г. Москва |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А40-81246/11-121-682 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Московским В.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2011 г.. по делу N А40-81246/11-121-682, принятое судьей Е.А. Аксеновой,
по заявлению ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906 (ОГРН 1027739328044, 115533, г. Москва, Нагатинская наб. д.12, корп.1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 18.07.2011 N 1101-156/2011-2
при участии:
от заявителя: |
ВоробьевА.В. по доверенности от 21.11.2011; |
от ответчика: |
Захаров М.Е. по доверенности от 13.07.2011; |
УСТАНОВИЛ
ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906 (далее - заявитель, Учреждение ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - ответчик) от 18.07.2011 N 1101-156/2011-2 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.39 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы), и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 12.09.2011 суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав судебный акт тем, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на необоснованность вывода в решении суда о неправильной квалификации правонарушения и о наличии в действиях Учреждения признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 05.04.2011 государственным инспектором г. Москвы была проведена проверка обследования территории ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906 по адресу: г. Москва, Нагатинская набережная, д. 12, корп.1.
На основании проведенной проверки 05.04.2011 был составлен акт обследования территории N 1109-156/2011, из которого следует, что на момент обследования на озелененной территории ГОУ Средняя общеобразовательная школа N 906, по адресу: г. Москва, Нагатинская набережная, д. 12, корп.1. выявлено наличие свежесрезанных пней деревьев лиственных пород в количестве 20 штук, а также 11 свежесрезанных стволов у 8 многоствольных деревьев.
Срезы пней светлого цвета, несколько пней закрашены светло-зеленой краской. Около места спила присутствуют порубочные остатки в виде опилок светлого цвета.
На момент обследования разрешительная документация на вырубку деревьев по указанному адресу отсутствовала.
В ходе административного расследования ответчиком было установлено, что работы по вырубке деревьев на территории подведомственных учреждений в соответствии с договором от 25.12.2010 выполняет ООО "СтройДизайнСервис".
Согласно выписке из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "Одного окна" Департамента, заявка на оформление порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений по указанному адресу с приложением пересчетной ведомости и схемы размещения деревьев принята 25.03.2011. Места расположения деревьев на указанной схеме соответствуют местам расположения пней на схеме, прилагаемой к акту 05.04.2011 N 1109-156/2011. Порубочный билет на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений оформлен Департаментом 25.04.2011 N 06-14-1248/11.
Вырубка указанных деревьев была осуществлена подрядной организацией ООО "СтройДизайнСервис" в период с 01.02.2011 по 07.02.2011, что подтверждается актом обследования от 01.02.2011, составленному комиссией из сотрудников ГОУ СОШ N 906 ( л.д. 58 том 1).
23.06.2011 государственным инспектором г. Москвы по охране природы Петуховой И.В. в присутствии законного представителя учреждения в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 1109-156/2011-2.
18.07.2011 г. старшим государственным инспектором г. Москвы по охране природы Смирновой Г.И. с участием законного представителя Учреждения вынесено постановление N 1101-156/2011-2 о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 4.39 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, признал незаконным и отменил постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 18.07.2011 N 1101-156/2011-2 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.39 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, указав, что ответственность за незаконное уничтожение зеленых насаждений предусмотрена специальной нормой- ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статья 4.19 КоАП г. Москвы предусматривает ответственность за незаконное уничтожение зеленых насаждений, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 4.39 КоАП г. Москвы нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.
В соответствии со ст. 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите насаждений" вырубка деревьев и кустарников производится на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Согласно пункту 8.1.3 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-1111 "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (далее - Правила) вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территории производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
Согласно пункту 8.5.7 Правил вырубка сухостойных деревьев и кустарников производится без порубочного билета в соответствии с предписанием Департамента.
Согласно пунктам 8.7.1, 8.7.2, 8.7.3, 8.7.4 Правил в случае необходимости производства вырубки деревьев и кустарников в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций представители Департамента вызываются телефонограммой. В случае подтверждения аварийности или иной чрезвычайной ситуации при выезде на место представитель Департамента составляет акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований. Факт вырубки зеленых насаждений удостоверяется актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, составленным и подписанным инспектором Департамента, с участием представителей балансодержателя территории, организации, производившей работы по ликвидации аварийной и иной чрезвычайной ситуации, с указанием объемов уничтожения зеленых насаждений для дальнейшего оформления порубочного билета. На основании составленного акта производится вырубка зеленых насаждений, представляющих угрозу безопасности жизни и здоровью людей. По письменному обращению организации, производящей аварийную вырубку зеленых насаждений, Департамент выдает порубочный билет в течении 72 часов с момента начала работ при наличии акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, оформленного в установленном порядке.
Отсутствие порубочного билета является основанием для привлечения землепользователя к административной ответственности.
В соответствии с п. 8.7.7. Правил уборка упавших деревьев производится на основании акта, составленного балансодержателем территории совместно с УБПОООПС ГУВД по г. Москве.
Обрезка боковых стволов у многоствольных деревьев производится только после оформления порубочного билета (п. 4.1.,4.18 Правил)
В нарушение действующего законодательства указанных норм ГОУ СОШ N 906 не согласовало с Департаментом вырубку 20 деревьев, удаление 11 стволов у 8 многоствольных деревьев, произведенную в период с 01.02.2010 по 07.02.2010 на указанном земельном участке, находящимся у Учреждения в постоянном (бессрочном) пользовании.
Вызов представителя Департамента на составление акта о наличии аварийных деревьев образовавшихся вследствие чрезвычайной ситуации не осуществлялся. Заявка на оформление порубочного билета на указанные деревья принята Департаментом 25.03.2011, т.е. значительно позже даты вырубки. Порубочный билет на санитарные рубку и реконструкцию зеленых насаждений N 06-14-1248/11 оформлен Департаментом 25.04.2011, также позже даты вырубки. Вырубка зеленых насаждений произведена спустя более месяца после аномальных погодных явлений.
Таким образом, при имеющейся возможности для соблюдения правил и норм, установленных Законом города Москвы и п.п. 4.1., 4.18, 8.5.7., 8.7.1, 8.7.2, 8.7.3, 8.7.4, 8.7.7 Правил, за нарушение которых КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность, Учреждением при организации работ по вырубке деревьев не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что повлекло вырубку обслуживающей организацией зеленых насаждений без оформления разрешительной документации.
Нарушение правил охраны зеленых насаждений является административным нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.4.39 КоАП г. Москвы. Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы, выразившееся в непосредственном незаконном уничтожении зеленых насаждений в действиях заявителя отсутствует.
На основании изложенного, ответчиком правомерно установлено событие совершения ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.39 КоАП г. Москвы, выразившееся в нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными лицами в пределах своей компетенции, с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.39 КоАП г. Москвы, является законным и обоснованным.
Однако, судебная коллегия приходит к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения и считает возможным освободить заявителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, форма вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.
Суд считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства:
ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906 является государственным образовательным учреждением, основным источником финансирования которого являются средства бюджета, выделяемые по установленному нормативу.
В результате аномальных погодных условий - "ледяного дождя", являющегося общеизвестным событием и имевшим место на все территории г. Москвы и Московской области, произошло обледенение практически всех поверхностей зданий, сооружений и зеленых насаждений на территории города. Комиссией Учреждения были выявлены деревья, обледеневшие ветки которых опасно нависли над пешеходными переходами и территорией школы, чем угрожали жизни и здоровью обучающихся детей и проходящих мимо людей.
Заявителем приняты несвоевременные, но действенные меры по организации безопасности учеников школы с целью предотвращения причинения вреда жизни и здоровью, имеющих значительно более тяжкие и невосполнимые последствия, чем уничтожение зеленых насаждений. Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Учреждение действовало в целях устранения последствий аномальных погодных явлений и защиты подрастающего поколения.
В связи этим суд считает возможным освободить ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906 от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.2.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2011 г.. по делу N А40-81246/11-121-682 изменить, дополнив резолютивную часть абзацем следующего содержания:
Освободить ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 4.39 КоАП г. Москвы, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81246/2011
Истец: ГОУ средняя общеобразовательная школа N 906
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28588/11