г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2006 г. |
Дело N А56-51444/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Копыловой Л.С., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания Ковальчук Л.Г.
рассмотрев апелляционные жалобы: (регистрационный номер 13АП-2952/2006) Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт";
(регистрационный номер 13АП-2955/2006) ООО "Олимар"
на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 13.02.2006 г. по делу N А56-51444/2005 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ЗАО "Балттранс Норд-Вест"
к 1) ООО "Олимар",
2) ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург"
3) ФГУП "Росморпорт"
3-и лица: 1) ООО "Тангра - Ойл"
2) ООО "Фирма Шторм"
об истребовании имущества из чужого незаконного владения
при участии:
от истца: Кретов Я.В. доверенность от 04.07.2005 г.
Порошина В.И. доверенность от 20.10.2005 г.
от ответчиков: 1) Николаев А.В. доверенность N 07/05 от 05.12.2005 г.
2) не явился (извещен)
3) Чернышей А.В. доверенность от 04.04.2006 г.
Ибрагимов А.Т. доверенность от 10.04.2006 г.
Батянов В.А. доверенность от 26.05.2006 г.
Озеров С.К. доверенность от 26.05.2006 г.
от третьих лиц: 1) Шлыков С.Ю. по доверенности от 22.07.2005 г.
2) не явился (извещен)
установил:
Закрытое акционерное общество "Балттранс Норд-Вест" (далее по тексту истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об истребовании из незаконного владения ООО "Олимар" ледокола "Юрий Лисянский" и передаче его истцу, а также об обязании ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" зарегистрировать право собственности истца на указанное судно.
Решением арбитражного суда от 13.02.2006 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение ООО "Олимар" и ФГУП "Росморпорт" поданы апелляционные жалобы об отмене решения суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе ООО "Олимар" просит решение суда отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ФГУП "Роморпорт" сослался на то, что данным решением нарушены его права, так как между ООО "Фирма Шторм" и ФГУП "Росморпорт" заключен договор бэрбоут-чартера N 01/03-11/5 от 25.12.2004 г., по которому ФГУП "Росморпорт" осуществляет владение и пользование ледоколом "Юрий Лисянский". 29.07.2005 г. между ФГУП "Росморпорт", ООО "Фирма Шторм" и ООО "Олимар" заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору о переходе прав и обязанностей судовладельца к ООО "Олимар", следовательно, ООО "Олимар" на момент предъявления иска не являлся владельцем спорного судна, которое продолжает находиться во владении ФГУП "Росморпорт".
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2006 года привлечены к участию в деле: ФГУП "Роморпорт" - в качестве третьего ответчика, ООО "Фирма Шторм" - в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по правилам суда первой инстанции.
Представители ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" и ООО "Фирма Шторм" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ЗАО "Балттранс Норд-Вест" представил в суд уточненное исковое заявление, в котором просит истребовать из незаконного владения ООО "Олимар" и ФГУП "Росморпорт" ледокол "Юрий Лисянский" и передать его истцу. Уточненные требования судом приняты в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ООО "Тангра-Ойл" и ООО "Олимар" представили в суд пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили отказать в удовлетворении исковых требований ЗАО "Балттранс Норд-Вест".
Апелляционный суд, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства:
Ледокол "Юрий Лисянский" принадлежал ЗАО "Балттранс Норд-Вест" на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права собственности.
24.10.2003 года между ЗАО "Балттранс Норд-Вест" (продавцом) и ООО "Тангра-Ойл" (покупателем) был заключен договор купли-продажи судна - ледокола "Юрий Лисянский"
На основании указанного договора право собственности на ледокол "Юрий Лисянский" 05.11.2003 года было зарегистрировано за ООО "Тангра-Ойл".
Решением от 15.04.2005 года по делу N А56-48130/2003 Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным договор купли-продажи ледокола "Юрий Лисянский", заключенный между истцом ЗАО "Балттранс Норд-Вест" и ООО "Тангра- Ойл", применил последствия в виде признания недействительной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации права собственности ООО "Тангра-Ойл" на ледокол "Юрий Лисянский" и обязал ООО "Тангра-Ойл" возвратить ледокол "Юрий Лисянский" истцу ЗАО "Балттранс Норд-Вест". При этом суд отмечает, что представителем ООО "Тангра-Ойл" по указанному делу являлась Романова А.И.
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2004 г. по делу N А56-26674/2004 были приняты обеспечительные меры в виде запрета капитану портов Выборг и Высоцк производить регистрацию изменений права собственности на ледокол.
Несмотря на наличие спора о праве и существующих обременениях судна, ООО "Тангра-Ойл" 09.02.2005 года заключил договор купли-продажи спорного судна с ООО "Олимар".
ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" зарегистрировало переход права собственности на указанное судно.
При этом Романова А.И., которая представляла интересы ООО "Танрга-Ойл", являлась доверенным лицом ООО "Олимар" при регистрации права собственности последнего на основании доверенностей от 03.03.2005 г., от 25.03.2005 г. и 01.04.2005 г.
25.12.2004 года ООО "Олимар" передал ледокол "Юрий Лисянский" в аренду ФГУП "Росморпорт" на основании договора бербоут-чартера N 01-03-11/5.
Согласно статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В случаях, предусмотренных статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может быть истребовано также и у добросовестного приобретателя.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Согласно пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 и пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 N 6-П, покупатель не может быть признан добросовестным приобретателем, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых покупатель знал или мог знать. По смыслу пункта 2 указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации под добросовестными приобретателями понимаются лица, проявляющие при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ответчики очевидно могли узнать о притязаниях истца на ледокол "Юрий Лисянский", проявив разумную осторожность и предусмотрительность при приобретении судна.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-48130/2003 от 15.04.2005 г. сделка по продаже судна "Юрий Лисянский" признана недействительной как совершенная с нарушением статьи 79 ФЗ "Об акционерных обществах", поскольку общее собрание акционеров ЗАО "Балттранс Норд-Вест" не принимало решение об одобрении крупной сделки по продаже ледокола, следовательно, судно выбыло из владения истца помимо его воли.
На момент регистрации права собственности на ледокол "Юрий Лисянский" за ООО "Олимар" в Государственном судовом реестре имелись сведения о том, что в производстве Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится дело N А56-48130/2003 по иску ООО "Алтранс Гмбх" к ЗАО "Балттранс Норд-Вест", ООО "Тангра-Ойл", МАП Выборга и Высоцка, ООО "Бонус" о признании недействительными сделок по продаже судов "Тор" и "Юрий Лисянский", "Кару", "ПМ-642", а также сведений о наличии обременении на суда.
Тот факт, что Романова А.И. представляла интересы покупателя и продавца, подтвержден материалами дела и не опровергался ни ООО "Олимар", ни ООО "Тангра-Ойл".
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что в момент совершения сделки покупатель - ООО "Олимар" знал о наличии правопритязаний третьих лиц на спорное судно, следовательно. ООО "Олимар" не может быть признан добросовестным приобретателем.
Таким образом, возражения ООО "Олимар" являются неосновательными.
ФГУП "Росморпорт" осуществляет владение и пользование ледоколом "Юрий Лисянский" на основании договора бербоут-чартера N 01-03-11/5 от 25.12.2004 г., где в качестве бербоут-чартерного судовладельца указано ООО "Фирма Шторм", и дополнительного соглашения N1 к нему от 29.07.2005 г., согласно которому права и обязанности судовладельца принадлежат ООО "Олимар".
В соответствии со статьей 211 КТМ РФ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
ООО "Тангра-Ойл" являлось незаконным собственником (судовладельцем) ледокола "Юрий Лисянский", оно было не вправе совершать сделки по распоряжению чужим имуществом, в том числе передавать ледокол "Юрий Лисянский" в пользование и во владение третьим лицам.
Таким правом не обладает также ООО "Олимар".
При таких обстоятельствах стандартный бербоутный чартер N 01-03-11/5 от 25.12.2004 г. (с дополнительным соглашением N1 от 29.07.05г.) является ничтожной (недействительной) сделкой, противоречащей статьям 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 211 КТМ РФ.
Поскольку недействительная сделка в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет никаких последствий, ФГУП "Росморпорт" является незаконным и недобросовестным фрахтователем (владельцем) ледокола "Юрий Лисянский", поскольку перед заключением бербоут-чартера также мог узнать о притязаниях в отношении судна.
Согласно пункта 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2006 года по делу N А56-51444/2005 отменить.
ООО "Олимар" и ФГУП "Росморпорт" передать ЗАО "Балттранс Норд-Вест" ледокол "Юрий Лисянский" (ИМО N 6521850, год постройки - 1965 г.).
ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" зарегистрировать право собственности ЗАО "Балттранс Норд-Вест" на ледокол "Юрий Лисянский".
Взыскать с ООО "Олимар" и ФГУП "Росморпорт" в доход Федерального бюджета года пошлину по 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51444/2005
Истец: ЗАО "Балттранс Норд-Вест"
Ответчик: ГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург", ООО "Олимар"
Третье лицо: ООО "Тангра Ойл", ООО "Фирма Шторм", Управление ФНС по Санкт-Петербургу, Санкт-Петербургский филиал ФГУП "Росморпорт", УФНС города Москвы, ФГУП "Росморпорт"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2952/06