г.Киров |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А29-3444/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Агентства Республики Коми по управлению имуществом на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2011 по делу N А29-3444/2011, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК (в интересах Российской Федерации) (ИНН: 1101486727 ОГРН 1101101000780) к Агентству Республики Коми по управлению имуществом (ИНН 1101481535, ОГРН 1021100533607), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244 ОГРН 1041100438191)
третьи лица: ГУ 1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Коми, Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми, Министерство культуры Республики Коми, Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми
о признании права собственности,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Республике Коми, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Агентству Республики Коми по управлению имуществом (далее - Агентство РК по управлению имуществом, ответчик, заявитель), Комитету по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми (далее - Комитет, ответчик), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимости: помещения Управления государственной противопожарной службы, назначение: нежилое, общая площадь 703,6 кв.м., этаж антресольный, 1,2,3,4, номера на поэтажном плане: антресольный этаж - N N 1-3, 1 этаж - 1-14, 14 а; 2 этаж NN 1-5, 5а, 5б; 3 этаж - NN 1-3, 4 этаж N 1-3, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 9, которые соответствуют помещениям (Лит. А, А1) обозначенным в техническом паспорте на Административное здание с гаражом от 03 сентября 2009 года и признании права собственности Российской Федерации на земельный участок (на котором расположен вышеназванный объект) с кадастровым номером 11:05:0106032:11, общей площадью 421 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д.9.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2011 г.. признано право собственности Российской Федерации на помещения Управления государственной противопожарной службы, назначение: нежилое, общая площадь 703,6 кв.м., этаж антресольный, 1,2,3,4, номера на поэтажном плане: антресольный этаж - N N 1-3, 1 этаж - 1-14, 14 а; 2 этаж NN 1-5, 5а, 5б; 3 этаж - NN 1-3, 4 этаж N 1-3, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 9, которые соответствуют помещениям (Лит. А, А1) обозначенным в техническом паспорте на Административное здание с гаражом от 03 сентября 2009 года.
Признано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106032:11, общей площадью 421 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д.9.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми отказано.
Суд исходил из того, что заявленные требования являются обоснованными.
Не согласившись с принятым решением, Агентство РК по управлению имуществом обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд отклонил заявление о пропуске истцом срока исковой давности.
На территории Республики Коми процесс разграничения собственности на федеральную и собственность Республики Коми был осуществлен в 1993 г.. Результатом такого разграничения явилось соглашение N 42 от 20.01.1993 г.. Поскольку иск предъявлен в защиту имущественных интересов РФ, следовательно, течение срока исковой давности началось с момента, когда истец должен был узнать о нарушении своего права, а именно с момента указанного соглашения, то есть с 20.01.1993 г.. Таким образом, срок исковой давности истек.
Право собственности Республики Коми на указанные помещения зарегистрировано УФРС по РК 18.08.2010 г.. Решением Агентства от 14.09.2007 г.. помещения переданы в оперативное управление Комитету по делам ГО и ЧС РК. 20.09.2010 г.. за Комитетом зарегистрировано право оперативного управления государственным имуществом РК. Следовательно, если исчислять срок с указанной даты, то срок исковой давности истек. Таким образом, срок исковой давности должен быть применен судом.
Кроме того, истцом не представлено документов, подтверждающих факт владения имуществом федеральными структурами и учреждениями. Следовательно, отсутствуют основания для выводов об отнесении спорного имущества к собственности РФ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2011 г.. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено материалами дела, 18.08.2010 г. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Республики Коми на объект недвижимости: помещения Управления государственной противопожарной службы, назначение: нежилое, общая площадь 703,6 кв.м., этаж антресольный, 1,2,3,4, номера на поэтажном плане: антресольный этаж - N N 1-3, 1 этаж - 1-14, 14 а; 2 этаж NN 1-5, 5а, 5б; 3 этаж - NN 1-3, 4 этаж N 1-3, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 9 о чем выдано свидетельство 11 АА 739000 (т. 1 л.д. 104). Основанием регистрации права указано Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Коми от 20.01.1993 г. N 42.
Также 20.09.2010 г. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми на этот же объект недвижимости, о чем выдано свидетельство 11 АА 744115 (т.1 л.д. 105). Основанием регистрации права указано решение Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 14.09.2007 г. N 580 "О закреплении государственного имущества Республики Коми в оперативное управление".
