г. Саратов |
|
"24" ноября 2011 г. |
Дело N А57-7552/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Жиркова В.В., действующего по доверенности N 01-09/1078 от 14.04.2011, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Филатовой А.В., действующей по доверенности N 02/2-1013 от 18.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, г.Энгельс)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2011 года по делу N А57-7552/2011 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, г.Энгельс),
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г.Саратов), администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, г.Энгельс), открытое акционерное общество Банк "Открытие" (г.Саратов)
о признании незаконным (недействительным) решения N 14/ов от 26.04.2011,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет, заявитель) с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) N 14/ов от 26.04.2011.
Решением суда первой инстанции от 13 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных Комитетом требований отказано.
Комитет не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению Комитета, поскольку Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вступил в законную силу после заключения спорного договора аренды, то требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной помощи и проведении процедуры торгов, которые закреплены в части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 названного Федерального закона, на спорные правоотношения не распространяются. Податель жалобы считает, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях Комитета нарушения вышеперечисленных норм права.
УФАС по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Комитета и антимонопольного органа поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на неё.
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, открытое акционерное общество Банк "Открытие" письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представили.
В судебное заседание представители администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, открытого акционерного общества Банк "Открытие" не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 95794 5, N 95795 2, N 95793 8 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 25.10.2011. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку представителей в судебное заседание.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, открытого акционерного общества Банк "Открытие" о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей Комитета, УФАС по Саратовской области, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 19.09.2007 между комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального образования (в настоящее время - комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района) (Арендодатель) и Коммерческим Банком "Русский Банк Развития" (закрытое акционерное общество) (Арендатор) заключен договор аренды муниципального нежилого недвижимого имущества N 563, предметом которого явились нежилые помещения, расположенные по адресам: Саратовская область, г. Энгельс-19, квартал 8, дом 5; Саратовская область, г. Энгельс, ул. Полиграфическая, 1; Саратовская область, пл. Ленина, 5, общей площадью 9,0 кв. м., для размещения установки банкомата (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.3 Договора срок аренды установлен с 19.09.2007 по 31.08.2008.
19.09.2007 арендуемое имущество Арендодателем передано Арендатору по акту приёма-передачи.
01.09.2008 срок действия Договора продлен.
18.03.2011 приказом N 67 УФАС по Саратовской области возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в отношении Комитета.
В рамках возбужденного дела антимонопольным органом установлено, что вышеназванный Договор в нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ заключен и срок его действия продлён без согласования с антимонопольным органом и без проведения публичных торгов, что создает, по мнению антимонопольного органа, для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества в пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении этого муниципального имущества, а также приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
26.04.2011 комиссией УФАС по Саратовской области принято решение N 14/ов, которым Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Комитет, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Комитета, суд первой инстанции сделал вывод, что ненормативный правовой акт УФАС по Саратовской области вынесен в рамках предоставленных антимонопольному органу полномочий и в строгом соответствии с нормами Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период).
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенной нормы права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий:
а) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействия) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком российской Федерации урегулированы Федеральным законом N 135-ФЗ.
В силу положений статей 22, 23 Федерального закона N 135-ФЗ обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, в том числе возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательных для исполнения предписаний, возложено на антимонопольный орган.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из оспариваемого решения УФАС по Саратовской области, Комитету вменяется нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 и части 1 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ в результате предоставления Коммерческому Банку "Русский Банк Развития" (закрытое акционерное общество) (далее - КБ "Русский Банк Развития" (ЗАО) муниципальной помощи (преференции) в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона N 135-ФЗ (без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов).
Под государственной или муниципальной помощью (преференцией) понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимуществ, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке (пункт 20 части 1 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
Случаи, когда предоставление имущества не является государственной или муниципальной помощью, установлены статьей 19 Федерального закона N 135-ФЗ.
Передача имущества по договору аренды не содержится в названном перечне, в связи с чем является муниципальной помощью, предоставляет арендатору преимущества перед другими участниками товарного рынка, так как исключает равный доступ к имуществу через публичные процедуры (торги).
Таким образом, поскольку оказание хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной помощи предоставляет ему определенные преимущества по сравнению с другими участниками рынка, при предоставлении такой помощи подлежит соблюдению установленный антимонопольным законодательством порядок.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды), государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется в соответствии с Федеральным законом; с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи (часть 2 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ).
В рассматриваемом случае при заключении спорного Договора аренды, продлении его срока действия Комитет не направлял антимонопольному органу ходатайство о даче согласия на предоставление помощи (преференции) - КБ "Русский Банк Развития" (ЗАО), публичные процедуры (торги) не проводились.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ определено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных Федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, предоставление муниципального имущества в аренду без проведения торгов или без согласия антимонопольного органа является нарушением части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ.
В данном случае антимонопольный орган доказал наличие у организации, принявшей муниципальное имущество, статуса хозяйствующего субъекта, факт передачи имущества по иным основаниям, чем перечислены в статье 19 Федерального закона N 135-ФЗ, а также факт передачи имущества без согласия антимонопольного органа.
Данные обстоятельства, как верно отметил суд первой инстанции, свидетельствуют об ограничении и устранении конкуренции в соответствии с понятием конкуренции и признаками ее ограничения, указанными в подпунктах 7, 17 части 1 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ.
В связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия в действиях Комитета нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что поскольку спорный Договор был заключен 19.09.2007, то есть до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ (вступила в силу 02.07.2008), то требования, которые закреплены в данной норме, а именно заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, на спорные правоотношения не распространяются, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонён исходя из следующего.
Суд первой инстанции верно отметил, что Федеральный закон N 135-ФЗ вступил в законную силу 26.10.2006, в связи с чем, правоотношения, возникшие в связи с заключением договора аренды муниципального имущества от 19.09.2007, подлежали регулированию названным законом.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
Как следует из материалов дела, срок действия договора от 19.09.2007 истек 01.09.2008, то есть в период, когда уже действовали положения статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
01.09.2008 срок действия Договора продлен.
Законных оснований для применения положений статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, дающих исключительную возможность заключения на новый срок договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов, в данном случае не установлено.
В связи с этим, возобновление спорного Договора на новый срок также должно было совершаться только по результатам проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9143/10 применительно к срочным договорам, срок действия которых на момент вступления в силу Федерального закона N 135-ФЗ истек, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Федерального закона N 135-ФЗ.
Указанные обстоятельства позволяют делать вывод о том, что решение УФАС по Саратовской области N 14/ов от 26.04.2011 вынесено в рамках предоставленных полномочий и в строгом соответствии с нормами Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период).
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал Комитету в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения УФАС по Саратовской области N 14/ов от 26.04.2011.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана правовая оценка, по существу они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2011 года по делу N А57-7552/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7552/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по саратовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
Третье лицо: Администрация Энгельсского муниципального района, ОАО "Инвестиционный банк "ОТКРЫТИЕ", ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ"