г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2006 г. |
Дело N А26-7079/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горшелева В.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Шашковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Норд Интер Хауз" (регистрационный номер 13АП-861/2006)
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2005 г. по делу N А26-7079/2005 (судья Кохвакко В.В.),
по заявлению ЗАО "Норд Интер Хауз"
к ФГУ "Лахденпохский лесхоз"
3-е лицо Федеральное агентство лесного хозяйства
О признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: представитель Швец И.Н. (доверенность от 10.08.2006 г., паспорт), представитель Тельтевская Ю.А. (доверенность от 10.08.2006 г., паспорт)
от ответчика: представитель Перова И.В. (доверенность от 22.06.2006 г., паспорт)
от 3-го лица: представитель Перова И.В. (доверенность от 10.03.2006 г., паспорт)
установил:
ЗАО "Норд Интер Хайз" заявило требование о признании незаконными действий ФГУ "Лахденпохский лесхоз" по перерасчету арендных платежей с применением повышающих коэффициентов, установленных приказами Федерального агентства лесного хозяйства, по тем основаниям, что указанное Агентство не имеет полномочий издавать нормативно-правовые акты.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2005 г. требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ФГУ "Лахденпохский лесхоз" по перерасчету ЗАО "Норд Интер Хайз" арендной платы по лесорубочным билетам, выписанным с 01.01.2005 г. по 01.04.2005 г. в части доначисления арендных платежей за февраль-апрель 2005 г. в сумме 1 406 534 руб. и предъявления требований о доплате сумм арендной платы по лесорубочным билетам по срокам уплаты 15 февраля, 15 марта, 15 апреля 2005 года, проверенные на соответствие положениям Лесного кодекса Российской Федерации. В остальной части требований отказано. (л.д.147-148).
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда в части отказа в признании незаконными действий ответчика по перерасчету арендной платы по указанным лесорубочным билетам, удовлетворить заявление в этой части по мотивам, изложенным в жалобе (л.д.5-9), считая, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют законодательству и материалам дела; что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению; полагает, что приказы Федерального агентства лесного хозяйства N 3 и N 50, не могут быть признаны незаконными, поскольку не прошли государственную регистрацию и не были опубликованы в установленном порядке; указывает, что обязательным условием для увеличения арендной платы является изменение ставок лесных податей, которое в 2005 г. не производилось; считает, что у Лесхоза не было оснований для увеличения арендной платы, ссылаясь на положения п.7.3 и п.7.2 договоров аренды.
Ответчик и третье лицо возражают против апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, считают решение суда правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения арбитражного суда проверены в апелляционном порядке.
Материалами дела установлено, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ФГУ "Лахденпохский лесхоз" по перерасчету арендных платежей с применением повышающих коэффициентов, установленных приказами Федерального агентства лесного хозяйства, по тем основаниям, что указанное агентство не имеет полномочий издавать нормативно-правовые акты.
Арбитражным судом установлено, что Госкомлес Республики Карелия и ФГУ "Лахденпохский лесхоз" как территориальные органы управления лесным хозяйством, выступили арендодателем участков лесного фонда по договорам аренды с заявителем от 02.08.1995 г., от 12.02.2004 г., от 22.09.2004 г. В первом квартале 2005 г. заявитель получил лесорубочные билеты на рубку древесины на арендованных участках лесного фонда N N 12, 14, 23, 24, 27, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 40, 41 (л.д. 38, 40, 42, 44, 46-47, 49, 51-52, 54, 56, 58, 60, 62).
Пунктами 7.3 договоров от 12.02.2004 г. и от 22.09.04 г. установлено, что в случае изменения вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда, действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования размер арендной платы может быть изменен ежегодно арендодателем, в одностороннем порядке, с предварительным уведомлением об этом арендатора.
Пунктом 7.2 договора от 02.08.1995 г. установлено, что при изменении минимальных ставок лесных податей размер арендной платы пересматривается.
Пунктами 7.4 договоров от 12.02.2004 г. и от 22.09.04 г. установлено, что арендная плата, как и лесные подати, вносится в сроки, установленные инструкцией государственной налоговой службы Российской Федерации N 25 от 19.04.1994 г. "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню". Арендная плата должна быть внесена арендатором за установленный объем лесопользования за истекший год к 01 января следующего календарного года.
