действиями (исправить кадастровую ошибку путем внесения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, рассчитанной исходя из 5-го вида разрешенного использования земельного участка), поскольку Постановлением 193-П от 26.11.2008 г.. была утверждена кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 11664697,97 рублей.
Иными словами, названное решение арбитражного суда не повлекло исключения из ГКН сведений о спорном земельном участке, что свидетельствует об установленности по состоянию на 01.01.2009 кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что за 2008 год у него имелась переплата по земельному налогу в сумме 174970 рублей, которая образовалась (или должна была образоваться) на основании доводов предпринимателя, изложенными в жалобе в результате принятия решения Арбитражного суда Омской области от 01.09.2009 по делу N А46-10658/2009 в виду отсутствия налоговой базы по земельному налогу за 2008 год.
Между тем, из материалов дела усматривается, что на момент вынесения оспариваемого решения переплата в указанной сумме отсутствовала по причине вступления в силу решений Инспекции по результатам камеральных налоговых проверок представляемой отчетности по земельному налогу за 2008 год (решение N 09-28/1804 от 09.03.2010 доначислен земельный налог за 1 квартал 2008 года в сумме 43743 руб., решение N 09-28/1805 от 09.03.2010 доначислен земельный налог за 2 квартал 2008 года в сумме 43743 руб., решение N 09-28/1806 от 09.03.2010 доначислен земельный налог за 3 квартал 2008 года в сумме 43743 руб., решение N 09-28/1807 от 09.03.2010 доначислен земельный налог за 2008 год в сумме 43743 руб.), которые в установленном законом порядке заявителем не оспаривались.
Таким образом, факт наличия переплаты по земельному налогу в сумме 174970 рублей за 2008 год заявителем не подтвержден документально.
Также несостоятельна ссылка подателя жалобы на изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка в силу установления для него нового удельного показателя кадастровой стоимости, поскольку заявитель не представил апелляционному суду соответствующих доказательств внесения названных сведений в ГКН по состоянию на 01.01.2009.
При таких обстоятельствах, требование предпринимателя Лапкина С.Б. удовлетворению не подлежит, о чем правомерно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте.
Суд апелляционной инстанции считает, что предпринимателем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы (предпринимателя).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011 по делу N А46-6722/2011 оставить без изменения. Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лапкина Сергея Борисовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6722/2011
Истец: ИП Лапкин Сергей Борисович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8253/11