г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2006 г. |
Дело N А42-6296/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.Б. Слобожаниной
судей И.Г. Медведевой, В.В. Черемошкиной
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.П. Сафоновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4826/2006) Администрации города Оленегорска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.05 г. по делу N А42-6296/2005 (судья Посыпанко Е.Н.),
по заявлению Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования
к Администрации г. Оленегорска
заинтересованное лицо: Департамент финансов Мурманской области
о взыскании 5 108 684 руб. 51 коп.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области (далее - суд) с требованиями о взыскании с муниципального учреждения Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией (далее - ответчик, Администрация) задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения и пеням за период с 01.01.04 г. по 31.12.04 г. в размере 5 108 684 руб. 51 коп., в том числе, 5 068 700 руб. недоимки и 39 984 руб. 51 коп. пеней. В ходе судебного разбирательства заявителем увеличен размер пеней до 569 612 руб. 98 коп.
Определением от 14.11.05 г. (л.д. 64, т 2) в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент финансов Мурманской области (далее - Департамент).
Решением от 27.12.05 г. (судья ) требования удовлетворены частично, с Администрации в доход бюджета Фонда взыскано 5 086 335 руб. 69 коп., в том числе недоимки в сумме 5 068 700 руб., пеней в размере 17 835 руб. 69 коп., в остальной части отказано, в доход федерального бюджета взыскано 36 931 руб. 68 коп. госпошлины.
Администрация, обжаловав в апелляционном порядке решение, просит его отменить ввиду невыяснения судом в полном объеме обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения норм материального права, возвратив дело на новое рассмотрение либо приняв новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебное заседание участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие, обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация является плательщиком страховых взносов на ИМС и обязана перечислять страховые взносы в объеме, обеспечивающем выполнение территориальной программы ОМС. В связи с неперечислением в полном объеме взносов за 2004 года, нарушением сроков их перечисления заявителем предъявлены требования о взыскании недоимки и пеней за период с 01.01.2004 года по 31.12.05 г.
В добровольном порядке требование N 2 от 21.03.05 г., направленное по результатам камеральной проверки, об уплате недоимки и пеней Администрацией не исполнено.
Требования Фонда в полном объеме не были признаны Администрацией, которая полагает, что в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, обязанность по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2004 год была ответчиком исполнена с учетом целевого назначения на финансирование территориальной программы ОМС из областного бюджета.
Оспорены Администрацией и данные Фонда по численности неработающего населения. В части пеней Администрация ссылается на статью 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, освобождение от ответственности за нарушение сроков перечисления недоимки ввиду неисполнения доходной части бюджета, считает, что Фонд необоснованно распределил взыскиваемую недоимку по месяцам 4 квартала 2004 года и начислил на нее пени, поскольку в бюджете Муниципального образования указанные средства не заложены.
По мнению Администрации, Фонд не вправе был повторно проводить камеральную проверку одних тех же документов, не наделенный полномочиями по осуществлению налогового контроля.
Департамент в отзыве (л.д. 80-82) посчитал обоснованными требования Фонда, сообщив, что при расчете объемов финансовой помощи муниципальным образованиям были учтены расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, дотация бюджету г. Оленегорска в 2004 года перечислена в полном объеме.
Суд признал требования о взыскании недоимки в размере 5 068 700 руб. обоснованными и подтвержденными материалами дела. Доводы Администрации в части дотаций из областного бюджета признаны судом необоснованными ввиду учета при расчете необходимой финансовой помощи бюджету МО г. Оленегорск платежей за неработающее население в размере, предусмотренном Законом о бюджете ТФОМС. Исходя из справки Администрации об использовании средств, поступающих из областного бюджета (поступление в 2004 года дотаций), по мнению суда, выделенных в 2004 году дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности было достаточно для покрытия расходов на ОМС в размере, предусмотренном Законом Мурманской области о бюджете ТФЛМС и обеспечивающем выполнение Территориальной Программы обязательного медицинского страхования на 2004 год.
При этом судом установлено, что Фондом было правомерно установлено количество застрахованных на основании сформировавшейся на момент договора от 06.04.01 г. N 54-566 обязательного медицинского страхования неработающих граждан (л.д. 9-10, т. 2) базы застрахованных Фондом, последнее согласование численности неработающего населения произведено сторонами по состоянию на 01.10.02 г., доказательств необоснованного завышения численности сторонами не представлено.
