г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2006 г. |
Дело N А21-9855/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.А. Шестаковой
судей И.Г. Савицкой, О.Р. Старовойтовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем В.И. Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2499/2006) ООО "Неманский ЦБК" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2006 года по делу N А21-9855/2005 (судья Можегова Н.А.) принятое
по иску (заявлению) ООО "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат"
к Неманской таможне ФТС Северо-Западного Таможенного управления
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: В.Е. Веденский по дов. от 01.03.06 г.,
от ответчика: не явились (извещены)
установил:
ООО "Неманский ЦБК" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Неманской таможни об административном правонарушении N 10220000-740/2005 от 05.10.2005 г.. Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности по ст.16.2 ч.2 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере _ суммы неуплаченных таможенных платежей в размере 10 392,63 руб.
Решением от 30 января 2006 года суд в удовлетворении заявления отказал. При исследовании материалов дела и административного производства суд пришел к выводу о наличии вины общества в недостоверном декларировании товара.
ООО "Неманский ЦБК" не согласилось с решением суда, представило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда Калининградской области и удовлетворить заявление общества.
В жалобе указано следующее.
В Особой экономической зоне Калининградской области установлен режим таможенной зоны с особенностями, заключающимися в том, что товар считается происходящим из зоны ( произведенным в ОЭО), вывозимый из нее с условиями освобождения от ряда таможенных пошлин, при условии что стоимость переработки товара составляет не менее 30% добавленной стоимости его обработки, что повлечет изменение кода товара по таможенной классификации.
По мнению общества, таможенный орган по ГТД N 10220030/010205/1001799 неправильно рассчитал добавленную стоимость обработки (переработки) товаров на территории ОЭЗ, не принял во внимание понесенные предприятием расходы по переработке, которые составляют более 30 % от стоимости импортных материалов (не происходящих с территории Российской Федерации).
Неманская таможня возражала против апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможенного органа не явился, извещена таможня надлежаще.
Проверив в апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Неманская таможня провела специальную таможенную ревизию за период с 01.01.2004 г.. по 31.03.2005 г.., по результатам которой составлен акт N 10220000/260805/00008 специальной таможенной ревизии от 26 августа 2005 г..
В ходе ревизии установлено, что при таможенном оформлении по ГТД N 10220030/010205/1001799 товара N 4 "бумага для офисной техники, немелованная, не содержащая волокна, полученная механическим или химико-механическим способом, формат А4, масса 80 г/м2, в пачках по 500л - 960 шт., изготовитель Неманский ЦБК" обществом заявлены недостоверные сведения.
При таможенном оформлении была заявлена, таким образом, страна происхождения товара как Особая экономическая зона Калининградской области. Данные о месте происхождения товара повлияли на режим уплаты таможенных платежей.
При этом, с учетом проведенной ревизии и материалов учета самого общества, таможня пришла к выводу о том, что страна происхождения заявлена не верно, бумага не может считаться произведенной в ОЭО, т.к. обществом не выполнены критерии достаточной переработки товара в соответствии с положениями совместного распоряжения ГТК России и Администрации Калининградской области от 31.12.1998 г.. N 01-14/1365 и N 296-р, которым определены критерии достаточной переработки товара, при которых они считаются подвергнутыми достаточной обработке ( переработки) для фиксации происхождения из экономической зоны и последующего освобождения от таможенных платежей.
Таможня полагает, что в данном случае добавленная стоимость обработки (переработки) товара составляет 20,73 %, т.е. менее 30%, т.о. товар не может считаться подвергнутым достаточной переработке на территории Особой экономической зоны.
Заявление обществом в ГТД недостоверных сведений о стране происхождения товара повлекло освобождение общества от уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму 20785,25 руб.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 10220000-740/2005 от 05.10.2005 г.. общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции указал в решении о законности оспариваемого постановления и с этим соглашается суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 22.01.1996 N 13-ФЗ (далее - Закон N 13-ФЗ), в Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями:
- товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов);
- товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).
Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией Особой экономической зоны совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.
В Особой экономической зоне Калининградской области Распоряжением ГТК России и Администрации Калининградской области от 31.12.1998 N 01-14/1365 утвержден Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области (далее Порядок).
