г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2006 г. |
Дело N А56-32988/2004 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Сафоновой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4397/05) ООО "Статус"
на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2005 г.. по делу А56-32988/2004, принятое
по иску (заявлению) ООО "Статус"
к ГУ Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
3-е лицо: ГУ "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, КУГИ Санкт-Петербурга, ФГУП "Ростехинвентаризация"
о признании незаконным решения
при участии:
от истца: не яв. - увед. 09094, вруч. 10.05.06г., возврат конверта с уведомлением 09095
от ответчика: Антипенская М.В., дов. от 30.12.05г. N 129
от 3-х лиц: 1. Лукьянова И.В., дов. от 10.01.06г. N 1; 2. Богданова О.Е., дов. от 10.01.06г. N 24; 3. Крутицкий Н.А., дов. от 26.12.05г. N 10005-42; не яв. - увед. 09102, получ. 10ю.05.06г., возврат конверта с уведомлением 09100
установил:
ООО "Статус" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения ГУЮ "ГБР прав на недвижимость" от 13.07.2004 г.. об отказе внести изменения в Единый государственный реестр прав в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресам:
Московский пр., д. 22, лит. Б, кадастровый номер 78:1617:0:4;
Московский пр., д. 22, лит. Л, кадастровый номер 78:1617:0:65;
Московский пр., д. 22, лит. М, кадастровый номер 78:1617:0:2,
касающиеся изменения площадей зданий и обязании ГУЮ "ГБР прав на недвижимость" внести изменения в Единый государственный реестр прав в отношении данных объектов недвижимости касающиеся увеличения их площадей :
лит. Б с 446,4 кв.м. на 478,3 кв.м.,
лит. Л. с 1345,8 кв.м. на 1496,7 кв.м.,
лит. М с 965,1 кв.м. на 1022,0 кв.м.
В порядке ст. 48 АПК РФ судом первой инстанции произведено процессуальное правопреемство ГУЮ "ГБР прав на недвижимость" на ГУ "Федеральная регистрационная служба по Санкт-Петербургу и Ленинградской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУ "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, КУГИ Санкт-Петербурга и ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (ФГУП "Ростехинвентаризация").
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2005 г.. по делу А56-32988/2004 в удовлетворении исковых требований ООО "Статус" отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит судебный акт отменить и заявленные исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что сведения с описанием объектов недвижимости имелись у ответчика на момент обращения ООО "Статус" с заявлением о внесении изменений, поскольку были предоставлены при первичной регистрации, в том числе и сведения о кадастровом номере объектов. Учитывая данное обстоятельство, истец полагает, что предоставление сведений о кадастровом учете для внесения изменений об уточнении площади объектов не требуется. Также истец считает необоснованными ссылки суда на ст. 73 и п. 6 ст. 76 Конституции РФ и указание на собственное правовое регулирование субъектами РФ вопросов проведения государственного технического учета и технической инвентаризации. Согласно постановления Правительства РФ от 04.12.00г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов градостроительной деятельности" и Приказа N 278 Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 08.12.00г. "О назначении ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" уполномоченным на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации" ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" является предприятием, уполномоченным на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
ГУ "Федеральная регистрационная служба по Санкт-Петербургу и Ленинградской области", ГУ "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и КУГИ Санкт-Петербурга с доводами апелляционной жалобы не согласились, представив сходные возражения. Ответчик и третьи лица, ссылаясь на ст. 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, указывают, что в силу ст.ст. 71, 72 Конституции РФ государственный учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости не относятся ни к предметам ведения Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Следовательно, проведение технического учета и технической инвентаризации, определение конкретных органов и организаций, которые могут осуществлять данный вид деятельности, относится к ведению субъектов РФ. Представленные истцом документы были заверены филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Ленинградской области, который не может рассматриваться в качестве организации, управомоченной на проведение государственного учета и технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, а удостоверенные ФГУП "Ростехинвентаризация" планы объектов недвижимости - в качестве удовлетворяющих требованиям п. 4 ст. 18 ФЗ от 21.07.97г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кадастровый учет объектов недвижимости в отношении земель Санкт-Петербурга согласно распоряжению мэра - председателя правительства СПб от 29.12.94г. N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории СПб", распоряжения губернатора СПб от 31.12.97г. N 1356-р "О порядке взаимодействия структурных подразделений Администрации СПб при учете объектов недвижимости" осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
ФГУП "Ростехинвентаризация" в судебное заседание не явилось. В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо указало, что на момент выполнения работ по технической инвентаризации зданий было уполномочено на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Ленинградской области на момент выполнения работ действовало на основании Положения о филиале, утвержденного Приказом N 117/77 от 08.07.03г. и было наделено соответствующими полномочиями. Документация оформлялась в соответствии с требованиями, установленными в Правилах ведения Единого государственного реестра, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 31.05.01г. N 120 и Инструкцией по ведению регистрационных книг учета объектов градостроительной деятельности, утвержденных Приказом ФГУП "Ростехинвентаризация" N 168/643 от 09.09.03г. Как указало ФГУП "Ростехинвентаризация" присвоение инвентарного, реестрового и кадастрового номеров осуществлялось в соответствии с требованиями ст.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 г.. и вышеуказанным Приказом и Инструкцией, в соответствии с которыми присвоение кадастрового номера осуществляется с использованием кадастрового номера земельного участка, который должным образом был присвоен уполномоченной организацией - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. В процессе проведения технической инвентаризации было выявлено, что площадь объекта недвижимости изменилась, в том числе и в результате произведенных заказчиком перепланировок помещений, о чем заказчику были выданы соответствующие справки (N 16, 18. 19 от 08.06.2004). Разрешительная и проектная документация на проведение перепланировок не была представлена заказчиком. В связи с этим, ФГУП "Ростехинвентаризация" указало ООО "Статус" на возможную необходимость проведения процедуры сдачи в эксплуатацию здания, с учетом выявленных перепланировок и согласований, сопровождающих данную процедуру.
