г. Пермь |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А60-10946/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Зелениной Т.Л., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клешниной Н.С.,
при участии:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области: не явились,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Знаменский" (ОГРН 1036602080943, ИНН 6633002831): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 сентября 2011 года
по делу N А60-10946/2011,
принятое судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Свердловской области) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2 316 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Горького, 17, о возложении на Управление Росреестра по Свердловской области (Сухоложский отдел) обязанности осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2 316 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Горького, 17.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский" (определение от 28.04.2011).
Решением от 16.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Свердловской области с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что для государственной регистрации прав не была представлена необходимая документация, постановление главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПК не может являться таким документом, поскольку вынесено с нарушением полномочий в отношении разграниченного земельного участка, относящегося к собственности Свердловской области. Спорный земельный участок на момент его предоставления ГУП Свердловской области "Совхоз "Знаменский" относился к собственности Свердловской области, в связи с чем, орган местного самоуправления не вправе был распоряжаться указанным земельным участком.
Территориальное управление Росимущества в Свердловской области в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, по сути, соответствуют выводам суда первой инстанции. Территориальное управление Росимущества в Свердловской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что ФГУП "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, предоставленный ему земельный участок относится к федеральной собственности. Заявитель указывает, что право на этот земельный участок подтверждается свидетельством от 03.03.1993 N 2, для государственной регистрации были представлены все необходимые документы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом с соблюдением требований ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области 13.11.2010 обратилось в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2 316 кв.м., с кадастровым номером 66:63:1401001:0110, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Горького, 17.
К заявлению были приложены: доверенность, свидетельство о праве бессрочного постоянного пользования земельным участком, выданное Совхозу "Знаменский" от 03.03.1993 N 2, кадастровый план земельного участка N 63-2/07-2645 от 29.10.2007, постановление Главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ "Об уточнении границ и площади земельных участков ГУП СО "Совхоз Знаменский".
В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав на спорный земельный участок, в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) 10.12.2010 государственная регистрация была приостановлена со ссылкой на то, что заявителем не представлен акт государственного органа, изданный в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 2 316 кв.м.
В сообщении от 11.01.2011 N 14/046/2010-265 Управление Росреестра по Свердловской области отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав) - л.д. 18, 19.
Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив то, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о регистрации прав отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации права федеральной собственности.
В силу п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 ст. 6 Закона о регистрации установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в его силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для государственной регистрации права федеральной собственности заявителем было представлено свидетельство о праве бессрочного постоянного пользования земельным участком, выданное Совхозу "Знаменский" от 03.03.1993 N 2, что соответствует положениям п. 1 ст. 17 Закона о регистрации.
Довод заинтересованного лица о том, что в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации было представлено постановление Главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ, не являющееся основанием для государственной регистрации, судом апелляционной инстанции, отклоняется.
Согласно п. 1 этого постановления органом местного самоуправления по результатам межевания уточнены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 66:63:1401001:0110, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование совхозу "Знаменский" на основании свидетельства от 03.03.1993 N 2, что соответствует положениям п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заинтересованного лица о том, что спорный земельный участок относится к собственности Свердловской области, противоречит положениям ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, относятся к федеральной собственности.
Довод заинтересованного лица о том, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие, что совхоз является федеральным государственным унитарным предприятием; из представленных документов невозможно сделать вывод о том, что земельный участок площадью 2 316 кв.м., с кадастровым номером 66:63:1401001:0110 образован из земельного участка площадью 0, 18 га, предоставленного в бессрочное пользование совхозу, подлежит отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являлись основаниями отказа в государственной регистрации.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2011 по делу N А60-10946/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10946/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: ФГУП "Совхоз "Знаменский"