Согласно пунктам 5 и 6 названного Порядка, документом, подтверждающим происхождение товара из Особой экономической зоны, является сертификат о происхождении товара (далее - сертификат), выдаваемый Калининградской торгово-промышленной палатой по установленной форме.
Правильность сведений о товаре в сертификате удостоверяет руководитель организации-отправителя.
Оригинал сертификата представляется в таможенный орган.
Товар не считается происходящим из Особой экономической зоны до тех пор, пока не будет представлен сертификат, заверенный надлежащим образом.
Из материалов дела, в т.ч. административного производства видно, что по рассматриваемой ГТД был вывезен товар N 4 "бумага для офисной техники, немелованная, не содержащая волокна, полученная механическим или химико-механическим способом, формат А4, масса 80 г/м2, в пачках по 500л - 960 шт., изготовитель Неманский ЦБК", который был фактически изготовлен не из бумаги собственного производства.
Так, для признания товара произведенным в ОЭО общество должно было представить соответствующий сертификат, выданный на основании акта экспертизы. Однако бумага, на которую представлен сертификат о происхождении товара из особой экономической зоны в Калининградской области, выданный на основании акта экспертизы происхождения товара N 1582-04 "Э" от 23.04.2004 г.., не может считаться надлежащим.
Акт экспертизы устанавливает происхождение товара из сырья и материалов, произведенных из балансовой древесины и химикатов, а фактически товар изготовлен из ввезенной обществом импортной бумаги, оформленной в режиме ИМ 71 "Свободная таможенная зона".
Факт происхождения бумаги из импортного сырья установлен таможенным органом на основании представленных обществом счетов поставщиков, данных аналитического учета, показаний руководителя и отчетами общества, ранее представлявшимися в таможню при декларировании.
Общество не представило надлежащий соответствующий сертификат о признании перемещаемого товара, происходящим из ОЭЗ в Калининградской области, т.е. не подтвердило сведения в ГТД о стране происхождения.
Частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Материалами по делу об административном правонарушении подтверждается заявление обществом недостоверных сведений о стране происхождения об указанном выше товаре ввиду непредставления обязательного документа, подтверждающего происхождение товара при условии его переработки - сертификата происхождения, подтверждающего достаточную степень переработки.
Довод представителя общества о том, что таможенным органом не доказано, что по рассматриваемой ГТД вывозилась импортная бумага, противоречит материалам дела.
Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров при их ввозе на территорию Калининградской области и вывозе с этой территории определены Временным порядком ввоза товаров на территорию Калининградской области и вывоза товаров с территории Калининградской области, утвержденным распоряжением ГТК РФ от 17 августа 1998 года N 01-14/893.
Согласно разделу VI Временного порядка, лица, осуществляющие операции с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зона в Особой экономической зоне в Калининградской области, ведут учет таких товаров в соответствии с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью согласно законодательству Российской Федерации. По требованию таможенного органа данные лица представляют отчет о товарах, находящихся под таможенным режимом свободной таможенной зоны в Калининградской области по форме, предусмотренной Временным порядком.
На основании статьи 364 Таможенного кодекса Российской Федерации по запросу таможенного органа общество представило отчеты об операциях с товарами на территории Особой экономической зоны в Калининградской области и письмо от 23.05.2005 г.., согласно которым товар - бумага офсетная, немелованная, без волокон, полученная механическим или химико-механическим способом, в рулонах диаметром 1400 мм, марки "Amber Preprint", ввезенная в 2004 - 2005 годах ООО "Неманский ЦБК" в таможенном режиме "свободная таможенная зона" был реализован под наименованием бумаги для офисной техники "Silver Grand" klass B+ формата А4.
Из отчета общества усматривается, что названная бумага в количестве 960 пачек была реализована по рассматриваемой ГТД.
Кроме того, согласно справке ООО "Неманский ЦБК" от 19.08.05 г. N 1565 при таможенном оформлении товара под названием "Бумага для офисной техники А4 80 г/м2" подразумевается бумага для офисной техники марки "Сильвер Гранд", "Гранд", "Мультигранд".
Кроме того, при оформлении сертификата о происхождении товара, обществом представлялся счет-фактура N 129 от 30.01.2005 г.., а в бухгалтерском учете, и соответственно, покупателю товар реализован по счету-фактуре с иными реквизитами и более низкой стоимостью товара.
