г. Москва |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А41-4362/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от истца: Яговцев О.Б., по доверенности N 22 от 19.10.2011, Ковалев А.И., по доверенности N 23 от 19.10.2011, Волкова Т.Л. лично,
от ответчика: Кравченко А.Л., по доверенности б/н от 19.10.2011,
от третьего лица: Кравченко А.Л., по доверенности N 30 от 30.12.2010,
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Волковой Татьяны Леонардовны к Совету депутатов города Дубны Московской области, при участии в деле в качестве третьего лица: Администрации города Дубны, о признании незаконным решения Совета депутатов города Дубны N РС-13(28)-104/46 от 11.11.2010 года "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области на 2011 г.." в части не включения в Схему принадлежащих заявителю торговых палаток, расположенных по адресам: Московская область, город Дубна, улица Володарского, примерно в 10 м. от м/у д.5 и д.7 по направлению на север; Московская область, город Дубна, улица Свободы, примерно в 24 м. от д. 8 по направлению на северо-запад,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Волкова Татьяна Леонардовна (далее - истец, предприниматель, ИП Волкова Т.Л.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Совету депутатов города Дубны Московской области (далее - ответчик, совет депутатов) о признании незаконным решения Совета депутатов города Дубны N РС-13(28)-104/46 от 11.11.2010 года "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области на 2011 г.." в части не включения в Схему принадлежащих заявителю торговых палаток, расположенных по адресам: Московская область, город Дубна, улица Володарского, примерно в 10 м. от м/у д.5 и д.7 по направлению на север; Московская область, город Дубна, улица Свободы, примерно в 24 м. от д.8 по направлению на северо-запад.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Администрация города Дубны.
Решением от 31.05.2011 Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в обоснование доводов которой ссылался на не извещение заявителя судом первой инстанции о времени и месте разбирательства, поскольку в адрес ИП Волковой Т.Л. определение суда о назначении судебного разбирательства на 26.05.2011 (дата объявления резолютивной части) не получала, а на сайте суда информация о дате и времени разбирательства была размещена уже после судебного заседания - лишь 27.05.2011.
Определением от 24.10.2011 (резолютивная часть определения объявлена 20.10.2011) апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены заявленные требования, согласно которым просит признать незаконным Решение Совета депутатов города Дубны Московской области N PC-13 (28)-104/46 от 11 ноября 2010 г.. "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области на 2011 г." в части исключения из Схемы мест размещения нестационарных торговых объектов, имеющих адресные ориентиры:
- Московская область, г. Дубна, ул. Володарского, примерно в Юм. от м/у д.5 и д.7 по направлению на север;
- Московская область, г. Дубна, ул. Свободы, примерно в 24м. от д.8 по направлению на северо-запад.
Заявление об уточнении требований удовлетворено судом апелляционной инстанции протокольным определением на основании статьи 49 АПК РФ.
Представители заявителя просили требования удовлетворить.
Представитель Совета депутатов против доводов заявителя возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица поддержал позицию Совета депутатов, также просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области на 2011 год (далее по тексту - Схема) была утверждена решением Совета депутатов города Дубны от 11.11.2010 года N РС-13(28)-104/46, опубликованным в официальном печатном издании "Вести Дубны" N 45 от 18.11.2010 года и на официальном сайте www.naukograd-dubna.ru.
Порядок размещения объектов нестационарной торговли определен в соответствии с Примерным положением, утвержденным Постановлением Правительства Московской области N 314/18 от 24.05.2003 года "О дополнительных мерах по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории Московской области" и Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области (далее по тексту - Положение), утвержденным Постановлением Администрации города Дубны Московской области от 23.11.2010 года N 606-ПГ, опубликованным в официальном печатном издании "Вести Дубны" N 46 от 25.11.2010 года и N 47 от 02.12.2010 года.
В соответствии с п.3.2.1 Примерного положения и п.5.1 Положения, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со Схемой на основании результатов открытого конкурса.
