город Ростов-на-Дону |
|
28 ноября 2011 г. |
дело N А53-4763/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от истца: представитель Юхнов Е.Н., доверенность от 11.01.2011; представитель Гончаров А.Э., доверенность от 02.06.2011;
от ответчика: представитель Черникова Е.А., доверенность от 21.02.2011 в материалах дела (том 1, лист 47);
от третьих лиц: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 42074, отчет об отправке факса),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.09.2011 по делу N А53-4763/2011
по иску Департамента имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова (ИНН 6140000516, ОГРН 1026101794377)
к открытому акционерному обществу "Азовский завод стройматериалов" (ИНН 6140000724, ОГРН 1026101794311)
при участии третьих лиц: Федерального агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
о взыскании задолженности, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами,
принятое в составе судьи Жигало Н.А.
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации г. Азова (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Азовский завод стройматериалов" (далее - общество) о взыскании с ответчика в доход консолидированного бюджета Ростовской области задолженности за пользование земельным участком договору аренды от 31.08.2009 N 1661 в размере 225 261 рубля 76 копеек, пени в размере 43 528 рублей 43 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 53 973 рублей 07 копеек, всего 322 763 рублей 26 копеек (уточненные требования (том 2, лист 1).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по оплате арендной платы.
Определением суда от 19.07.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2011 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу, что с момента открытия морского порта Азов и установления его границ распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2122-р спорный земельный участок находился в федеральной собственности, поэтому надлежащим арендодателем по договору аренды N 1661 от 31.08.2009 является Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил отменить его и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы.
Вывод о том, что Департамент имущественных отношений г. Азова является ненадлежащим арендодателем по договору аренды земельного участка от 15.05.1998 N 2144, необоснован. Департамент имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова выступает арендодателем муниципального имущества, а также земельных участков на основании Положения о Департаменте имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации г.Азова, утвержденного решением Азовской городской Думы от 20.12.2005 N 68.
Спорный участок не является собственностью Российской Федерации, так как ст.32 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ предусматривает возможность отнесения земельных участков в границах морского порта к различным категориям. В настоящее время спорный земельный участок относится к категории "земли поселений", что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте земельного участка N 61\001\11-258723 от 29.09.2011 с кадастровым номером 61:45:0000119:48.
Спорный участок является не разграниченным, находится в границах муниципального образования "Город Азов", соответственно, относится к категории "земли поселений".
В судебном заседании представитель департамента доводы жалобы поддержал, пояснив, что его право на земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРП и кадастровым паспортом участка. Указал, что спорный земельный участок относится к неразграниченным землям, взыскание задолженности заявлено департаментом за период с 01.09.2009 по 22.09. 2010(дата регистрации ответчиком права собственности на земельный участок).
Представитель ОАО "Азовский завод стройматериалов" в судебном заседании пояснил, что ответчик частично производил оплату за пользование земельным участком согласно договору. Распоряжением Правительства РФ N 2122-р от 30.12.2009 арендуемый обществом участок включен в территорию морского порта Азов. На земельном участке расположен объект недвижимости - причальная стенка, принадлежащая ответчику на праве собственности. По договору купли продажи земельный участок передан в собственность ответчику, оснований для взыскания арендной платы за пользование земельным участком до момента регистрации права собственности у департамента не имеется, поскольку порту г.Азова, на территории которого расположен земельный участок, присвоен статус морского, следовательно, морской порт в силу закона является объектом федерального транспорта. Территория морского порта является федеральной собственностью.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что 31 августа 2009 года между департаментом имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации г. Азова (арендодатель) и ОАО "Азовский завод стройматериалов" (арендатор) заключен договор N 1661 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000119:48 площадью 7885 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Азов, ул.Конечная, 1-а, для использования в целях эксплуатации причальной стенки.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.10.2009.
По акту приема-передачи от 31.08.2009 земельный участок передан арендатору.
29 января 2010 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, 19 августа 2010 года между сторонами заключен договор N 3971-З купли-продажи указанного земельного участка. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за обществом 22.09.2010, что подтверждается свидетельством 61-АЕN 854112.
Департамент обратился с иском о взыскании задолженности с общества по договору аренды задолженности за период с 01.09.2009 г. по 22.09.2010 г. в размере 225 261 руб. 76 коп., пени 43 528 руб. 43 коп., процентов по ст. 395 ГК РФ 53 973 руб. 07 коп.
Как следует из договора аренды N 1661 от 31.08.2009 г., земельный участок с кадастровым номером 61:45:000119:48 предоставлен обществу в аренду из земель населенных пунктов для целей эксплуатации причальной стенки, Департамент считает, что до приватизации земельного участка он является надлежащим арендодателем и полагает незаконным отказ общества от внесения арендных платежей до момента регистрации права собственности на земельный участок.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2009 N 113 был открыт морской порт Азов для оказания услуг. Морскому порту присваивается наименование как географическому объекту в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".
Границы морского порта Азов утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2122-р, согласно которому в его границы входит земельный участок с кадастровым номером 61:45:000119:0048 площадью 7885 м, что подтверждается письмом Росморречфлота от 24.05.2010 N ИЗ-28/4862, а также письмом капитана морского порта Азов от 24.05.2010 N 311.
Распоряжением Росморречфлота от 04.10.2010 N АД-265-р сведения о морском порте Азов внесены в Реестр морских портов Российской Федерации с присвоением морскому порту Азов порядкового регистрационного номера Ч-10.
В соответствии со статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Согласно пункту 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 N 261-ФЗ морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта; строительство и расширение морского порта осуществляются на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (часть 1 статьи 6).
Основным видом разрешенного использования земельных участков в границах морского порта является осуществление деятельности объектов инфраструктуры морского порта, оказание услуг по перевозке пассажиров, грузов и багажа морским транспортом. Указанные земельные участки отнесены Земельным кодексом Российской Федерации к категории земель транспорта. В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов морского и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая положения Земельного кодекса РФ, а также разрешенные виды использования земель транспорта, передача земельных участков в собственность граждан представляется необоснованной. Совокупность правовых норм транспортного и земельного законодательства предоставляет приоритет государственной собственности на земельные участки в границах морского порта, в большинстве случаев федеральной государственной собственности.
Закон предусматривает исключения из положений о собственности на земли морских портов. Так, транспортные земли могут предоставляться в собственность индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в случаях, если указанные субъекты выступают в качестве собственников зданий, строений и иных объектов порта - в собственность могут передаваться земельные участки, занятые объектами, находящимися в собственности указанных лиц. Указанные положения закреплены в ч. 3, 4 ст. 28 Закона о морских портах.
Таким образом, предоставление обществу в собственность земельного участка под объектом недвижимости (причальная стена), принадлежащим ему на праве собственности, соответствует нормам действующего законодательства.
Ссылка департамента на отнесение земельного участка к землям поселений и право истца на распоряжение спорным земельным участком, как неразграниченным, отклонена судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности не является препятствием для осуществления распоряжения теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Из договора аренды следует, что земельный участок относится к категории населенных пунктов, разрешенный вид использования: под причальную стенку, то есть земельный участок был предназначен для обеспечения деятельности порта Азов. Распоряжаться спорным земельным участком органы местного самоуправления имели право до разграничения государственной собственности на землю. С момента открытия морского порта Азов и установления его границ, куда вошел и земельный участок с кадастровым номером 61:45:000119:0048, произошло разграничение в силу закона и спорный земельный участок, находящийся на территории морского порта, отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, а потому относится к землями, государственная собственность на которые разграничена. Земельный участок передан обществу в собственность как собственнику объекта недвижимости. Довод департамента о необходимости проведения процедуры исключения участка из территории г.Азова и проведении процедур разграничения в данном случае является ошибочным.
По расчету департамента за период с 01.09.2009 г. по 20.12.2009 г. сумма арендной платы составила 377499,28 руб. (том 2, лист дела 16), по состоянию на 30.12.2009 г. -438340 руб. 15 коп., за период с 22.10.2009 г. по 16.08.2010 г. общество оплатило арендную плату в сумме 581834 руб. Таким образом, на дату вынесения решения -07.09.2011 г. задолженность у ответчика отсутствовала, что подтверждается расчетом департамента и отзывом общества.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2011 по делу N А53-4763/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4763/2011
Истец: Департамент имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова
Ответчик: ОАО "Азовский завод стройматериалов"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Черникова Елена Александровна (представитель ОАО "Азовский завод стройматериалов")
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11669/11