При отсутствии надлежащего сертификата и акта экспертизы в отношении перевозимого товара таможня, с целью возможности отнесения его к товарам, происходящим из Особой экономической зоны, на основании представленных документов устанавливала процент переработки товара.
Таможенным органом установлено, что добавленная стоимость обработки (переработки) товара N 4, выработанного из импортной бумаги и указанного в ГТД N 10220030/010205/1001799 в количестве 960 пачек, составляет менее 30%, в связи с чем таможенным органом было принято решение о стране происхождения товара - Польша.
Таможенный орган производил свой расчет по данным бухгалтерского учета общества, счета 43 "готовая продукция" по стоимости сырья, по калькуляциям фактической себестоимости за 2003-2005 г..г.
Также таможенный орган в расчет принял не счет-фактуру, представленную обществом для сертификации N 129 от 30.01.05 г., а имевшуюся в учете достоверную счет-фактуру от 31.01.05 г. N Прм-НЕО1429, с более низкой себестоимостью.
Таможенный орган произвел расчет таможенной стоимости комплектующих, не происходящих с таможенной территории Российской Федерации, по каждой грузовой таможенной декларации, по которым ввозились и вывозились эти комплектующие. Расчет таможенных платежей представлен в таблице к Акту специальной таможенной ревизии. Альтернативный расчет обществом не представлен.
Представитель общества указывал при освещении доводов апелляционной жалобы и о том, что таможня не правильно исчислила размер санкции, т.к. фактически не точно определила стоимость товара, поскольку перевозимая бумага частично была изготовлена из импортной бумаги, а частично из древесины.
Однако, несмотря на то, что по просьбе общества суд откладывал рассмотрение апелляционной жалобы, общество не представило доказательств своим доводам. Возражения общества в отношении размера начисленных таможенных платежей не обоснованы ни документами, ни альтернативным расчетом.
Главным образом, доводы апелляционной жалобы указывают на несогласие с примененным таможней порядком расчета добавленной стоимости обработки (переработки) товара с целью определения страны происхождения.
Как указано, в соответствии с положениями совместного распоряжения ГТК России и Администрации Калининградской области от 31.12.1998 г.. N 01-14/1365 и N 296-р таможенный орган произвел расчет добавленной стоимости обработки (переработки) товаров на территории Особой экономической зоны на основании норм расхода материальных ресурсов, калькуляций фактической себестоимости готовой продукции за 2003 -2005 г..г., с учетом таможенной стоимости единицы сырья и материалов, не происходящих с таможенной территории Российской Федерации, который представлен в таблице 3 к Акту специальной таможенной ревизии.
Обществом в жалобе указывается, что расчет добавленной стоимости таможней произведен как разница между таможенной стоимостью импортного материала, пошедшего для изготовления товара и выручкой от его реализации, тогда как следовало произвести расчет как разницу между таможенной стоимостью импортного материала и полной себестоимостью произведенной продукции.
Однако эти доводы не обоснованы, не подтверждены материалами дела и не приводят к выводам о необоснованности расчета таможней величины добавленной стоимости.
Из приведенных выше положений Порядка определения происхождения товаров следует, что под величиной добавленной стоимости, выраженной в процентном отношении, понимается разница между стоимостью товара (а не себестоимостью), произведенного на территории зоны, определенная на условиях торгового термина "Франко-завод" ИНКОТЕРМС и таможенной стоимостью импортных составляющих.
Согласно правил толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 2000 по условиям термина "Франко-завод" продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.) без осуществления выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза, и без погрузки товара на транспортное средство. Покупатель должен нести все расходы и риски в связи с принятием товара на предприятии продавца.
Таким образом, стоимость товара в данном случае является его отпускной ценой, а себестоимость определяется стоимостью сырья и произведенных затрат
Из материалов дела видно, что таможенный орган при расчете добавленной стоимости за основу брал не выручку, а отпускную цену продукции со склада по данным учета общества и счетов-фактур, что соответствует приведенному Порядку.
В приведенном Порядке не указано о том, что для целей определения величины добавленной стоимости должна применяться полная себестоимость товара.
Поскольку себестоимость товара и цена реализации ( стоимость товара) могут различаться, применять эти термины как равнозначные, в данном случае, нельзя.
Таким образом, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.06 г. по делу А21-9855/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Неманский ЦБК" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9855/2005
Истец: ООО "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Неманская таможня ФТС Северо-Западного Таможенного управления
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2499/06