г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2006 г. |
Дело N А42-14341/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Т.И. Петренко
судей О.В. Горбачевой, Н.И. Протас
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.И. Аль Марашдех
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3486/2006) Инспекции ФНС России по г. Мурманску на Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02 февраля 2006 года по делу N А42-14341/2005 (судья Н.В. Сачкова),
по заявлению ОАО "Мурманский траловый флот"
к Инспекции ФНС России по г. Мурманску
о признании недействительным в части решения от 22.12.2005 года N 15078
при участии:
от истца (заявителя, взыскателя): представители - А.В. Блохин по доверенности N 22 от 01.03.2005 года (паспорт), О.В. Бурмакова по доверенности N 35 от 16.06.2005 года (паспорт)
от ответчика (должника, заинтересованного лица): не явились (извещены, уведомление N 52992)
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский траловый флот" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Мурманский траловый флот") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый оран) о признании недействительным в части решения N 15078 от 22.12.2005 года.
Решением от 02 февраля 2006 года суд удовлетворил заявленные требования ОАО "Мурманский траловый флот".
На указанное решение Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, установленные распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 года N 819-р и от 03.11.1994 года N 1741-р предельные нормы выплат в иностранной валюте взамен суточных членам судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности не являются компенсацией командировочных расходов, а включаются в заработную плату повышенного размера за особые условия труда и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие представителя налогового органа.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа, считая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
11 ноября 2005 года Инспекцией была окончена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и удержании, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года, правильности и своевременности представления в Инспекцию сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога за 2002 год.
По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт N 232 от 30 ноября 2005 года. На основании акта 22 декабря 2005 года Инспекцией было принято решение N 15078 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в сумме 2 663 467 рублей. Указанным решением Обществу доначислен налог на доходы физических лиц в размере 13 317 333 рубля и начислены пени в размере 8 268 964 рубля.
На основании оспариваемого решения Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования N 134594 от 22.12.2005 года и N 134595 от 22.12.2005 года об уплате доначисленных сумм налога, пеней и штрафа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается обязанность налоговых агентов по своевременному и правильному исчислению, удержанию и внесению в бюджет сумм налога с доходов физических лиц.
Согласно статьям 209-210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Случаи предоставления компенсационных выплат, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотрены главой 23 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работы, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляется в соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации N 819-р и N 1741-р.
Согласно пункту 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 года N 819-р установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет средств предприятия - судовладельцев.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся членам экипажей судов за период пребывания в рейсе и по своей правовой природе являются компенсационными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей в период нахождения в море, что соответствует понятию компенсаций, данному в статье 164 ТК РФ.
Данные выплаты производятся членам экипажей судов помимо заработной платы и заработной платой не являются.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные главой 21 Кодекса "Заработная плата".
В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, оплата труда в особых условиях, предусмотренная ст. 146 ТК РФ, на которую ссылается налоговый орган, также устанавливается коллективными или трудовыми договорами.
Выплата работникам Предприятия иностранной валюты взамен суточных коллективным и трудовыми договорами не установлена, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем заработной платой не является.
В соответствии с пунктом 42 "Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения" утв. Постановлением Госкомстата от 10.07.1995 г.. N 89 и согласованной с министерствами экономики, финансов и труда России, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
В состав фонда заработной платы общества выплаты взамен суточных не включены, что не оспаривается ответчиком.
В соответствии со статьёй 166 ТК РФ, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой.
Вместе с тем, статьей 165 ТК РФ помимо перечисленных в данной статье компенсаций, в т.ч. при направлении в служебные командировки, предусмотрено предоставление компенсаций в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Статьей 423 ТК РФ установлено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с данным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии со статьей 4 Кодекса законов о труде Российской Федерации, который действовал в период принятия распоряжений Правительства РФ, к актам законодательства о труде относились распоряжения Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.97г. N 1009 распоряжения Правительства РФ являются нормативными правовыми актами.
Статьей 12 ТК РФ предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или вышестоящей юридической силы.
Распоряжения Правительства Российской Федерации N 819-р, 1741-р являются действующими нормативными правовыми актами, не противоречат нормам трудового; законодательства, а, следовательно, подлежат применению в полном объеме.
Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний установлены Распоряжением N 819-р, действие которого распространено на членов экипажей заграничного плавания флота рыбной промышленности Распоряжением N 1741-р.
Таким образом, выплаты произведены Обществом в пределах норм, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации, поэтому в соответствии со статьей 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Судом первой инстанции в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, поэтому апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.02.2006 года по делу N А42-14341/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-14341/2005
Истец: ОАО "Мурманский траловый флот"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3486/06