город Омск |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А70-4792/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Грязниковой А.С., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Карасиковой Б.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8532/2011) Кооператива по строительству коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев "Прогресс" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06 сентября 2011 года по делу N А70-4792/2011 (судья Бедерина М.Ю.), по иску Муниципального автономного специализированного учреждения города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь" (ОГРН 1087232025231, ИНН 7203218580) к Кооперативу по строительству коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев "Прогресс" (ОГРН 1037200576324, ИНН 7203005293) о взыскании стоимости услуг по погребению в размере 4 600 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Кооператива по строительству коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев "Прогресс" - представитель не явился, извещено;
от Муниципального автономного специализированного учреждения города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь" - представитель не явился, извещено;
установил:
Муниципальное автономное специализированное учреждение города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь" (далее - МАСУ г. Тюмени "Некрополь", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Кооперативу по строительству коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев "Прогресс" (далее - кооператив, ответчик) о взыскании 4 600 руб. в возмещение стоимости услуг, оказанных истцом согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
В качестве материально-правового обоснования исковых требований истец указал статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Судом первой инстанции по заявления МАСУ г. Тюмени "Некрополь произведено процессуальное правопреемство истца в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с МАСУ г. Тюмени "Некрополь на Муниципальное бюджетное специализированное учреждение города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06 сентября 2011 года по делу N А70-4792/2011 произведена замена истца по делу N А70-4792/2011 - Муниципального автономного специализированного учреждения города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь" на его правопреемника - Муниципальное бюджетное специализированное учреждение города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь". С ответчика в пользу истца взыскано 4 600 руб., а также 2 000 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Не соглашаясь с решением суда, Кооператив по строительству коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев "Прогресс" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции неправомерно произведено процессуальное правопреемство на стороне истца.
Считает, что настоящий иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Стороны по делу, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не нашёл оснований для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела, 10.06.2009 умер гражданин Олеськив С.П., что подтверждается свидетельством о смерти от 10.06.2009 N 723105 (л.д. 44).
Истцом, являющимся специализированной службой по вопросам похоронного дела, на основании письменного заявления Малинкиной М.С. (дочери умершего) в июне 2009 года предоставлен гарантированный перечень услуг по погребению умершего Олеськив С.П., о чем свидетельствует наряд-заказ N 426 от 10.06.2009, подписанным Малинкиной М.С. в отсутствие замечаний.
Из материалов дела следует, что умерший Олеськив С.П. на день смерти являлся работником Кооператива по строительству коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев "Прогресс" в должности сторожа.
Полагая, что в силу закона ответчик обязан перечислить ему стоимость гарантированного перечня услуг по погребению, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании 4 600 руб. основного долга.
Кооператив, возражая против заявленных исковых требований, указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу; оплата оказанных похоронных услуг по гарантированному перечню специализированной службе по вопросам похоронного дела должна производиться непосредственно Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ возражения ответчика относительно заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции находит их несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что гарантированный перечень услуг по погребению оказывается специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей.
Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что пунктом 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определен размер стоимости услуг, возмещаемых специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а не сам порядок возмещения. При этом непосредственной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате оказанных похоронных услуг в отношении работающих граждан действующее законодательство не устанавливает.
Права и обязанности Регионального отделения Фонда как юридического лица установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
В свою очередь, порядок возмещения расходов на погребение специализированной службе по вопросам похоронного дела, определяется следующими положениями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Согласно статье 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В силу Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователи (работодатели, плательщики взносов) обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, вести учет сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, расчетов по средствам обязательного социального страхования с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя. Страхователи обязаны ежеквартально представлять в территориальные органы страховщика (территориальный орган ФСС РФ либо его филиал) отчеты (расчеты) по утвержденной форме о суммах начисленных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, использованных ими средств на выплату страхового обеспечения, расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Пунктом 5 Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2009 N 908н) предусмотрена обязанность страхователей осуществлять учет расходов, производимых в счет начисленных страховых взносов на выплату страхового обеспечения, в виде социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела.
В соответствии пунктом 84 Методических указаний "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятии мер по их результатам", утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией в десятидневный срок на основании справки о смерти и соответствующего счета.
