г. Томск |
|
"28" ноября 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М. Х. Музыкантовой
судей: Л.И. Ждановой, О.А. Скачковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А.Л., секретарем Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: Байцеров М.В. по доверенности от 31.03.2011 г.,
от ответчиков (заинтересованных лиц): без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 01.09.2011 года по делу N А27-5972/2011 (судья Гуль Т.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Шахта Колмогоровская-2"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Кемеровской области, Федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Шахта Колмогоровская-2" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Кемеровской области), связанных с определением и внесением в государственный кадастр недвижимости в период с 2003 по 2010 годы сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных в Беловском районе Кемеровской области и имеющих следующие кадастровые номера: 42:01:0114005:122; 42:01:0114005:77; 42:01:0114005:78; 42:01:011400542:01:0114005:79; 42:01:0114005:81; 42:01:0114005:493; 42:01:0114005:175; 42:01:0114005:40; 42:01:0114005:42; 42:01:0114005:44; 42:01:0114005:45; 42:01:0114005:103; 42:01:0114005:104; 42:01:0114005:111.
Решением арбитражного суда от 01.09.2011 года заявленные требования Общества удовлетворены, с Управления Росреестра по Кемеровской области в пользу заявителя взыскано в возмещение судебных расходов 2000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра по Кемеровской области указывает, что кадастровая стоимость земельных участков определена на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г.. N 222 (далее - Методические рекомендации); суд не указал, какие сведения о кадастровой стоимости следует внести в государственный кадастр недвижимости.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает против доводов апелляционной жалобы Управления Росреестра по Кемеровской области, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержав доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Управление Росреестра по Кемеровской области и ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных лиц в соответствии с ч.1, 3 статьи 156 АПК РФ.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: 42:01:0114005:122; 42:01:0114005:77; 42:01:0114005:78; 42:01:011400542:01:0114005:79; 42:01:0114005:81; 42:01:0114005:493; 42:01:0114005:175; 42:01:0114005:40; 42:01:0114005:42; 42:01:0114005:44; 42:01:0114005:45; 42:01:0114005:103; 42:01:0114005:104; 42:01:0114005:111.
В связи с взысканием арендодателем с Общества арендных платежей за 2010 год, размер которых определен на основании кадастровой стоимости таких земельных участков, Общество обратилось в ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области с запросом о выдаче кадастровых паспортов на земельные участки.
Получив кадастровые паспорта на указанные земельные участки, содержащие сведения о кадастровой стоимости, посчитав действия Управления Росреестра по Кемеровской области по определению кадастровой стоимости незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков с нарушением земельного законодательства.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период совершения Управлением Росреестра по Кемеровской области оспариваемых действий, сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила проведения государственной оценки земель), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 2, 5, 10 Правил проведения государственной оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В связи с этим судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в отношении арендуемых Обществом земельных участков отсутствует нормативный акт, утверждающий кадастровую стоимость, либо удельный показатель кадастровой стоимости.
На территории Кемеровской области для земель промышленности результаты оценки утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.02.2006 N 26 "О государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения Кемеровской области".
Указанное постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не содержит сведений о кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Кемеровской области указывает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была рассчитана на основании Методических указаний, разработанных в соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной оценки земель.
Согласно пункту 2.1.4 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Однако в настоящем случае постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г.. N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (городским округам)", от 27.11.2008 г.. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области (городским округам)", от 10.02.2006 г.. N 26 "О государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения Кемеровской области" не содержат сведений о земельных участках, арендуемых Обществом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков недостоверны.
Внесение Управлением Росреестра по Кемеровской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков без надлежащего утверждения нарушает права и законные интересы Общества, связанные с уплатой предусмотренных договорами арендных платежей, поскольку размер таких платежей связан с размером кадастровой стоимости каждого земельного участка.
Ссылка Управления Росреестра по Кемеровской области на осуществление расчета минимальных и средних медианных значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков с применением специального программного средства подлежит отклонению.
В силу положений указанных выше нормативных актов в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость может вноситься только в случае, если этот размер кадастровой стоимости указан в официально обнародованном нормативном акте органа исполнительной власти субъекта РФ, либо если кадастровая стоимость определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, размер которого указан в официально обнародованном нормативном акте органа исполнительной власти субъекта РФ.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется указание Управления Росреестра по Кемеровской области на отсутствие со стороны суда первой инстанции оценки постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.02.2006 г.. N 26 "О государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения Кемеровской области".
Данное постановление имеется в материалах дела и ему была дана оценка судом первой инстанции, о чем свидетельствует определение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.09.2011 г.. об исправлении опечатки.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Кемеровской области указывает, что суд в нарушение статьи 201 АПК РФ не указал, какие сведения о кадастровой стоимости следует внести в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Резолютивная часть решения суда первой инстанции соответствует данному требованию законодательства.
Отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции указания на сведения, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости, не является нарушением, поскольку заявление Общества не содержало таких требований.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятие доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.09.2011 года по делу
N А27-5972/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М. Х. Музыкантова |
Судьи |
Л. И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5972/2011
Истец: ООО "Шахта Колмогоровская-2"
Ответчик: Управление Росреестра по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области