г. Тула |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А09-6285/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Полынкиной Н.А. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-5684/2011) муниципального унитарного предприятия "Выгоничское жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 11.10.2011 по делу N А09-6285/2011 (судья Малюгов И.В.), принятое
по заявлению прокурора Выгоничского района Брянской области (243360, Брянская область, Выгоничский район, п. Выгоничи, ул. Ломоносова, д.3)
к МУП "Выгоничское жилищно-коммунальное хозяйство" (243361, Брянская область, Выгоничский район, п. Выгоничи, пер. Первомайский, д. 8А, ИНН 3208002852, ОГРН 1063245021113)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились;
от ответчика: не явились;
УСТАНОВИЛ:
прокурор Выгоничского района Брянской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Выгоничское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда от 11.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель жалобы считает, что им были предприняты все зависящие от него меры по получению лицензии, в связи с чем его вина в вмененном административном правонарушении отсутствует.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено по правилам ст. 156 АПК РФ без участия заявителя и ответчика.
Как следует из материалов, 24.08.2010 на основании постановления администрации Выгоничского района от 24.08.2010N 725 предприятию для размещения мусорной свалки предоставлен земельный участок площадью 1,99 га, кадастровый номер: 32:03:0270202:414, расположенный по адресу: Брянской область, Выгоничский район, 4 км северо-западнее п. Выгоничи, в аренду сроком на 5 лет, для размещения мусорной свалки, на землях иного специального назначения (л.д.11).
25.08.2010 между администрацией Выгоничского района и МУП "Выгоничское ЖКХ" заключен договор аренды указанного земельного участка (л.д.64-66).
МУП "Выгоничское ЖКХ" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов III-IV-V класса опасности, за которую предприятие получает определенные доходы (л.д.12-13).
В соответствии с утвержденными тарифами на вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и заключенным договорам на вывоз и размещение отходов, предприятие получает прибыль в виде денежных средств, зачисляемых на расчетный счет МУП "Выгоничское ЖКХ".
Прокуратурой Выгоничского района Брянской области была проведена проверка соблюдения предприятием законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой выявлено, что на земельном участке категории специального назначения, площадью 1,99 га, расположенном в 4 км северо-западнее п. Выгоничи, предприятие разместило 11 958,411 тонн отходов IV-V класса опасности. Лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов III-IV класса опасности предприятие не имеет.
Постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.09.2011 предприятию вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.6-7).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
В силу п. 6 ст. 205 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 9 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, осуществляемая хозяйствующими субъектами с использованием специальных производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных специальными знаками транспортных средств.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из объяснения руководителя МУП "Выгоничское ЖКХ" следует, что согласно утвержденным органами местного самоуправления тарифам плата за вывоз ТБО зачисляется на расчетный счет предприятия. В 2010 году предприятие за сбор, транспортировку и размещение отходов получило прибыль в размере 66 205,77 руб. МУП ЖКХ "Выгоничское ЖКХ" на мусорной свалке разместило 11 958,411 тонн отходов IV-V класса опасности. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов III-IV класса опасности у предприятия отсутствует. Руководитель МУП "Выгоничское ЖКХ" Курашев А.Н. признал, что предприятие допускает длящееся административное правонарушение (л.д.42-43).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Неоформление права на земельный участок, на котором расположена мусорная свалка, не освобождает МУП "Выгоничское ЖКХ" от соблюдения требований закона и не является основанием для освобождения от административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии. Указанные в апелляционной жалобе причины не могли препятствовать своевременной подаче заявления для получения соответствующей лицензии.
В апелляционной жалобе предприятие заявило ходатайство о проведении зачета по уплате государственной пошлины. Определением апелляционной инстанции от 14.11.2011 в удовлетворении данного ходатайства отказано. Уплаченная МУП "Выгоничское ЖКХ" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку заявления о привлечении к административной ответственности, а также апелляционные жалобы на решения по данной категории дел пошлиной не облагаются.
Руководствуясь ч. 4.1 ст. 206, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.10.2011 по делу N А09-6285/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Выгоничское жилищно-коммунальное хозяйство" (243361, Брянская область, Выгоничский район, п. Выгоничи, пер. Первомайский, д. 8А) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, ошибочно уплаченную платежным поручением от 12.04.2011 N 83.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6285/2011
Истец: Прокурор Выгоничского района Брянской области
Ответчик: МУП "Выгоничского ЖКХ"
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5684/11