г. Самара |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А65-16880/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 ноября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Хлебников С.П., доверенность от 25.04.2011 г., Сакара М.А., доверенность от 23.08.2011 г.,
от ответчика - Русский С.В., доверенность от 02.03.2011 г.,
от третьего лица - Гарипов И.Ф., доверенность от 25.11.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2011 г. по делу N А65-16880/2011 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Комбинат строительных материалов" (ОГРН 1031616006795), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "БетонСтройИнвест" (ИНН 1650183297, ОГРН 1081650016007), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
о признании постановления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Комбинат строительных материалов" (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района (далее ответчик) о признании постановления от 15.12.2010 г. N 5641 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2011 г. по делу N А65-16880/2011 заявленное требование удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо поддерживает доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГУП "КСМ" ведет разработку Южно-Биклянского месторождения керамзитовых глин, находящегося на участке площадью 191 801 кв.м., кадастровый номер: 16:39:01 20 01:0004.
Постановлением Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 17.08.2007 N 1188 продлен договор аренды на земельный участок площадью 191 801 кв.м., расположенный на землях ПК "Им.Калинина", кадастровый номер: 16:39:01 20 01:0004, ранее предоставленный на основании постановления Главы муниципального района от 03.05.2006 N 381, договор аренды от 05.06.2006 N 52/06-п, зарегистрированный ГУ ФРС по Республике Татарстан 03.07.2006 за N16-16-22/006/2006-140, сроком на одиннадцать месяцев для размещения карьера.
На основании вышеназванного постановления между заявителем и ответчиком заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2007 N 567/07-П, находящегося в Тукаевском районе Республики Татарстан, Мелекесское сельское поселение, кадастровый номер: 16:39:01 20 01: 4 сроком на 11 месяцев (с 05.07.2007 г. по 05.06.2008 г.).
Дополнительным соглашением от 05.05.2009 N 23/01 срок договора установлен до 05.04.2010 года.
Заявитель (Арендатор) письмами от 28.12.2009 г. N 447, от 05.04. 2010 г. N 105 уведомил ответчика (Арендодателя) о желании заключить договор аренды на новый срок.
В свою очередь, постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 15.12.2010 г. N 5641 испрашиваемый заявителем на условиях аренды земельный участок предоставлен третьему лицу - ООО "Бетонстройинвест".
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (незаконными) ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие двух обязательных условий: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. N 3314-I "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" установлено, что земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
На основании ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Земельного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пунктом 4 ст. 88 Земельного Кодекса РФ установлено, что организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
В силу п. 3.7 Международного руководства по оценке (МСО 2005) МР 14. Оценки стоимости объектов имущества в добывающих отраслях: горнодобывающая отрасль (Minerals Industry) - Организации, занятые разведкой полезных ископаемых.
В соответствии с разделом C Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) (принят и введен в действие Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 06.08. 1993 г. N 17) горнодобывающая промышленность и разработка карьеров - это виды экономической деятельности.
Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 г. N 454-ст ОКДП отменены и введен ОК 029-2001 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В ОКВЭД виды деятельности, обозначаемые в ОКДП как горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, поименованы добычей полезных ископаемых раздел C.
На основании ст. 7 Федерального Закона "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии с п. 1 ст. 10.1 Федерального закона "О Недрах" к исключительной компетенции Правительства РФ отнесено право принятия решений о предоставлении права пользования недрами на участке недр федерального значения: по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О недрах" предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В силу п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что ответчик (Арендодатель) не осуществил действий, свидетельствующих о намерении прекратить договор аренды земельного участка с заявителем, не исполнив обязанности по уведомлению арендатора об окончании срока аренды и истребовании предмета аренды.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства расторжения договора аренды от 17.09.2011 г. N 567/07-п соглашение о расторжении договора от 06.04.2010 г., подписанного лишь ответчиком. Доказательства направления уведомления заявителя об отказе и (или) согласии на продление договора аренды на новый срок суду в соответствии со ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлены.
В соответствии с п. 2 ст. 610 ГК РФ если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 43 ФЗ N 131 Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Согласно ст. 54 устава муниципального образования Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан управление муниципальным имуществом, в том числе находящимися в собственности Района земельными участками, акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ осуществляет Палата имущественных и земельных отношений Района как его постоянно действующий орган. Палата имущественных и земельных отношений осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан и Положением о Палате имущественных и земельных отношений, утверждаемым Советом Района.
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 26.01.2009 г. N 28 "О создании Комиссии по рассмотрению обращений юридических лиц, связанных с приобретением ими на правах аренды либо в собственность земельных участков", установлено, что основными задачами Комиссии являются: рассмотрение обращений юридических лиц по вопросу предоставления им на правах аренды либо в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также переоформление последних либо на прежнее право, либо на иное (новое) право; принятие иных решений по предмету рассматриваемых обращений, а также разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе рассмотрения таких обращений. Заместитель председателя Комиссии: отвечает за своевременное делопроизводство по поступающим обращениям, за правильный учет, отчетность, сохранность материалов по работе Комиссии; контролирует исполнение принятых решений Комиссии. Рассмотрение поступивших от юридических лиц обращений осуществляется на заседании Комиссии. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов ее членов в форме протокола, подписывается председательствующим в заседании и сообщается заявителю не позднее 7-ми дней.
Пунктом 1.7 приложения к решению Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 27.04.2007 г. N 13/9 "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности и муниципальной собственности Тукаевского муниципального района" (с изменениями от 14.04. 2009 г.) установлено, что в целях осуществления принципа эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков и равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, расположенных в границах муниципального района, Палата имущественных и земельных отношений муниципального района (далее - Палата) информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Палата за месяц до принятия решения о возможном предоставлении земельного участка публикует информационное сообщение о намерении распорядиться земельным участком.
Средством массовой информации по опубликованию сообщений о предоставлении земельных участков является газета "Якты Юл".
Доказательства опубликования информационного сообщения Исполнительным комитетом Тукаевского Муниципального района о намерении предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 7.2. Приложения лица, заинтересованные в переоформлении (приобретении) прав на земельные участки (далее - заявители), обращаются в Палату с заявлением на переоформление (приобретение) права на земельный участок.
В соответствии с п. 7.5. Приложения в недельный срок со дня регистрации заявления Палата устанавливает возможность существования ограничений оборотоспособности земельных участков в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку и обеспечивает принятие решения либо направляет отказ в предоставлении земельных участков на соответствующем праве.
Пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.
В силу правил пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок может быть реализовано им только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду. На это обстоятельство было указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (пункт 35).
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель обладал преимущественным правом на заключение договора аренды в смысле статьи 621 ГК РФ.
Кроме того, договор аренды земельного участка от 17.09.2007 г. N 567/07-П изначально заключен заявителем в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (Постановление Совета Министров Татарской АССР от 26.03.1990 N125/1, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.1996 N 446 "Об изъятии и предоставлении в пользование земельных участков (л.д.93-98) на право аренды.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком при принятии постановления от 15.12.2010 N 5641 нарушен порядок предоставления земельного участка в аренду ООО "Бетонстройинвест", и нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков и равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, расположенных в границах Тукаевского муниципального района, а поэтому требования заявителя являются обоснованными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2011 г. по делу N А65-16880/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16880/2011
Истец: ГУП "Комбинат строительных материалов", г. Набережные Челны
Ответчик: Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района, г. Набережные Челны
Третье лицо: ООО "Бетонстройинвест", г. Набережные Челны