г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2006 г. |
Дело N А42-7490/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1159/2006) Инспекции ФНС России по г.Мончегорску
на решение Арбитражного суда Мурманской области
от 02.12.2005 г.. по делу N А42-7490/2005 (судья Хамидуллина Р.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Мончегорские Электрические сети"
к Инспекции ФНС России по г. Мончегорску
3-е лицо: Управление Пенсионного фонда РФ по г.Мончегорску
о признании недействительным решений N 794 от 05.05.2005 года и N 1595 от 13.07.2005 года об отказе в возврате излишне уплаченного страхового взноса
при участии:
от заявителя: не явились
от ответчика: не явились
от 3-го лица: не явились
установил:
Открытое акционерное общество "Мончегорские электрические сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Мончегорску Мурманской области (далее Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений N 794 от 05.05.05г. и N 1595 от 13.07.05г. об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и обязании возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 498.147,44 руб. и начисленных на них процентов в сумме 19.052,26 руб.
В качестве второго ответчика привлечено Управление Пенсионного фонда РФ г.Мончегорска Мурманской области (далее - Управление Пенсионного фонда).
Решением суда от 02.12.2005 г.. заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения налогового органа N 794 от 05.05.05г. и N 1595 от 13.07.05г. Суд обязал инспекцию издать распоряжение о возврате Обществу излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере 498.147,44 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Основанием для подачи апелляционной жалобы послужил довод налогового органа, что поскольку порядок возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, до настоящего времени не определен, то Инспекция не вправе произвести возврат предпринимателю ошибочно уплаченных сумм, и поэтому все вопросы, связанные с выплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако их представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Общества является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящие выплаты физическим лицам.
11.02.2005 г.. платежным поручение N 121 Общество перечислило страховые взносы, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 242.250,21 руб. (л.д.10). 09.06.05г. платежным поручением N 341 Общество перечислило страховые взносы, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 255.897,23 руб. (л.д.11). В названных платежных поручениях был ошибочно указан код бюджетной классификации (далее КБК) 18210202030061000160, соответствующий страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, тогда когда следовало указать КБК - 18210202010061000160.
Денежные средства поступили в бюджет ПФР РФ. По данным налогового органа у Общества числится переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа в сумме 498.147,40 руб., что подтверждается актом сверки по состоянию на 26.07.05г. (л.д.17).
04.05.05г. и 13.07.05г. Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Уведомлениями от 16.05.05г. и от 30.07.05г. Инспекция сообщила страхователю о принятии решении N 794 от 05.05.05г. и N 1595 от 13.07.05г. об отказе в возврате страховых взносов, ссылаясь на невозможность возврата страховых взносов в порядке ст.78 НК РФ, поскольку ст.78 НК РФ регламентирует порядок возврата налогов, а страховые взносы не отвечают понятию налога.
Не согласившись с мнением налогового органа, Общество обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Суд, признавая незаконными решения Инспекции об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсисонное страхование в виде фиксированного платежа в размере 498.147,44 руб., исследовав и оценив все представленные в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами, на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 г.. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи, с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса РФ.
При этом суд правомерно руководствовался статьей 78 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени, которыми определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Кроме того, пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с п.п. 7,9 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п.13 ст.78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В п.1 ст.13 Федерального закона от 15.12.2001 г.. N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Однако данная норма применима к иным отношениям, которые не касаются возврата страховых взносов в случае их излишней уплаты в связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, точка зрения о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, противоречит нормам Налогового кодекса РФ.
Кроме того, суд правомерно сослался на приложение 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г.. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которому Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета или возврата.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у Общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 498.147,44 руб. не оспаривается Инспекцией и Управлением Пенсионного фонда.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности требований заявителя по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в названной выше сумме признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Также судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований в части взыскания процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Пункт 9 ст.78 НК РФ предусматривает начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога.
Согласно пункту 1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуальный возмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Понятие страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведено в ст.3 Федерального закона N 167-ФЗ, в силу которой страховые взносы - это индивидуальные возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Из приведенных норма Налогового кодекса РФ и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" следует, что страховые взносы на страховую и накопительную часть пенсии, являющиеся возмездными платежами, не относятся к числу налогов и не включены налоговую систему РФ. В связи, с чем суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что правила пункта 9 ст.78 НК РФ о начислении процентов за нарушение сроков возврата налога не могут быть применены при нарушении сока возврата страховых взносов.
Однако судом первой инстанции не рассмотрен вопрос в отношении требований ко второму ответчику - УПРФ РФ по г.Мончегорска Мурманской области, привлеченному в ходе судебного разбирательства.
В отношении данного ответчика заявленные Обществом требования подлежат отклонению в полном объеме.
Также подлежит изменению мотивировка суда первой инстанции в части обязании налогового органа о возврате излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере 498.147,44 руб.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ст.269, п.п.3 и 4 п.1, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.12.2005 г.. по делу N А42-7490/2005 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Заявление удовлетворить частично. Признать недействительными решения Инспекции ФНС РФ по г.Мончегорску Мурманской области N 794 от 05.05.2005 г.. и N 1595 от 13.07.2005 г.. об отказе в возврате Открытому акционерному обществу "Мончегорские электрические сети" 498.147,44 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, как несоответствующее Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.., Федеральному закону "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.1996 г.. N 115-ФЗ, в редакции Федерального закона N 174-ФЗ от 23.12.2004 г..
Обязать инспекцию ФНС РФ по г.Мончегорску Мурманской области возвратить ОАО "Мончегорские электрические сети" из бюджета Пенсионного фонда РФ излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 498.147,44 руб.
Возвратить ОАО "Мончегорские электрические сети" из федерального бюджета гос. пошлину в сумме 15.462,94 руб., внесенную платежными поручениями N 468 от 29.07.2005 г.., N 000491 от 09.08.2005 г.., N 501 от 15.08.2005 г..
В удовлетворении остальной части заявленных требований к налоговому органу отказать.
В удовлетворении требований ОАО "Мончегорские электрические сети" о признании недействительными решений N 794 от 05.05.05г. и N 1595 от 13.07.05г. Инспекции ФНС РФ по г.Мончегорску Мурманской области об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и обязании возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 498.147,44 руб. и начисленных на них процентов в сумме 19.052,26 руб. к Управлению ПФР РФ по г.Мончегорску Мурманской области отказать.".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7490/2005
Истец: ОАО "Мончегорские Электрические сети"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Мончегорску
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда РФ по г. Мончегорску, ОАО "Кольская ГМК"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1159/06