При проверке законности и обоснованности решения суда апелляционная инстанция не усматривает оснований к его отмене.
Как явствует из материалов дела 13.07.2004 г.. в результате рассмотрения представленных ООО "Статус" документов ГУЮ "ГБР прав на недвижимость" вынесено решение об отказе внести изменения в ЕГРП в отношении следующих объектов недвижимости: СПб, Московский пр., д. 22, лит. Б, кадастровый номер 78:1617:0:4; СПб, Московский пр., д. 22, лит. Л, кадастровый номер 78:1617:0:65; СПб, Московский пр., д. 22, лит. М, кадастровый номер 78:1617:0:2.
Основанием для обращения в регистрирующий орган послужил тот факт, что в апреле 2004 года указанные здания с разрешения собственника - ООО "Статус" были обследованы специалистами ФГУП "Ростехинвентаризация", и при обследовании объектов недвижимости было выявлено, что во всех зданиях проведена перепланировка, в результате которой изменились площади объектов. Площадь лит. Б изменилась с 446,4 кв.м. на 478,3 кв.м., лит. Л. с 1345,8 кв.м. на 1496,7 кв.м. и лит. М с 965,1 кв.м. на 1022,0 кв.м.
ООО "Статус" полагая отказ от 13.07.2004 г.. незаконным обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
ГУЮ "ГБР прав на недвижимость", отказывая в регистрации изменений, указало на непредставление надлежаще оформленных документов в соответствии с положениями ст.ст. 1, 12, 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 23 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г.. N 219 и указало, что записи в ГЕРП об объекте заносятся на основании плана, содержащего сведения о кадастровом номере объекта, удостоверенного соответствующими органами, осуществляющими кадастровый и технический учет, а именно КЗРиЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ в состав государственного учета объектов недвижимости входит технический и кадастровый учет.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, вопросы проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости не отнесены Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также не отнесены и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, следовательно, в соответствии со ст.ст. 73, 76 Конституции РФ по данным вопросам субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют собственное правовое регулирование.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 г.. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства" на организации технической инвентаризации возложены функции исключительно по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации. Пунктом 11 данного постановления установлено, что на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке ЕГРП.
Как в спорный период, так и в настоящее время в соответствии с распоряжением мэра - председателя правительства СПб от 29.12.94г. N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории СПб", распоряжением губернатора СПб от 31.12.97г. N 1356-р "О порядке взаимодействия структурных подразделений Администрации СПб при учете объектов недвижимости" организацией осуществляющей деятельность по ведению государственного земельного кадастра в отношении земельных участков и отношении иных объектов недвижимости в Санкт-Петербурге, а также по присвоению кадастровых номеров является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, согласно п. 2.7 Положения о Комитете, утвержденного распоряжением Администрации СПб от 18.12.2002 г.. N 2627-ра.
Пунктом 3 ст. 6 Положения о государственном учете недвижимости в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением мэра - председателя правительства СПб от 29.12.94г. N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории СПб" установлено, что на территории Санкт-Петербурга формирование, актуализация и эксплуатация Государственного кадастра недвижимости осуществляет КЗРиЗ.
Пунктом 4 ст. 6 указанного Положения предусмотрено, что сбор необходимой информации об объектах недвижимости, формирование кадастровых дел, организацию и (или) проведение необходимых для государственного учета работ осуществляет Городское управление технической инвентаризации.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что ФГУП "Ростехинвентаризация" не является органом, наделенным полномочиями по проведению кадастрового учета недвижимого имущества и по присвоению и подтверждению адресов в единой адресной системе на территории Санкт-Петербурга.
При указанных обстоятельствах регистрирующий орган обоснованно пришел к выводу о том, что пакет документов, выполненный ФГУП "Ростехинвентаризация", и представленный истцом в ГУЮ "ГБР прав на недвижимое имущество" для регистрации изменений в объектах недвижимости, не соответствует требованиям ст. 18 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и разделу 3 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г.. N 219. Документы, содержащие кадастровый номер, присвоенный в нарушение действующего порядка, в том числе ФЗ от 02.01.2000 г.. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", составлены на основе недостоверной информации об объекте недвижимости, не позволяют надлежащим образом идентифицировать объект недвижимости.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности отказа регистрирующего органа внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, нормы материального и процессуального права применены верно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2005 г.. по делу А56-32988/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32988/2004
Истец: ООО "Статус"
Ответчик: ГУ "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", ГУ Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, КУГИ Санкт-Петербурга, ФГУП "Ростехинвентаризация"
Третье лицо: ФГУП "Ростехинвентаризация", ФГУП "Ростехинвентаризация" (филиал)
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4397/05