г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2006 г. |
Дело N А56-51447/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Копыловой Л.С., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания Ковальчук Л.Г.
рассмотрев апелляционные жалобы: (регистрационный номер 13АП-2958/2006) Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт";
(регистрационный номер 13АП-3443/2006) ООО "Конекс"
на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 13.02.2006 г. по делу N А56-51447/2005 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ЗАО "Балттранс Норд-Вест"
к 1) ООО "Конекс",
2) ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург"
3) ФГУП "Росморпорт"
3-и лица: 1) ООО "Тангра - Ойл"
об истребовании имущества из чужого незаконного владения
при участии:
от истца: Кретов Я.В. доверенность от 04.07.2005 г.
Порошина В.И. доверенность от 20.10.2005 г.
от ответчиков: 1) Николаев А.В. доверенность N 07/05 от 30.12.2005 г.
2) не явился (извещен)
3) Чернышей А.В. доверенность от 04.04.2006 г.
Ибрагимов А.Т. доверенность от 10.04.2006 г.
от третьего лица: 1) Шлыков С.Ю. по доверенности от 22.07.2005 г.
установил:
Закрытое акционерное общество "Балттранс Норд-Вест" (далее по тексту истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об истребовании из незаконного владения ООО "Конекс" ледокола "Тор" и передаче его истцу, а также об обязании ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" зарегистрировать право собственности истца на указанное судно.
Решением арбитражного суда от 13.02.2006 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение ООО "Конекс" и ФГУП "Росморпорт" поданы апелляционные жалобы об отмене решения суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе ООО "Конекс" просит решение суда отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ФГУП "Роморпорт" сослался на то, что данным решением нарушены его права, так как между ООО "Тангра - Ойл" и ФГУП "Росморпорт" заключен договор бэрбоут-чартера N 01-14/259/03-11/6 от 25.12.2004 г., по которому ФГУП "Росморпорт" осуществляет владение и пользование ледоколом "Тор". С 01.08.2005 года права и обязанности судовладельца на основании дополнительного соглашения к вышеуказанному договору перешли ООО "Конекс", следовательно, ООО "Конекс" на момент предъявления иска не являлся владельцем спорного судна, которое продолжает находиться во владении ФГУП "Росморпорт".
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2006 г. ФГУП "Роморпорт" привлечено к участию в деле в качестве третьего ответчика, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по правилам суда первой инстанции.
Представитель ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ЗАО "Балттранс Норд-Вест" представил в суд уточненное исковое заявление, в котором просит истребовать из незаконного владения ООО "Конекс" и ФГУП "Росморпорт" ледокол "Тор" и передать его истцу. Уточненные требования судом приняты в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ООО "Тангра-Ойл" и ООО "Конекс" представили в суд пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили отказать в удовлетворении исковых требований ЗАО "Балттранс Норд-Вест".
Апелляционный суд, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства:
Ледокол "Тор" принадлежал ЗАО "Балттранс Норд-Вест" на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права собственности.
10.07.2003 г. между ЗАО "Балттранс Норд-Вест" (продавцом) и ООО "Тангра-Ойл" (покупателем) был заключен договор купли-продажи судна - дизель-электрохода ледокола "Тор".
На основании указанного договора право собственности на ледокол "Тор" 05.11.2003 г. было зарегистрировано за ООО "Тангра-Ойл".
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2005 г. по делу N А56-48130/2003, которым ООО "Тангра - Ойл" обязано возвратить ледокол "Тор" истцу.
Однако ООО "Тангра-Ойл" вместо возврата судна истцу заключило 18.05.2005 г. договор купли-продажи ледокола "Тор" с ООО "Конэкс". В тот же день судно было зарегистрировано в порту Санкт-Петербурга. До этого местом регистрации судна являлся г. Мурманск.
На момент заключения договора купли-продажи спорного судна и на момент регистрации ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" располагало сведениями о том, что в производстве Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области имелось дело N А56-48130/2003 по иску ООО "Алтранс Гмбх" к ЗАО "Балттранс Норд-Вест", "Тангра-Ойл", МАП Выборг и Высоцк, ООО "Бонус".
Также у регистрирующего органа имелись сведения о деле N А56-26675/2004.
Данные обстоятельства подтверждены письмами капитана портов Выборг и Высоцк от 01.03.2005 г., от 05.03.2005 г., направленными в адрес ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" с копиями определения об обеспечении иска и постановления о возбуждении исполнительного производства, пояснительной запиской от 15.03.2005 г. по спорным судам.