В части пеней требования признаны обоснованными по состоянию на 01.10.04 г. в размере 17 635 руб. 69 коп., признанных Администрацией, поскольку в сентябре-ноябре 2004 года страховые взносы уплачивались до наступления срока платежа. В связи с тем, что расходы по взыскиваемой недоимке не были предусмотрены местным бюджетом, начисление пеней на сумму недоимки, начиная с 26.10.04 г. по 31.12.04 г. произведено необоснованно.
В апелляционной жалобе ее податель указал на неверные выводы суда об обоснованности численности неработающего населения.
В течение всего 2003 года Администрацией города Оленегорска производилась уплата страховых взносов исходя из фактической численности 15 609 человек, правильность исчисления суммы взносов подтверждена постановлением ФАС СЗО от 19.10.05 г. по делу А42-13981/2004-12.
Судом неправомерно определена общая сумма недоимки, по расчету подателя апелляционной жалобы, при умножении размера страхового взноса на одного неработающего - 150 руб. 30 коп. на 18 418 человек размер платежей должен был составить 33 318 704 руб. 80 коп., а не 33 218 700 руб., как это заложено в бюджете Фонда.
В части дотаций, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом сделаны неверные выводы о выделении из областного бюджета необходимых дотаций на обеспечение обязанности по уплате страховых взносов и необоснованно не применены нормы Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 года N 202-О при решении вопроса о возможности освобождения Администрации от ответственности за несвоевременное перечисление страховых взносов.
В части возложения на Администрацию обязанности по уплате госпошлины Администрация считает решение противоречащим нормам статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае Администрация защищает интересы казны муниципального образования.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения обжалуемого решения.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделаны правильные выводы об обоснованности требований по взысканию недоимки и пеней.
Согласно статье 2 Закона Мурманской области от 27.12.1999 года N 174-01-3МО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (в редакции Закона Мурманской области от 23.12.03 г. N 459-01-3МО) численность неработабющего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов Законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Как правомерно указал суд первой инстанции в период подготовки проектов областного бюджета и бюджета ТСОМС на 2004 года между Администрацией и Фондом действовал договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 06.04.01 г. N 54-566, в пункте 4 которого определена численность застрахованных на момент заключения договора, которая должна в соответствии с условиями договора ежемесячно корректироваться путем представления Администрацией Фонду сведений об изменениях в списках.
Выводы суда о последнем согласовании численности неработающего населения на 01.10.02 г. и отсутствии документального подтверждения Администрацией количества неработающего населения письмом от 17.04.2003 года равного 15 906 человек документально Администрацией не опровергнуты.
В дополнении к договору от 06.04.01 г. N 54566 для подготовки проектов областного бюджета и бюджета ТФОМС на 2004 года сообщалось об ином количестве на 01.10.03 г. - 18 418 человек (л.д. 43, т.2), однако Администрацией дополнение к договору подписано не было, при этом списки лиц категории "иные лица, не имеющие работы" по предложению Фонда Администрацией представлены не были.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на постановление ФАС СЗО от 19.10.05 г. по делу А42-13981/2004-12 по заявлению Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам за 2001-2003 годы и пеней за нарушение сроков уплаты платежей несостоятельна, поскольку в указанном постановлении отсутствуют данные о количестве застрахованных.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии вины в нарушении сроков уплаты за 9 месяцев 2004 года платежей на ОМС документально не подтверждены. Факт получения ссуд не свидетельствует о принятии Администрацией надлежащих мер по соблюдению сроков платежей, установленных пунктами 5,7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-1, пунктами 13, 20 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на ОМС, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1018, статье 3 Закона Мурманской области от 27.12.1999 N 174-01ЗМО.
Соответствующим нормам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации является решение суда в части отнесения на Администрацию расходов по госпошлине в части удовлетворенных требований.
Податель апелляционной жалобы не указал нормы закона, в соответствии с которой при уплате страховых взносов на ОМС Администрация выступает в защиту казны муниципального образования.
При указанных обстоятельствах решение суда от 27.12.05 г. является законным и обоснованным.
Расходы по госпошлине в размере 1 000 руб. оставлены за подателем апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.05 г. по делу А42-6296/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6296/2005
Истец: Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Администрация г. Оленегорска с подведомственной территорией
Третье лицо: Департамент финансов Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4826/06