г. Киров |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А28-7023/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Шмаковой И.Г., действующей на основании доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2011 по делу N А28-7023/2011, принятое судом в составе судьи Мацкевич Л.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области (ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090)
к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская школа искусств "Фольклорная" г.Кирова (ИНН: 4346053620, ОГРН: 1034316563522 )
о взыскании 25 631 рубль 80 копеек,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств "Фольклорная" г.Кирова (далее - МОУДОД "ДШИ "Фольклорная", Учреждение) 25 631 рубль 80 копеек финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за второе полугодие 2010 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2011 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены частично. С Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств "Фольклорная" г. Кирова в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана 1 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 000 рублей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Пенсионного фонда в полном объеме взыскав с Учреждения 25 631 рубль 80 копеек финансовых санкций.
Пенсионный фонд указывает, что судом первой инстанции было установлено несвоевременное представление Учреждением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и как следствие, обоснованное привлечение МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" к ответственности за данное правонарушение. В ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность не установлено.
Заявитель жалобы считает, что снижение судом первой инстанции финансовых санкций в 25 раз является несоразмерным допущенному правонарушению и ведет к нарушению принципа справедливости.
По мнению Пенсионного фонда, уплата страховых взносов не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку уплата страховых взносов является обязанностью плательщика страховых взносов, предусмотренной действующим законодательством.
Кроме того, Пенсионный фонд считает, что совершение Учреждением правонарушения впервые, так же не является смягчающим либо отягчающим ответственность обстоятельством. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей МОУДОД "ДШИ "Фольклорная".
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом было обнаружено нарушение Учреждением срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за второе полугодие 2010 года, о чем составлен акт от 25.03.2011 N 114 (л.д. 14-15).
22.04.2011 начальником Управления Пенсионного фонда вынесено решение N 114 о привлечении МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 25 631 рубль 80 копеек (л.д.19-20).
В связи с неуплатой в установленный в требовании от 23.05.2011 N 114 (л.д. 21) срок для добровольной уплаты финансовых санкций до 14.06.2011, Управление обратилось за взысканием финансовых санкций в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пришел к выводу об обоснованности требований Управления. Однако, оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства допущенного нарушения, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения взыскиваемых финансовых санкций.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам, и зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; сумму заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В силу пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которым, в частности, регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Учреждением за второе полугодие 2010 года были представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Управление 28.02.2011, тогда как установленный срок для представления таких сведений - не позднее 01.02.2011.
Факт совершенного Учреждением правонарушения зафиксирован в акте от 25.03.2011 N 114.
Сумма платежей, причитающихся к уплате за второе полугодие 2010 года, составила 256 318 рублей.
22.04.2011 Управлением принято решение N 114 о привлечении МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" к ответственности в виде штрафа в размере 25 631 рубль 80 копеек, что составляет 10% от суммы страховых взносов, исчисленных Учреждением.
23.05.2011 в адрес Учреждения выставлено требование N 114 с предложением о добровольной уплате финансовых санкций в сумме 25 631 рубль 80 копеек в срок до 14.06.2011. Данное требование Учреждением исполнено не было.
В данном случае, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Учреждение своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило (данный факт МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" не оспаривается), и, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что правонарушение Учреждением совершено впервые, страхователь является бюджетным учреждением, своевременно уплачивает текущие платежи по взносам на обязательное страхование, в установленный законодательством срок ошибочно были представлены сведения за первое полугодие 2010 года, указанная ошибка была устранена в течение 13 дней, правонарушение не повлекло за собой неблагоприятных правовых последствий в виде нарушения прав других лиц, не нанесло ущерба Управлению и иным лицам, и обоснованно расценил названные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.
Таким образом, признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 1 000 рублей является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит, в связи с чем, признается несостоятельной ссылка Управления на несоразмерное допущенному МОУДОД "ДШИ "Фольклорная" нарушению снижение размера штрафа в 25 раз.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Управления на статью 114 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку после вступления 01.01.2010 в силу Закона N 212-ФЗ суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами Закона N 212-ФЗ.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, т.к. названные Управлением судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, поэтому не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что жалоба построена заявителем на цитировании норм права, при том, что Управлением не приведено доводов, опровергающих сделанные судом первой инстанции выводы.
Фактически позиция Управления сводится к несогласию с оценкой обстоятельств по делу, установленных судом первой инстанции, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2011 по делу N А28-7023/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7023/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирове, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове
Ответчик: Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств "Фольклорная" г. Кирова
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6894/11