г. Санкт-Петербург |
|
19 июня 2006 г. |
Дело N А56-26784/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.А.Сериковой
судей Я.В.Баркановой, Н.С.Полубехиной
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи И.В.Сухиновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1294/2006) (заявление) ГУП "ТЭК СПб" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2005 г.. по делу N А56-26784/2005 (судья Т.А.Пилипенко),
по иску (заявлению) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): юрисконсульта Масленнкиова Д.А. по доверенности N 219 от 30.12.2005 г.., паспорт
от ответчика (должника): главного специалиста Турутиной Е.И. по доверенности N 27 от 10.01.2006 г.., удостоверение N 0046
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб") обратилось в арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ Санкт-Петербурга) от 06.09.2004 г.. N 4591 об отказе в кадастровом учете железнодорожного подъездного пути и обязании КЗРиЗ Санкт-Петербурга произвести кадастровый учет железнодорожного подъездного пути примыкающего к пути N 55 от стрелки N 66, общей площадью 302 п\м, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Крыленко, д.4, литера Ф.
Решением арбитражного суда от 08.12.2005 г.. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным решением, ГУП "ТЭК СПб" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08.12.2005 г.. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на разъяснение КУГИ Санкт-Петербурга от 09.04.2004 г.. N 11645-39 о статусе железнодорожных путей, согласно которому последние могут быть отнесены к объектам недвижимости. Податель жалобы указывает на то, что железнодорожный подъездной путь представляет собой сложную вещь (комплекс оборудования и устройств), характеризующуюся определенным местоположением, обеспечивающим связь с железнодорожными путями общего пользования в установленном месте для обслуживания котельной и неразрывно связан с мазутным хозяйством. Кроме того, комплекс (железнодорожный подъездной путь) сооружений и устройств конструктивно не предназначен для его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что представленное на кадастровый учет сооружение - железнодорожный путь - не имеет прочной связи с земельным участком и не может быть отнесен к объектам недвижимости. Ответчик считает, что железнодорожный путь находится на земляной насыпи, которая может быть перенесена на любой участок, при этом функциональное назначение данного сооружения не изменится. Представленные заявителем документы относятся к другому объекту (котельной); документов, подтверждающих факт создания и приемки в эксплуатацию железнодорожных путей как объекта недвижимости, заявителем не представлено.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ГУП "ТЭК СПб" обратилось в КЗРиЗ Санкт-Петербурга с заявлением о проведении кадастрового учета объекта недвижимости - железнодорожного подъездного пути примыкающего к пути N 55 от стрелки N 66, общей площадью 302 п\м, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Крыленко, д.4, литера Ф.
Решением от 06.09.2004 г.. N 4591 КЗРиЗ отказал ГУП "ТЭК СПб" в кадастровом учете заявленного объекта, поскольку железнодорожные подъездные пути не являются объектом недвижимости, в случае необходимости могут быть перенесены на другое место без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону и иным правовым актам и нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица.
Рассмотрев требование завода, апелляционный суд пришел к выводу о том, что отказ КЗРиЗ произвести кадастровый учет железнодорожных подъездных путей противоречит нормам гражданского законодательства и нарушает права заявителя в связи с невозможностью осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.
В соответствии со статьей 3 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, действовавшего на момент вынесения КЗРиЗ оспариваемого решения, железнодорожный подъездной путь - это железнодорожный путь, примыкающий к железнодорожным путям общего пользования и предназначенный для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25.05.2000 N 15Ц, каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь технический паспорт, в котором указываются технические характеристики рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, искусственных сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, промышленных станций, горок, полугорок, вытяжных путей, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемых при поездной и маневровой работе, и других обустройств и механизмов. При описании конкретного подъездного пути обязательно указание на точки примыкания его к железнодорожным путям общего пользования.
Таким образом, железнодорожный подъездной путь представляет собой сложное сооружение, характеризующееся определенным месторасположением, обеспечивающим связь с железнодорожными путями общего пользования в установленном месте для обслуживания конкретных грузовладельцев.
Как следует из представленных ГУП "ТЭК СПб" документов, в случае демонтажа железнодорожных подъездных путей возможность обслуживания конкретных объектов будет утрачена, а установленные в другом месте подъездные пути будут выполнять иное назначение.
Довод КЗРиЗ о том, что для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо наличие документов, подтверждающих правомерность его возведения, отклоняется апелляционной инстанцией. Данные обстоятельства имели бы значение при решении вопроса о признании за лицом права собственности на сооружение. Однако в рамках настоящего дела права ГУП "ТЭК СПб" на железнодорожные подъездные пути не оспариваются.
Таким образом, отказ КЗРиЗ Санкт-Петербурга произвести кадастровый учет железнодорожного подъездного пути противоречит требованиям законодательства, а решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2005 г.. по делу N А56-26784/2005 отменить.
Признать недействительным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 06.09.2004 г.. N 4591, как не соответствующее статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать КЗРиЗ Санкт-Петербурга произвести кадастровый учет железнодорожного подъездного пути примыкающего к пути N 55 от стрелки N 66, общей площадью 302 п\м, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Крыленко, д.4, литера Ф.
Выдать ГУП "ТЭК СПб" справку на возврат из федерального бюджета 1000рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26784/2005
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1294/06