г. Санкт-Петербург |
|
03 августа 2006 г. |
Дело N А21-1405/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Сафоновой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3918/2006) Климова Н.Д.
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.02.2006 г.. по делу N А21-1405/2005 (судья Можегова Н.А., Сергеева И.С., ПриходькоЕ.Ю.),
по иску (заявлению) Климова Николая Дмитриевича
к Мэрии г. Калининграда, Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о признании нормативных актов недействующими
при участии:
от истца (заявителя): не яв. - увед. 64065
от ответчика (должника): 1. не яв. - увед. 64066; 2. не яв. - увед. 64067
установил:
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.02.2006 г.. по делу А21-1405/2005 Климову Николаю Дмитриевичу отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими постановления мэра г. Калининграда от 24.12.2004 г.. N 3669 "О ценах для населения на коммунальные услуги теплоснабжения" в части установления с 01.01.2005 г.. тарифа на отопление (по нормативу) в размере 22,75 руб. за один квадратный метр и тарифа на подогрев холодной воды (по приборам учета расхода воды) в размере 56,87 руб. за один кубический метр и решения Главного управления го государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области от 17.12.2004 г.. N 1-51/04 "Об отверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Калининградтеплосеть" в части утверждения и введения в действие с 01.01.05г. тарифов на тепловую энергию в горячей воде, отпускаемую МУП "Калининград" для всех групп потребителей, в размере 714 руб/Гкал (без НДС).
На указанное решение Климовым Н.Д. подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на нарушение судом норм материального права, просит судебный акт отменить и заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Климов Н.Д. указал, что: постановление мэра г. Калининграда от 24.12.2004 г.. N 3669 в части установления стоимости подогрева 1 куб.м. воды в размере 56 руб. 87 коп. нарушает ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех переда законом, поскольку ставит в неравные условия по оплате 1 куб.м. горячей воды как заявителя и так других потребителей горячей воды, у которых не установлен счетчик; экспертиза, проведение которой предусмотрено п. 16 Правил об установлении тарифов отсутствует; экспертное заключение не соответствует п. 16 "Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного Проставлением ФЭК РФ от 30.10.02г. N 75-э/5; из заключения Главного управления по тарифам следует, что расчет экономической обоснованности тарифа не проводился, в таблицы введены произвольные числа.
Ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
При проверке законности и обоснованности решения суда апелляционная инстанция не усматривает оснований к его отмене.
Как явствует из материалов дела решением от 17.12.2004 г.. N 1-51/04 "Об отверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Калининградтеплосеть" Главное управление по государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области утвердило тарифы на тепловую энергию в горячей воде отпускаемую предприятием с 01.01.05г. в размере 714 руб/Гкал.
24.12.04г. мэром г. Калининграда во исполнение указанного решения и в соответствии со ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции закона от 06.05.03г. N 52-ФЗ), Постановлением Администрации Калининградской области от 31.1003г. N 620 вынесено постановление N 3669 "О ценах для наседания на коммунальные услуги теплоснабжения", в соответствии с которым с 01.01.05г. цена услуги по отоплению (по нормативу) составляет 22 руб. 75 коп. за 1 кв.м., а цена услуги по подогреву холодной воды (по приборам учета расхода воды) составляет 56 руб. 87 коп. за 1 куб.м.
Решение от 17.12.2004 г.. N 1-51/04 и постановление от 24.12.04г. N 3669 опубликованы в газете "Гражданин" за 30.12.04г. N 103/104.
Климов Николай Дмитриевич, полагая, что указанные нормативные акты нарушают его права и не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с уточнениями) к Мэрии г. Калининграда, Главному управлению по государственному регулированию цен и тарифов о признании решения Главного управления го государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области от 17.12.2004 г.. N 1-51/04 "Об отверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Калининградтеплосеть", постановления мэра г. Калинингарда от 24.12.2004 г.. N 3669 "О ценах для населения на коммунальные услуги теплоснабжения" в части необоснованности тарифов на отопление и горячее водоснабжение для населения недействующими со дня их принятия как противоречащие нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу ст. 192 АПК РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспариваении нормативно правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт
Согласно ст. 6 ФЗ от 14.04.95г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Также ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с основами ценообразования на тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. При этом решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных указанными нормативными актами, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции на момент вынесения решения N 1-51/04 органом, устанавливающим тарифы на тепловую энергию в Калининградской области, являлось Главное управление по государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе и заявлении о том, что решение Главного управления го государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области от 17.12.2004 г.. N 1-51/04 "Об отверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Калининградтеплосеть" не соответствует п.п. 7-18 и 21 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, п.п. 2, 6 приказа Федеральной службы по тарифам от 07.09.04г. N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006 годы" являются несостоятельными и необоснованными.
