г. Санкт-Петербург |
|
12 мая 2006 г. |
Дело N А56-43368/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.Б. Лопато
судей Г.В. Борисовой, М.А. Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3475/2006) ОАО "Гатчинагаз" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2006 г. по делу N А56-43368/2005 (судья Л.В. Зотеева),
по заявлению ОАО "Гатчинагаз"
к Межрайонной Инспекции ФНС России N 7 по Ленинградской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: А.И. Астафьева, дов. N 51 от 23.01.2006 г.
от ответчика: И.Ю. Гараськова, дов. N 04-04/548 от 16.01.2006 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Гатчинагаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 09.09.2005 N 511 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.02.2006 заявленные требования отклонены.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании податель жалобы признал факт совершения административного правонарушения и просил учесть обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности нарушения, а именно: незначительный объем спирта (2 дал.), отсутствие выделенных квот, использование спирта исключительно на технологические нужды, совершение правонарушения впервые.
Инспекция просит апелляционную жалобу отклонить, фактическое наличие обстоятельств, приведенных Обществом в обоснование довода о малозначительности, представитель Инспекции подтвердил, однако просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.09.2005 на основании поручения от 07.09.2005 N 990 Инспекцией была проведена проверка Общества по вопросу достоверности представленных деклараций и целевого использования спирта этилового, за период с 01.01.2004 по 07.09.2005.
В ходе проверки установлен факт несвоевременности представления Обществом декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, в том числе денатурированного, за I полугодие 2005 года. Указанная декларация была представлена в налоговый орган 06.09.2005, то есть с нарушением срока, установленного Положением о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564). Факт правонарушения зафиксирован в акте от 07.09.2005 N 368.
По результатам проверки Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 07.09.2005.
На основании данного протокола и материалов проверки налоговым органом 09.09.2005 вынесено постановление N 511 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении требования, суд указал, что у Общества имелась обязанность по представлению декларации, в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено наличие события и состава правонарушения, соблюдены процессуальные нормы, предусмотренные КоАП РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) он устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
При этом под оборотом в силу статьи 2 указанного Закона следует понимать закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.
В соответствии со статьей 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по представлению декларации о производстве и обороте этилового спирта возникает в том числе у организаций, закупивших этиловый спирт и осуществляющих его последующее хранение. При этом не имеет значения, используется ли этот спирт для собственных нужд предприятия или для производства алкогольной продукции.
Таким образом, у Общества, использующего в производстве этиловый спирт, возникла обязанность по представлению в налоговый орган сведений об объемах оборота (хранения) этилового спирта в установленные законом сроки.
Из материалов дела видно, что указанная декларация Обществом была представлена в налоговый орган с нарушением срока, установленного пунктом 10 Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, Инспекция правомерно привлекла Общество к административной ответственности на основании статьи 15.13 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения признан Обществом в судебном заседании. Однако Общество полагает, что имеются основания для освобождения его от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
Согласно положениям КоАП РФ административное наказание может назначаться лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5). Поэтому лицо, уполномоченное решать дело об административном правонарушении, не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ. Однако с учетом конкретных обстоятельств дела может быть применена статья 2.9 названного Кодекса, предусматривающая возможность освобождения от административного наказания.
Арбитражный суд, рассматривая дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, также вправе установить малозначительность совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитывать характер проступка, размер вреда и тяжесть наступивших последствий. Таким образом, для привлечения виновного лица к ответственности должно быть установлено не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и степень социальной опасности деяния.
Апелляционная инстанция считает, что применительно к совершенному Обществом административному правонарушению и с учетом конкретных обстоятельств дела нельзя говорить о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям. Кроме того, суд также учитывает, что правонарушение совершено Обществом впервые, незначительный объем использованного на технологические нужды спирта (2 дал.), отсутствие замечаний проверяющих в акте инвентаризации (л.д.9).
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в этом случае суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Таким образом, уплаченная Обществом при обращении в суд первой инстанции государственная пошлина в размере 2000 руб. (платежное поручение от 15.09.2005 г.. N 773) подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, подпунктом 4 пункта 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2006 г. по делу N А56-43368/2005 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной Инспекции ФНС России N 7 по Ленинградской области от 09.09.05 г. N 511 по делу об административном правонарушении.
Возвратить ОАО "Гатчинагаз" 2000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43368/2005
Истец: ОАО "Гатчинагаз"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N7 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3475/06