Ссылаясь на то, что решение Совета депутатов города Дубны Московской области N PC-13 (28)-104/46 от 11 ноября 2010 г.. "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области на 2011 г." в части исключения из Схемы мест размещения нестационарных торговых объектов, имеющих адресные ориентиры:
- Московская область, г. Дубна, ул. Володарского, примерно в Юм. от м/у д.5 и д.7 по направлению на север;
- Московская область, г. Дубна, ул. Свободы, примерно в 24м. от д.8 по направлению на северо-запад, является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Волковой Т.Л., предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
В обоснование доводов заявления ссылается на нарушение Советом депутатов при утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов п. 6 ст. 10 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации", считает, что ее торговые места исключены из схемы размещения без применения каких - либо критериев отбора. Указал. что нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на момент принятия оспариваемого решения не разрабатывались.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанных норм и учитывая разъяснения, изложенные в совместном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области (утв. Постановлением Администрации города Дубны Московской области от 23.11.2010 N 606-ПГ) размещение нестационарных торговых объектов на территории города Дубны осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной решением Совета депутатов города Дубны.
В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 г N 754 утверждены Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее - Правила).
В соответствии с методикой, указанной в Правилах постановлением Правительства Московской области N 672/25 от 08.07.2011 г. утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для муниципальных образований Московской области. Для города Дубны суммарный норматив минимальной обеспеченности составляет 453,1 кв. м на 1000 жителей.
На 2010 год и ранее Правительством Московской области данный норматив не разрабатывался и не утверждался.
Тем не менее, при принятии Советом депутатов оспариваемого решения принимался во внимание анализ обеспеченности населения площадью торговых объектов на 2010 год, подготовленный Управлением торговли, услуг и защиты прав потребителей Администрации города Дубны. Из указанного анализа следует, что по состоянию на 01.01.11 г. показатель обеспеченности составлял 645,4 кв.м на 1000 жителей, т.е. значительно выше норматива. Во исполнение п.2.2 постановления Правительства Московской области от 24 мая 2003 г. N 314/18 также принималась во внимание необходимость размещения нестационарных торговых объектов в районах необеспеченных стационарными магазинами.
В связи с вышеизложенным, схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области на 2011 год утверждена решением Совета депутатов от 11.11.2010 в пределах его полномочий с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 3.1 Примерного положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 24.05.2003 N 314/18) Порядок подготовки предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети предусматривает следующие положения.
Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования готовит перечень предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования с приложением к нему предварительно согласованных с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (органами внутренних дел, государственной пожарной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора) и органами местного самоуправления муниципального образования (органами архитектуры и градостроительства, органом, осуществляющим регулирование в сфере торговли) схем дислокации и перечня видов специализации объектов мелкорозничной торговой сети (с учетом необходимости их для населения муниципального образования) (пункт 3.1.1).
Глава муниципального образования или уполномоченное им должностное лицо утверждает перечень предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования с приложенными схемами дислокации и перечнем видов специализации объектов мелкорозничной торговой сети (пункт 3.1.3).
Лица, желающие разместить объект мелкорозничной торговой сети, подают в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, осуществляющий управление в сфере торговли, заявление с приложением к нему соответствующих документов (пункт 3.1.5).
Пунктом 3.2 Примерного положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 24.05.2003 N 314/18) предусмотрен Порядок проведения конкурсов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети.
Размещение объектов мелкорозничной торговой сети осуществляется на конкурсной основе после утверждения главой муниципального образования перечня предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования с приложенными схемами дислокации объектов мелкорозничной торговой сети и перечнем видов специализации (пункт 3.2.1).
Комиссия рассматривает поступившие заявления и определяет победителя конкурса. Итоги проведения конкурса оформляются протоколом (пункт 3.2.5).
Пунктом 3.3 вышеуказанного Примерного положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования Московской области предусмотрен Порядок выдачи свидетельств о праве на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования.
В соответствии с решением комиссии уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в течение трех рабочих дней победителю конкурса выдается свидетельство о праве на размещение объектов мелкорозничной торговой сети (далее - свидетельство) по форме согласно приложению (пункт 3.3.1).
Действие свидетельства распространяется только на объект мелкорозничной торговой сети, указанный в нем (пункт 3.3.2).
Свидетельство выдается на срок не менее одного года, за исключением случаев его выдачи на срок менее года по просьбе заявителя (пункт 3.3.4).
В соответствии с пунктом 4.7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области (утв. Постановлением Администрации города Дубны Московской области от 23.11.2010 N 606-ПГ) основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории города Дубны являются правоустанавливающие документы на земельный участок и выданное Администрацией города Дубны свидетельство о праве на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Дубны.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участка на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Договоры аренды земельных участков для размещения объектов торговли заявителя в материалы дела не представлены, согласно пояснениям сторон они заключены на период - 2010 год, вместе с тем, 31.12.2010 истек срок свидетельств на право размещения объекта мелкорозничной торговой сети.
Заявитель заблаговременно была извещена о прекращении 31.12.2010 года срока действия договоров аренды земельных участков, свидетельств о праве размещения объектов нестационарной торговли, что подтверждается уведомлением исх. N 284-п от 02.07.2010 года. Письмом и.о. Заместителя Главы Администрации Е.А.Штейн от 20.09.2010 года (исх. N 1652-з) заявитель повторно была уведомлена.
Кроме того, 18 ноября 2010 года в адрес заявителя было направлено письмо исх. N 1956-з с предложением предоставления ей земельного участка для строительства стационарного торгового объекта или размещения торгового объекта в имеющихся стационарных помещениях. Также заявитель не была лишена права подать заявку на участие в открытом конкурсе на право размещения нестационарного объекта торговли на места, утвержденные в Схеме на 2011 год.
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что 31.12.2010 года истек срок свидетельств на право размещения объектов торговли. При этом закон не устанавливает обязанности органа местного самоуправления на заключение договоров аренды на новый срок.
Из имеющихся в деле документов следует, что независимо от длительности периода эксплуатации торговых объектов на рассматриваемых местах, предприниматель осуществляла торговую деятельность на условиях временного размещения торговых объектов. Следовательно, ссылка заявителя на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ несостоятельна, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя, материалы дела не содержат.
Кроме того, решением Совета депутатов города Дубны от 16.07.2010 года N РС-8(23)-65/23 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Дубне Московской области. В соответствии с п.6 ст.14 и ст.15 Правил землепользования земельные участки для установки легковозводимых павильонов, торговых палаток, киосков предоставляются в аренду на срок до одного года.
Схема размещения нестационарных торговых объектов - разработанный и утвержденный органом местного самоуправления документ, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов (пункт 2.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области (утв. Постановлением Администрации города Дубны Московской области от 23.11.2010 N 606-ПГ).
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Субъект торговли - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке (пункт 2 примерного положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 24.05.2003 N 314/18).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны Московской области (утвержденного Постановлением Администрации города Дубны Московской области от 23.11.2010 N 606-ПГ) размещение нестационарных торговых объектов осуществляется путем проведения открытого конкурса в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Дубны.
Места размещения торговых объектов не исключались, была утверждена новая схема на 2011 год органом, действовавшим в пределах предоставленных полномочий. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что нарушений со стороны Совета депутатов в части исключения из Схемы мест размещения нестационарных торговых объектов, имеющих адресные ориентиры:
- Московская область, г. Дубна, ул. Володарского, примерно в Юм. от м/у д.5 и д.7 по направлению на север;
- Московская область, г. Дубна, ул. Свободы, примерно в 24м. от д.8 по направлению на северо-запад, не имеется.
Кроме того, после утверждения спорной схемы размещения нестационарных торговых объектов, администрация проводила конкурс, участия в котором заявитель не принимал. Доказательств обратного суду не представлено.
Публикация об объявлении конкурса на право размещения объектов нестационарной торговой сети на территории города Дубна на 2011 год для реализации товаров и оказания услуг населению г. Дубны, была произведена, однако заявитель не направил своего заявления на участие в конкурсе. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
При этом документов, свидетельствующих о том, что спорные места предоставлены для размещения нестационарных торговых объектов другим хозяйствующим субъектам, в материалы дела не представлено.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь частью 4 пункта 2 статьи 270, частью 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-4362/11 от 31.05.2011 отменить.
В удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя Волковой Татьяны Леонардовны отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4362/2011
Истец: ИП Волкова Т. Л.
Ответчик: Совет Депутатов г. Дубна МО
Третье лицо: Администрация г. Дубны Московской обалсти, Совет депутатов г. Дубны Московской области