Согласно п. 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму стоимости единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и стоимости услуг по передаче единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии кроме суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Установленный Главным управлением по государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области тариф включает в себя указанные величины. Данное обстоятельство подтверждается проектом калькуляции производства, отпуска и передачи тепловой энергии на 2005 год по МУП "Калининградтеплосеть".
Не состоятельны возражения заявителя о том, что оспариваемое решение не соответствует п. 2 приказа Федеральной службы по тарифам от 07.09.04г. N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006 годы", поскольку данный пункт не распространяет свое действие на решение от 17.12.2004 г.. N 1-51/04.
Также не подтверждается довод заявителя о экономической необоснованности спорного тарифа, так как п. 6 приказа от 07.09.04г. N 69-э/4 установлены и введены в действие на 2005-2006 г.г. предельные минимальные уровни тарифов на тепловую энергию на уровне исчисляемом исходя из величины роста на 2005 г.. не менее 107,5% и на 2006 г. не менее 106%. В соответствии с проектом калькуляции тариф на 2005 г.. по сравнению с тарифом на 2004 г.. составляет 110,4%, следовательно, тариф на 2005 год соответствует п. 6 указанного приказа.
Основные положения регулирования тарифов предусмотрены в "Правилах государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г.. N 109
Пунктом 16 указанных Правил предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов, по результатам которой оформляется экспертное заключение, которое приобщается к делу об установлении тарифов.
Представленное в материалы дела экспертное заключение по обоснованию тарифа на тепловую энергию МУП "Калининградтеплосеть" на 2005 г.., по мнению Климова Н.Д., не соответствует п. 17 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Из представленного в материалы дела заключения не усматривается, что проводился расчет экономической обоснованности тарифа, так как в таблицах использованы произвольные числа.
Как обоснованно указал суд первой инстанции оценка финансового состояния МУП "Калининградтеплосеть" и анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования содержатся на первой странице заключения.
Раздел 1 заключения содержит анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат. Анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования предприятия, содержится в разделе 5.
Сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования и анализ: соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней содержатся на последней странице заключения.
Нормативные акты, регулирующие порядок установления тарифов, не устанавливают - в каком виде должны быть отражены в экспертном заключении результаты оценки или анализа конкретных данных.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции указал, что отражение в экспертном заключении результатов анализа конкретных показателей в виде итоговых цифр не противоречит требованиям указанных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
С данным выводом суда и правовой оценкой экспертного заключения апелляционная инстанция согласна.
Также суд первой инстанции при рассмотрении заявленных требований обоснованно пришел к выводу о соответствии постановления мэра г. Калининграда от 24.12.2004 г.. N 3669 в части установления стоимости подогрева 1 куб.м. воды в размере 56 руб. 87 коп. ФЗ от 28.08.95г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закону РФ от 24.12.92г. N 4218-1 "Об основах жилищной политики", положениям Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О защите прав потребителей", "Основам ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.02.04г. N 89 и Правил предоставления коммунальных услуг. Кроме того, возражения заявителя о том, что оспариваемое постановление нарушает ч. 1 ст. 19 Конституции РФ не подтверждены материалами дела.
При установлении цен для населения на коммунальные услуги теплоснабжения, введенные оспариваемым постановлением, применены нормативы потребления, установленные действующим постановлением мэра г. Калининграда N 1573 от 26.05.00г.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несостоятельности заявленных требований и о соответствии постановления мэра г. Калининграда от 24.12.2004 г.. N 3669 "О ценах для населения на коммунальные услуги теплоснабжения" и решения Главного управления го государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области от 17.12.2004 г.. N 1-51/04 "Об отверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Калининградтеплосеть" нормам действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция пришла к выводу о полном и всестороннем исследовании судом первой инстанции материалов и обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены верно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.06г. по делу А42-1405/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1405/2005
Истец: Климов Николай Дмитриевич
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3918/06