г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2006 г. |
Дело N А56-25948/2004 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.К. Зайцевой
судей Л.С. Копыловой, В.Б. Слобожаниной
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В. Кузнецовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2694/2006) ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2006 г.. по делу N А56-25948/2004 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению)
к Правительству Ленинградской области
3-е лицо: 1. Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области, 2. Комитет по энергетическому комплексу и ЖКХ Правительства Ленинградской области, 3. КУГИ Ленинградской области, ЛО ГУП "Ленжилкомсервис"
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-х лиц:1. не явился (извещен), 2. Фомина М.В. -доверенность N 24 от 27.02.06г., 3. Петрова Т.Я. - доверенность N 29/08 от 29.08.05г.
установил:
Ленинградское областное государственное унитарное предприятие "Леноблжилкомхоз" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Ленинградской области (далее - Правительство, ответчик) от 30.04.2004 г.. N 189-р "О ликвидации Ленинградского областного государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Ленжилкомсервис".
В качестве третьих лиц в деле участвуют Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области, Ленинградский областной Комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области и Ленинградское областное государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Ленжилкомсервис".
Решением суда от 24.01.2006 г.. в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит принятое судом решение отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, судом не приняты во внимание его доводы о том, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением Закона и, при этом нарушает его права и интересы, поскольку заявитель является учредителем ликвидируемого юридического лица и внес в его уставный фонд 100 000 руб., которые числятся на балансе, как долгосрочные финансовые вложения.
Так же податель жалобы считает, что оспариваемое распоряжение издано с нарушением правил, установленных постановлением Правительства Ленинградской области от 02.08.2001 г.. N 78 "О порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Ленинградской области и порядке координации, регулирования и контроля за их деятельностью".
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы податель апелляционной жалобы не явился.
Представители ответчика, Правительства Ленинградской области, и третьего лица, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области, в заседание также не явились. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица - Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству.
Представители Леноблкомимущества и ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилклмсервис" в заседание явились и представили отзывы на апелляционную жалобу, из которых следует, что они с доводами подателя жалобы не согласны и просят принятое судом решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис" было создано как дочернее предприятие на основании приказа генерального директора ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" от 27.04.2001 г.. N 32.
Устав Предприятия был согласован с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области - 27.04.2001 г.. и Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом - 03.05.2001 г..
Устав зарегистрирован Ленинградской областной Регистрационной Палатой, свидетельство N Ю/2516 от 10.05.2001.
Из пунктов 1.4 и 1.5 устава следует, что созданное предприятие находится в ведомственном подчинении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области, учредителем предприятия является ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз", а собственником предприятия является Ленинградская область.
29.11.2002 г.. председателем Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области было издано распоряжение N 1.
Данным распоряжением установлено, что полномочия собственника в отношении имущества ЛО дочернего ГУП ЖКХ "Ленжилклмсервис" от имени Правительства Ленинградской области осуществляют Комитет ЖКХ и Леноблкомимущество.
Этим же распоряжением прекращены полномочия ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" как учредителя дочернего предприятия. Из наименования предприятия исключено слово "дочернее".
24.02.2004 г.. ИМНС РОССИИ по Тосненскому району Ленинградской области была зарегистрирована новая редакция устава ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис", из пункта 1.2 которого следует, что учредителем предприятия является Ленинградская область. Функции учредителя осуществляет Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области.
Не согласившись с указанным выше распоряжением Комитета, ЖКХ ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" оспорило его в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2004 г.. по делу N А56-2252/03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 12.07.2005 г.., заявленные требования были удовлетворены - оспариваемое распоряжение от 29.11.2002 г.. N 1 было признано недействительным.
Постановлением ФАС СЗО от 11.10.2005 г.. приведенные выше судебные акты были отменены, в удовлетворении заявления ЛО ГУП "Леноблэилкомхоз" о признании недействительным распоряжения Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области от 29.11.2002 г.. N 1 было отказано.
В обоснование сделанных выводов суд указал на то обстоятельство, что из устава ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис" исключены указания на его происхождение как дочернего предприятия и, что его учредителем является ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз", не нарушает прав и законных интересов последнего. Имуществом ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис" может распоряжаться собственник, каковым ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" не является. При учреждении дочернего предприятия оно действовало лишь в качестве представителя собственника имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения и вносимого в уставный капитал создаваемого предприятия.
30.04.2004 г.. Правительством Ленинградской области было издано распоряжение N 189-р "О ликвидации ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис".
Считая данное распоряжение не соответствующим требованиям закона и нарушающим его законные права и интересы, ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании его недействительным.
Свои требования заявитель обосновал следующими обстоятельствами.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2002 г.. по делу N А56-32994/01 ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В ходе конкурсного производства была сформирована конкурсная масса, в которую была включена сумма, составляющая уставный фонд дочернего предприятия, как долгосрочные финансовые вложения, подлежащие реализации.
В результате издания оспариваемого распоряжения данный актив был фактически исключен из конкурсной массы, без какой-либо компенсации предприятию-учредителю.
Кроме того, в силу статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по решению суда, в том числе, на основании признания его несостоятельным (банкротом).
Решения о ликвидации дочернего предприятия учредитель не принимал и не мог принять, поскольку в силу пункта 3 статьи 37 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 г.. N 161-ФЗ созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшему их унитарному предприятию в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего закона.
Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, так как оспариваемое распоряжение Правительства Ленинградской области является законным и принятым в пределах его полномочий. Кроме того, оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, считая, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как было указано ранее распоряжением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области от 29.11.2002 г.. N 1 было определено, что полномочия собственника в отношении имущества ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис" осуществляют Комитет ЖКХ и Леноблкомимущество. Полномочия ЛО ГУП "Ленобжилклмхоз", как учредителя дочернего предприятия, данным распоряжением были прекращены. Из наименования предприятия было исключено слово "дочернее", что нашло свое отражение в новой редакции устава ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис".
Правомерность приведенного выше распоряжения установлена судебным актом ФАС СЗО от 11.10.2005 г.. по делу N А56-2252/04.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По делу N А56-2252/03 ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" оспаривал правомерность издания Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области распоряжения от 29.11.2002 г.. N 1, согласно которому из наименования ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис" было исключено слово "дочернее" и утверждена новая редакция устава предприятия. Так же данным распоряжением было установлено, что полномочия собственника в отношении имущества дочернего предприятия от имени Правительства Ленинградской области будут осуществлять Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области и Леноблкомимущество, а полномочия ЛО ГУП "Ленолбжилкомхоз", как учредителя данного предприятия, прекращены.
Лицами, участвующими в деле, являлись: заявитель - ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз", а также Правительство Ленинградской области и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 20 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 г.. N 161-ФЗ право утверждения устава унитарного предприятия и внесение в него изменений принадлежит собственнику имущества.
В силу пункта 1 статьи 114 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в связи с чем фактическим учредителем унитарного предприятия является собственник имущества, на базе которого создается предприятие, независимо от того, кому именно уполномоченный орган поручил выступить в качестве учредителя предприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника имущества.
Оспариваемое заявителем распоряжение Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области от 29.11.2002 г. N 1 не нарушает прав и законных интересов ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз", в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания его недействительным.
Обстоятельства, установленные по указанному выше делу, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что оспариваемое распоряжение Правительства Ленинградской области от 30.04.2004 г.. N 189-р "О ликвидации ЛО ГУП ЖКХ "Ленжилкомсервис" не может нарушать законных прав и интересов ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" и издано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2006 г.. по делу N А56-25948/2004 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25948/2004
Истец: ЛО ГУП "Леноблжилкомхоз"
Ответчик: Правительство Ленинградской области
Третье лицо: 000, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области, КУГИ Ленинградской области, ЛО ГУП "Ленжилкомсервис"
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2694/06