город Тула |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А09-2656/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Полынкиной Н.А. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-5664/2011) администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области
на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2011
по делу N А09-2656/2011 (судья Петрунин С.М.), принятое
по заявлению администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (ОГРН 1026700977038, ИНН 6727004489)
к Управлению Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (ОГРН 1047796296437, ИНН 7708523530)
о признании предписания от 22.12.2010 N СМ-ЗРА-0361-013/10 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Пантюшков С.И., доверенность от 20.07.2011 N 02-12/1774; Семенов В.А., доверенность от 20.07.2011 N 02-12/1778;
от ответчика: не явились;
установил:
администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее - Управление) от 22.12.2010 N СМ-ЗРА-0361-013/10.
Решением арбитражного суда от 11.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
На основании приказа Управления от 18.10.2010 N 376, принятого в соответствии с указанием Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям от 08.09.2010
N ФС-АС-3/11235, во исполнение решения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 23.06.2010, Управлением 21.10.2010 были проведены мероприятия по выявлению и инвентаризации санкционированных и несанкционированных захоронений пришедших в негодность пестицидов и мест их складирования.
В ходе проверки Управлением выявлен факт ненадлежащего содержания
санкционированного захоронения 270 тонн непригодных к использованию пестицидов на земельном участке площадью 1,2 га, расположенном на расстоянии 5 км западнее дер. Львово Ярцевского района Смоленской области.
Как следует из акта инвентаризации от 21.10.2010, территория захоронения частично обнесена деревянным ограждением, на некоторых из них имеются предупредительные знаки "Опасно.Яд". Поверхность захоронения неровная, заросшая травой и древесно-кустарной растительностью. На расстоянии 1,5 км ощущается запах пестицидов. Въездные ворота отсутствуют, подъездных дорог нет (т.1, л.д.89-91).
Для определения угрозы окружающей природной среде с прилегающей к захоронению территории были отобраны пробы грунта, которые направлены на исследование в ФГУ "Брянская МВЛ". В соответствии с протоколами испытаний от 11.11.2010 N 10101287 ФС, 10101288 ФС, 10101291 ФС, фактическое содержание прометрина в почвенных пробах не соответствует требованиям ГН 1.2.1323-03 (т.1, л.д.19-21). По результатам осмотра места захоронения непригодных пестицидов составлена фототаблица (т.1, л.д.22-23).
Управлением 22.12.2010 выдано предписание N NСМ-ЗРА-0361-013/10, которым администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области указано принять меры по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами: огородить санкционированное захоронение, расположенное в 5 км от деревни Львово Ярцевского района, площадью 1,2 га и выставить предупредительные знаки, свидетельствующие об опасности данной территории, с целью предотвращения вреда здоровью людей и окружающей среде. Осуществлять надлежащее содержание указанного захоронения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Срок исполнения предписания до 01.05.2011 (т.1, л.д.13-14).
Не согласившись с указанным предписанием, администрация оспорила его в арбитражном суде.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (пункт 1 статьи 72 Земельного кодекса).
Согласно статье 98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, региональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований администрации, арбитражный суд правильно руководствовался положениями подпунктов 9, 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", из содержания которых следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вопросы местного значения межпоселенческого характера - это часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с названным Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.
Вышеуказанная обязанность органов местного самоуправления закреплена в положениях Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Так, из ст. 13 указанного закона следует, что организация деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и ядохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Статьей 8 указанного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены в Федеральном законе от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона N 109-ФЗ при хранении пестицидов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде.
Пунктом 2.12 ГОСТ 12.3.041-86 предусмотрено, что места складирования запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов должны обозначаться указателем "Запрещенные пестициды" или "Выбракованные пестициды".
Пестициды, имея высокую биологическую активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и, как следствие, возможность контакта с ним населения, представляют угрозу окружающей природной среде и здоровью человека.
Как следует из материалов дела, на лесном участке площадью 1,2 га, расположенном на расстоянии 5 км. западнее дер. Львово Ярцевского района Смоленской области (квартал 34 выдел 4 Львовского участкового лесничества Ярцевского лесничества), установлен факт ненадлежащего содержания санкционированного захоронения непригодных к использованию пестицидов в количестве 270 тонн.
Протоколами испытаний ФГУ "Брянская МВЛ" от 11.11.2010 N 10101287 ФС, 10101288 ФС, 10101291 ФС было установлено, что фактическое содержание прометрина в почвенных пробах не соответствует требованиям ГН 1.2.1323-03 (т.1, л.д.19-21).
Управлением установлено, что захоронение пришедших в негодность пестицидов - бесхозяйное. Архивные данные о принятии на баланс какой-либо организацией отсутствуют. Функционирующих организаций, ответственных за содержание указанного захоронения (имеющих на балансе данное захоронение), расположенного на территории Ярцевского района Смоленской области, не установлено, что подтверждается письмами Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру от 12.10.2010 N 5034-07 (т.2, л.д.23) и от 19.10.2005 N 1464-07 (т.2, л.д.21).
Доводы апелляционной жалобы администрации о том, что судом не были исследованы и доказаны обстоятельства, имеющие значение по делу, а именно: не установлен собственник пестицидов, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку установление собственника само по себе не может находиться в зависимости от отсутствия у администрации обязанности по утилизации опасных отходов, так как такая обязанность возложена на нее действующим законодательством (статьи 13, 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ, статья 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2011 по делу N А09-2656/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2656/2011
Истец: Администрация МО "Ярцевский район", Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-275/12
30.11.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5664/11
21.09.2011 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4757/11
11.08.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-2656/11