ФГУ "Лахденпохский лесхоз" письмами N 443, N 444, N 445 от 18.05.2005 г. сообщило заявителю о перерасчете арендной платы в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, по лесорубочным билетам, выписанным с 01.01.2005 г. по 01.04.2005 г., в соответствии с приказами Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2005 г. N 3 и от 01.04.2005 г. N 50 и предложило произвести доплату по арендным платежам по лесорубочным билетам, выписанным по указанным договорам аренды, по срокам оплаты на 15.02, 2005 г., 15.03.2005 г., 15.04.2005 г. в размере 1 406 534 руб. Дальнейшую арендную плату по срокам уплаты 15.06.2005 г., 15.07.2005 г., 15.09.2005 г., 15.11.2005 г. и 15.12.2005 г. было предложено вносить в соответствии с перерасчетом.
Из материалов дела следует, что приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2005 г. N 3 "О ставках лесных податей за пользование лесным фондом" территориальным органам и подведомственным организациям было предписано "до утверждения в установленном порядке ставок лесных податей при предоставлении участков лесного фонда по договорам аренды и (или) в краткосрочное пользование руководствоваться с 01.01.2005 г. ставками лесных податей, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действовавшим в 2004 г., с коэффициентом 1.1".
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.04.2005 г. N 50 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" признан утратившим силу пункт 1 приказа от 03.01.2005 г. N 3 в части установления ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню и утверждены соответствующие ставки по субъектам Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции полно исследовав обстоятельства дела и проанализировав Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.2004 г., из которого следует, что третье лицо "не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности _, кроме случаев, установленных Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации", указал, что приказы N 3 от 03.01.2005 г. и N 50 от 01.04.2005 г. не были опубликованы и не прошли регистрацию в Минюсте Российской Федерации, а приказом Агентства от 23.09.2005 г. N 262 признаны утратившими силу в полном объеме, вместе с тем, данные приказы Федерального агентства лесного хозяйства не признаны незаконными в установленном порядке.
Приказом N 255 от 14.09.2005 г. Федерального агентство лесного хозяйства утвердило ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, который зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.09.2005 г.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в соответствии с положениями пунктов 1.1 и 1.4 Устава ФГУ "Лахденпохский лесхоз", утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.03.2005 г. N 45, приказы Агентства являются обязательными для исполнения их ответчиком.
В соответствии со статьями 103, 105 Лесного кодекса Российской Федерации при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату, размер, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды участка лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Из положений указанных норм и положений пунктов 7.3.и 7.2 договоров аренды от 12.02.2004 г., от 22.09.2004 г., от 02.08.1995 г. следует, что Лесхоз имеет право одностороннего изменения размера арендной платы, однако, учитывая, что лесхозом не выполнено обязательство по предварительному уведомлению заявителя об изменении арендной платы, установленное указанными пунктами договоров, судом первой инстанции правомерно признаны незаконными действия Лесхоза по перерасчету арендной платы по лесорубочным билетам, выписанным заявителю с 01.01.2005 г. по 01.04.2005 г. в части доначисления арендных платежей за февраль-апрель 2005 г. в сумме 1 406 539 руб. и предъявлению требований о доплате сумм арендной платы по лесорубочным билетам по срокам уплаты 15.02.2005 г., 15.03.2005 г., 15.04.2005 г.
Также с учетом изложенного, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в части перерасчета лесхозом арендных платежей по лесорубочным билетам, выписанным ЗАО "Норд Интер Хауз" с 01.01.2005 г. по 01.04.2005 г. по срокам уплаты - 15.06.2005 г., 15.07.2005 г., 15.09.2005 г., 15.11.2005 г. и 15.12.2005 г.
Апелляционные доводы заявителя с учетом изложенного не дают оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7079/2005
Истец: ЗАО "Норд Интер Хауз"
Ответчик: ФГУ "Лахденпохский лесхоз"
Третье лицо: Федеральное агентство лесгого хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-861/06