Право собственности на земельный участок, на котором расположен вышеназванный объект недвижимости, имеющим кадастровый номер 11:05:0106032:11 (который равнозначен кадастровому номеру 11:05:0106032:0011, что отражено в кадастровом паспорте (т. 2 л.д. 22-25), общей площадью 421 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д.9, зарегистрировано за Республикой Коми, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись 24.11.2008 г. (свидетельство 11 АА 586053 (т.1 л.д. 229).
Согласно пункта 2 раздела II приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, относится имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Судом первой инстанции установлено, что спорное имущество как до момента разграничения государственной собственности в Российской Федерации (1991 год), так и после находилось во владении учреждения пожарной охраны, являющегося федеральным учреждением, на 1991 г. относящимся к органам внутренних дел Российской Федерации, а в последующем с конца 2001 года относящимся к МЧС России.
В связи с реорганизацией пожарной охраны приказом Министра охраны общественного порядка Коми АССР от 29.12.1966 N 512 был образован 1 отряд профессиональной пожарной охраны УПО MOOП в состав которого вошли: ППЧ-1 (г. Сыктывкар), ППЧ-2 (г. Выльгорт), ППЧ-3 (техническая часть г. Сыктывкар).
Приказом МВД Коми АССР от 07.05.1980 N 087 на базе ППЧ-1 (г.Сыктывкар) была создана самостоятельная военизированная пожарная часть N 10 УПО МВД Коми АССР (СВПЧ-10).
Приказом МВД Коми АССР от 13.08.1993 N 607 на базе СВПЧ-10 был создан 21 отряд военизированной пожарной охраны противопожарной и аварийно-спасательной службы МВД РК (21-ОВПО ПАСС МВД РК), в состав которого вошли: ПЧ-10 (г. Сыктывкар), ПЧ-3 (м. Човью), ПЧ-39 (п.Лесозавод), ПЧ-41 (п. Красный Затон).
Приказом МВД Коми АССР от 22.11.1993 N 860 21-ОВПО ПАСС преобразован в 21-й отряд Управления государственной противопожарной службы МВД РК (21 отряд УГПС МВД РК).
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 Государственная противопожарная служба МВД РК преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России по Республике Коми (21 отряд УГПС МВД РК в 21 отряд УГПС МЧС России по РК).
В соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2004 N 631, приказом СЗРЦ МЧС России от 14.03.2005 N 70 и приказом ГУ МЧС России по РК от 29.07.2005 N 213 внесены изменения в наименование отрядов 21 отряд УГПС МВД РК переименован в 21 отряд ГПС МЧС России по РК.
Приказом МЧС России от 28.08.2008 года N 507, приказом Управления МЧС России по Республике Коми от 19.12.2008 N479 21 отряд ГПС МЧС России по РК переименован в государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Коми" (ГУ "1 отряд ФПС по РК) т. 1 л.д. 22-44.
Согласно инвентарным карточкам (т. 1 л.д. 19-21), начиная с 11.01.1972 года, объект учитывался как "Пожарное депо" на балансе ППЧ-1 и в последующем всех его правопреемников вплоть до государственного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Коми".
Согласно техническому паспорту (т.1 л.д. 9-18), составленному по состоянию на 5 марта 1983г. правообладателем спорного имущества является МВД Коми АССР.
В настоящее время объект находиться в фактическом владении федерального учреждения - государственного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Коми", в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с иском о признании права собственности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты прав является признание права собственности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, относится имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно Соглашения о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Коми от 20.01.1993 г. N 42 имущество органов внутренних дел не относится к имуществу Республики Коми, а отнесено к федеральной собственности (статья 2).
Также на момент государственной регистрации права собственности Республики Коми и на настоящий момент названное соглашение утратило силу в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми от 30.03.2002.
При указанных обстоятельствах, решение Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 14.09.2007 г.. N 580 "О закреплении государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" в части закрепления на праве оперативного управления за Комитетом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Коми спорного здания, является недействительным.
Таким образом, спорный объект недвижимости является федеральной собственностью.
Довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности отклоняется.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, спорные объекты находились и находятся в фактическом владении федерального учреждения, поэтому требования истца носят негаторный характер (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), на которые срок исковой давности в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется.
С учетом изложенного апелляционный суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Правовых оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2011 г.. по делу N А29-3444/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Агентства Республики Коми по управлению имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
О.Б.Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3444/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК (в интересах Российской Федерации)
Ответчик: Агентство Республика Коми по управлению имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
Третье лицо: ГУ 1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Коми, Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми, Министерство культуры Республики Коми