Временный порядок обеспечения социальным пособием на погребение, утвержденный постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.02.1996 N 16 продолжает действовать и в 2010 года (ввиду отсутствия иного порядка), при этом в соответствии с пунктом 11 возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией, в которой работал умерший, либо организацией, где работает один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в которой проживал несовершеннолетний.
В связи с этим является правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела осуществляется в установленном действующим законодательством порядке:
- в случае смерти застрахованного лица (наемного работника) либо его несовершеннолетнего члена семьи специализированная служба представляет страхователю (работодателю, плательщику страховых взносов) справку о смерти и соответствующий счет. Страхователь в 10-дневный срок перечисляет на указанные реквизиты денежные средства в размере стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Указанное возмещение оказанных похоронных услуг производится страхователем в счет оплаты страховых взносов на обязательное страхование его работников;
Действующее законодательство не предусматривает иного порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством кроме как через страхователя (работодателя), а также не налагает на территориальные органы Фонда обязанности осуществления посреднических услуг между специализированной службой по вопросам похоронного дела и страхователем.
Таким образом, утверждения ответчика в апелляционной жалобе о том, что статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрен порядок возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по гарантированному перечню за счет средства Фонда социального страхования Российской Федерации - противоречат содержанию закона.
Ссылка ответчика на обязанности оплаты расходов на оказанные похоронные услуги у Пенсионного Фонда Российской Федерации несостоятельна, поскольку отчисления в указанный фонд осуществляются в ином порядке, плательщик самостоятельно не производит расходование средств Пенсионного Фонда, при этом на регистрационном учете в данном Фонде состоят в отличие от ФСС РФ не только плательщики страховых взносов (работодатели), но и граждане, то есть в ПФ РФ осуществляется персонифицированный учет граждан, и расходование средств осуществляется данным фондом самостоятельно.
Таким образом, поскольку умерший Олеськив С.П. на момент смерти являлся работником кооператива, следовательно, кооператив "Прогресс" является надлежащим ответчиком по делу, обязанным возместить истцу, как специализированной службе по вопросам похоронного дела, стоимость гарантированного перечня услуг по погребению.
Стоимость гарантированного перечня услуг согласно постановлению Администрации города Тюмени от 05.03.2009 N 9-пк "Об установлении стоимости ритуальных услуг", действовавшему на момент смерти Олеськив С.П., составляла 6 734 руб., из которых: оформление документов, необходимых для погребения - бесплатно; предоставление (изготовление) гроба, обитого сатином, и других предметов, необходимых для погребения - 3 896 руб.; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (предоставление автокатафалка) - 1 118 руб.; погребение - 1 720 руб.
Истцом согласно наряд-заказу N 426 от 10.06.2009 похоронные услуги оказаны на сумму 5 014 руб., из которых предоставление (изготовление) гроба, обитого сатином, и других предметов, необходимых для погребения - 3 896 руб.; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (предоставление автокатафалка) - 1 118 руб.
Сумма заявленная ко взысканию в счет возмещения стоимости услуг, оказанных истцом согласно гарантированному перечню по погребению, определена в размере 4 600 руб. (то есть в пределах установленной стоимости гарантированного перечня).
Ответчиком факт оказания услуг не оспаривается, доказательств оплаты не представлено.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Поскольку ответчиком доказательств того, что услуги истцом не оказывались, не представлено, оказанные услуги не оплачены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 4 600 руб. задолженности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Довод ответчика о незаконности произведенного судом первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ процессуального правопреемства на стороне истца, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (в том числе в форме преобразования) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В материалы дела представлено распоряжение Администрации г. Тюмени от 23.05.2011 N 237-рк, которым создано муниципальное бюджетное учреждение города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь" путем изменения типа существующего муниципального автономного специализированного учреждения города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь".
В силу пункта 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
На основании изложенного, правопреемство на стороне истца произведено судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ответчиком в апелляционной жалобе не приведено конкретных доводов, не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, апелляционная жалоба кооператива не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06 сентября 2011 года по делу N А70-4792/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.С.Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4792/2011
Истец: Муниципальное автономное специализированное учреждение города Тюмени по вопросам похоронного дела "НЕКРОПОЛЬ", Муниципальное бюджетное специализированное учреждение города Тюмени по вопросам похоронного дела "Некрополь"
Ответчик: Кооператив по строительству коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев "ПРОГРЕСС"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8532/11