г. Челябинск |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А07-8523/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Румянцева А.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхисламовой А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2011 по делу N А07-8523/2011 (судья Вафина Е.Т.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - Шарипова Ф.М. (доверенность N 226 от 31.12.2010);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Назаркин А.И. (доверенность N 40 от 04.04.2011 N 214-22).
Открытое акционерное общество "Башинформсвязь" (далее по тексту - ОАО "Башинформсвязь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан (далее - Управление Росреестра по РБ, ответчик) с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права собственности ОАО "Башинформсвязь" на объект недвижимости - волоконно-оптическая линия передачи "Темясово-Старосубхангулово", протяженностью 69,0 км., инвентарный номер 352067 незаконным; возложении обязанности на Управление Росреестра по РБ зарегистрировать право собственности ОАО "Башинформсвязь" на волоконно-оптическую линию передачи "Темясово-Старосубхангулово", протяженностью 69,0 км., инвентарный номер 352067 (л.д. 6-9).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.09.2011 в удовлетворении требований отказано (л.д. 100-107).
Не согласившись с принятым решением ОАО "Башинформсвязь" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме (л.д. 113-116).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом нормы п. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи", согласно которой оператор связи обязан руководствоваться при проектировании строительстве реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Учитывая, что приказом Министерства связи РФ от 09.09.2002 N 113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, определяющие порядок выдачи органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи, именно данный документ, по мнению подателя жалобы, является документом подтверждающим факт создания объекта, необходимым и достаточным для государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости. Ссылку суда на необходимость предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного нормой п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ апеллянт полагает неправомерной, т.к. оформление иных документов при строительстве сооружений связи Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи не предусмотрено. Применяя положение п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ суд не учел, что установленные названными Правилами нормы являются специальными по отношению к положениям Градостроительного кодекса РФ и в силу действующего в российском законодательстве и правоприменительной практике принципа имеют приоритет перед общими нормами.
Податель апелляционной жалобы в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагает решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2011 законным и обоснованным.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального района Бурзянский район N 452-п от 01.10.2007 ОАО "Башинформсвязь" предоставлен временно, сроком до 31.12.2007 земельный участок площадью 15,2 га для строительства подземной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на участке Темясово-Субхангулово (л.д.15).
Приемочной комиссией, назначенной ОАО "Башинформсвязь" 29.12.2007 подписан Акт N 60 приемки законченного строительством объекта (л.д. 23-24).
16.06.2008 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Башкортостан выдано разрешение N 02-43420-09/0234 на эксплуатацию сооружения - ВОЛС "Темясово-Старосубхангулово", принадлежащего ОАО "Башинформсвязь" (л.д.22).
16.06.2009 органом технической инвентаризации составлен кадастровый паспорт объекта недвижимости - волоконно-оптическая линия передачи "Темясово-Субхангулово", литер Л-1, протяженностью 69 км., расположенного в Баймакском и Бурзянском районах Республики Башкортостан, с присвоением объекту инвентарного номера 352067 (л.д.19-21).
18.01.2011 ОАО "Башинформсвязь" обратилось в Управление Росреестра по РБ с заявлением о регистрации права собственности на волоконно-оптическую линию, предоставив кадастровый паспорт сооружения, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 29.12.2007, разрешение N 02-43420-09/0234 на эксплуатацию сооружения, постановление администрации муниципального района Бурзянский район N452-п от 01.10.2007 (л.д.18).
16.03.2011 Управлением Росреестра в адрес ОАО "Башинформсвязь" направлено сообщение за исх. N 01/003/2011-92 об отказе в государственной регистрации прав на основании абзацев 4, 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по мотиву не представления на государственную регистрацию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.16-17).
Полагая, что отказ Управления Росреестра по РБ в государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество "Башинформсвязь" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленное заявителем разрешение на эксплуатацию сооружения связи не является предусмотренным нормой п.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее также - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в ст. 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав).
В силу абз. 3, 4 п. 1 ст. 13 указанного Закона в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Положения "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 68 (далее - Положение) государственная регистрация права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи (далее - право на линейно-кабельные сооружения связи), под которыми понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п.2 Положения).
Согласно п. 5 Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности кабельная канализация.
Техническое описание спорного объекта, в материалы дела не представлено, вместе с тем в материалах дела имеется кадастровый паспорт, свидетельствующий о том, что спорный объект инвентаризирован как объект недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о регистрации прав, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (п. 4 ст.51 ГрК РФ).
Частями 5, 6 ст. 51 ГрК РФ регламентированы исключения из общего правила, предусматривающие случаи, когда разрешение на строительство отдельных видов объектов выдается иными органами.
В частности в силу ч.6 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Системное толкование норм пункта 2 ст. 51 и пункта 2 ст. 55 ГрК РФ позволяет установить, что выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию производится органами, поименованными в частях 4, 5, 6 ст. 51 ГрК РФ либо в иных Федеральных законах, органами, уполномоченными выдавать разрешения на строительство конкретных объектов.
Судебная коллегия усматривает, что Закон о связи как и вышеназванные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержат положений, позволяющих отнести Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия к органам, уполномоченным на выдачу таких разрешений.
Кроме того, суд апелляционной инстанции усматривает, следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 55 ГрК РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в числе других документов должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство.
Из материалов дела следует, что спорный объект расположен на территории Баймакского и Бурзянского районов Республики Башкортостан.
В подтверждение наличия прав на использование земельного участка в целях строительства объекта заявителем представлено постановление администрации Бурзянского района N 425-п от 01.10.2007 о предоставлении ОАО "Башинформсвязь" земельного участка, площадью 15,2 га. временно для строительства волоконно-оптической линии на участке Темясово-Старосубхангулово.
Документов, подтверждающих предоставление земельного участка в границах Баймакского муниципального района, заявителем не представлено.
Вместе с тем размещение линейно-кабельного сооружения связи влечет в силу п.4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 установление охранной зоны с особыми условиями использования участков земли вдоль такого сооружения.
С учетом изложенного для размещения спорного объекта недвижимости требовался отвод земельного участка для целей соответствующего строительства, т.е. согласие собственника земельного участка на размещение линейно-кабельного сооружения связи.
Установленная в соответствии с Приказом от 09.09.2002 N 113 Министерства РФ по связи и информатизации "Об утверждении "Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи" процедура ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи (п. 3.5 Правил); приемка сооружения приемочной комиссией оформляется "Актом приемки сооружения связи приемочной комиссии" (п. 3.8).
Вместе с тем, указанные акты подтверждают только факт технического соответствия созданного объекта установленным нормам и правилам, предъявляемым к сооружениям связи с точки зрения обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования.
При этом в состав комиссии, подписавшей соответствующие акты, представители собственника земельных участков, на которых было осуществлено строительство, либо органов, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство, не входят.
Следовательно, сам по себе акт приемки в эксплуатацию кабельной канализации правомерность создания данного сооружения именно как объекта недвижимого имущества подтверждать не может.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа нормам действующего законодательства и отсутствии нарушений прав заявителя является правильным.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судом положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи", Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Министерства связи РФ от 09.09.2002 N 113, а так же о наличии приоритета данных нормативных актов как специальных по отношению к положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании заявителем норм права.
Правоотношения в сфере градостроительства регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 3 ГрК РФ).
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (п. 2 ст. 3 ГрК РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (п. 3 ст. 3 ГрК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2011 по делу N А07-8523/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Башинформсвязь" из федерального бюджета излишне оплаченную по квитанции СБ 8598/0196 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8523/2011
Истец: ОАО "Башинформсвязь", ОАО Башинформсвязь в лице филиала-Республиканского узла междугородных связей
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан