г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А56-46313/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена29 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Абакумовой И.Д., Згурской М.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Куписок А.Г.,
при участии:
от истца: Асфандерова Е.А., доверенность от 26.04.2011 N 50-12/0050;
от ответчика: Кондратьева В.В., доверенность от 10.10.2011 N 1-10;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19117/2011) общества с ограниченной ответственностью "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 по делу N А56-46313/2011 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга
к обществу с ограниченной ответственностью "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль"
о взыскании штрафных санкций в сумме 84 429 рублей 09 копеек
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение, Фонд) в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль" (далее - ООО "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль", страхователь) 84 429 рублей 90 копеек штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 14.09.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль", ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, просит отменить решение от 14.09.2011, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. ООО "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль" указывает на исполнение страхователем обязанности по предоставлению персонифицированных сведений в установленные законом сроки.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, представитель истца возражал против удовлетворения требований, заявленных в апелляционной жалобе по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за полугодие 2010 года, при установленном законом сроке до 01.08.2010, представлены Обществом 03.11.2010.
Указанное нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки от 09.11.2010 N 1450.
Фондом вынесено решение от 10.12.2010 N 1285 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 84 429 рублей.
На основании указанного решения Фонд направил Обществу требование от 19.01.2011 об уплате штрафа в сумме 84 429 рублей в срок до 21.02.2011.
Поскольку в установленный требованием срок штраф в сумме 84 429 рублей Обществом не уплачен, Фонд обратился с заявлением в суд.
Удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции указал на их обоснованность.
Исследовав материалы дела, выслушав позицию представителей сторон, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обязанность по представлению сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету за полугодие 2010 года исполнена Обществом в срок, вина ответчика в несвоевременном представлении сведений отсутствует.
В соответствии со статьей 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского образования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
Статьей 42 Закона N 212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Согласно пункту 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);
3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (пункт 2 статьи 42 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела расчет по начисленным страховым взносам за первое полугодие 2010 (форма АДВ-6-2 за первое полугодие 2010, форма СЗВ-6-2 за первое полугодие 2010), дискета, расчет по начисленным страховым взносам за первый квартал 2010 года (коррекция) были отправлены ценным письмом с заказным уведомлением в адрес Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение, Фонд) в Кировском районе Санкт-Петербурга 30.07.2010.
Данное обстоятельство подтверждаются описью вложения в ценное письмо, квитанцией об отправке от 30.07.2010 N 23164, уведомлением о вручении.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
После обнаружения ошибок, допущенных на электронном носителе, в персонифицированным данных за первое полугодие 2010 года, 03 ноября 2010 года ООО "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль" направило посредством сети Интернет форму АДВ-6-2, что в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 212-ФЗ не считается представлением с нарушением срока, установленного частью 12 статьи 37 Закона N 213-ФЗ от 24 июля 2009 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При таких обстоятельствах, решение от 14.09.2011 подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 по делу N А56-46313/2011 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46313/2011
Истец: ГУ - УПФ РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "Мультимодальный Экспедитор и Сюрвейер "Трансконтроль"
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19117/11