Определением от 05.11.2004 г. по делу N А56-26675/2004 капитану порта г. Мурманск было запрещено производить записи об изменении порта регистрации судна "Тор".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2005 г. были отменены меры обеспечения в виде ареста судна и запрета капитану портов Выборг и Высоцк производить регистрацию обременений на ледокол и производить записи об изменении порта регистрации ледокола "Тор". ООО "Тангра-Ойл" перерегистрировало ледокол "Тор" в порту Санкт-Петербург, а затем продало судно ООО "Конэкс".
25.12.2004 года ООО "Конекс" передал ледокол "Тор" в аренду ФГУП "Росморпорт" на основании договора бербоут-чартера N 01-14/259/03-11/6.
Согласно статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В случаях, предусмотренных статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может быть истребовано также и у добросовестного приобретателя.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Согласно пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 и пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 N 6-П, покупатель не может быть признан добросовестным приобретателем, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых покупатель знал или мог знать. По смыслу пункта 2 указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации под добросовестными приобретателями понимаются лица, проявляющие при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ответчики, очевидно, могли узнать о притязаниях истца на ледокол "Тор", проявив разумную осторожность и предусмотрительность при приобретении судна.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-48130/2003 от 15.04.2005 г. сделка по продаже судна - дизель-электрохода ледокола "Тор" признана недействительной как совершенная с нарушением статьи 79 ФЗ "Об акционерных обществах", поскольку общее собрание акционеров ЗАО "Балттранс Норд-Вест" не принимало решение об одобрении крупной сделки по продаже ледокола, следовательно, судно выбыло из владения истца помимо его воли.
Согласно пункта 7 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145, реестры судов носят открытый характер, сведения, содержащиеся в Государственном судовом реестре, предоставляются любому заинтересованному лицу.
В соответствии с пунктом 17 указанных правил неотъемлемой частью Государственного судового реестра являются дела, включающие в себя документы на суда.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что в момент совершения сделки покупатель - ООО "Конекс" знал о наличии правопритязаний третьих лиц на спорное судно, следовательно, ООО "Конекс" не может быть признан добросовестным приобретателем.
Таким образом, возражения ООО "Конекс" являются неосновательными.
25.12.2004 г. между ФГУП "Росморпорт" и ООО "Тангра-Ойл" заключен договор бербоут-чартера N 01-14/259/03-11/6, на основании которого ФГУП "Росморпорт" осуществляет владение и пользование ледоколом "Тор". 01.08.2005 года права и обязанности судовладельца на основании дополнительного соглашения N1 к указанному договору перешли к ООО "Конэкс".
В соответствии со статьей 211 КТМ РФ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
ООО "Тангра-Ойл" являлось незаконным собственником (судовладельцем) ледокола "Тор", оно было не вправе совершать сделки по распоряжению чужим имуществом, в том числе передавать ледокол "Тор" в пользование и во владение ФГУП "Росморпорт" на основании стандартного бербоутного чартера N 01-14/259/03-11/6 от 25.12.2004 года., а также заключать 01.08.2005 года дополнительное соглашение N1.
При указанных обстоятельствах стандартный бербоутный чартер N 01-14/259/03-11/6 от 25.12.2004 г. (с дополнительным соглашением N1 01.08.2005 г.) является ничтожной (недействительной) сделкой, противоречащей статьям 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 211 КТМ РФ.
Поскольку недействительная сделка в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет никаких последствий, ФГУП "Росморпорт" является незаконным и недобросовестным фрахтователем (владельцем) ледокола "Тор", поскольку перед заключением бербоут-чартера также мог получить сведения о наличии притязаний в отношении судна.
Согласно пункта 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2006 года по делу N А56-51447/2005 отменить.
ООО "Конекс" и ФГУП "Росморпорт" передать ЗАО "Балттранс Норд-Вест" ледокол "Тор" (ИМО N 5418197, год постройки - 1964 г.).
ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" зарегистрировать право собственности ЗАО "Балттранс Норд-Вест" на ледокол "Тор".
Взыскать с ООО "Конекс" и ФГУП "Росморпорт" в доход Федерального бюджета года пошлину по 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51447/2005
Истец: ЗАО "Балттранс Норд-Вест"
Ответчик: ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург", ООО "Конэкс", ФГУП "Росморпорт"
Третье лицо: ООО "Тингра-Ойл", Управление ФНС по Санкт-Петербургу, УФНС города Москвы, ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Росморпорт" в лице Санкт-Петербургского филиала
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2958/06