г. Ессентуки |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А25-1109/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Афанасьевой Л.В.,
Судей: Мельникова И.М., Семенова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Щит-Ср" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2011 по делу N А25-1109/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Щит-Ср" (Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пл. Кирова, 23, ОГРН 1090917000932)
к судебному приставу-исполнителю Зеленчукского районного отдела службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Заводская, 58)
третьи лица: муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Зеленчукская центральная районная больница" (Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Интернациональная, 123), администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Ленина, 81), Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района (Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Первомайская, 129)
о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя
при участии в судебном заседании:
от Частной охранной организации "Щит-Ср" Левашов Д.В. по доверенности (с использованием средств системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Белгородской области)
от Зеленчукского районного отдела службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике: Лайпанов А.С. по доверенности N 9557/11/10/09 от 25.04.11.
от администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, Финансового управления администрации Зеленчукского муниципального района и муниципального лечебно-профилактического учреждения "Зеленчукская центральная районная больница" не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ООО Частная охранная организация "Детективное агентство Щит-СР" (далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - управление) и Зеленчукскому районному отделу судебных приставов о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Зеленчукская центральная районная больница" (далее -
больница), Администрация Зеленчуке ко го муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация), Финансовое управление Администрации Зеленчукского муниципального района (далее - финансовое управление).
Решением суда от 10 августа 2011 года в удовлетворении требований ООО Частная охранная организация "Детективное агентство Щит-СР" отказано.
Решение мотивированно тем, что действия судебного пристава - исполнителя Лайпанова А.С. по исполнению исполнительного листа АС КЧР серия АС N 002029696 от 22.12.2010 г. по делу N А25-1250/2010 и постановление от 20.06.2011 г. об окончании исполнительного производства N 4519/11/10/9 соответствуют Федеральному Закону "Об исполнительном производстве" и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Щит-Ср" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить принять по делу новый судебный акт об отмене постановления об окончании исполнительного производства, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта. Заявитель указывает, что с момента сдачи исполнительных документов в отдел УФССП по КЧР ходе его исполнения не извещался.
В судебном заседании представитель Частной охранной организации "Щит-Ср" Левашов Д.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель Зеленчукского районного отдела службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике: Лайпанов А.С. поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2011 по делу N А25-1109/2011 подлежит отмене в части отказа в признании незаконным бездействия судебного пристава исполнителя по информированию взыскателя об исполнительских действиях.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда КЧР от 16.12.05 г. по делу N А25-3290/2005-10 с больницы и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в субсидиарном порядке в пользу КЧР ГУП "Тепловые сети" было взыскано 736 781 руб. 63 коп.
Определением от 15.12.08 г. по делу N А25-3290/2005-10 субсидиарный должник Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в порядке процессуального правопреемства был заменен на администрацию.
Определением от 12.01.2010 г. на стадии исполнения судебного акта взыскатель КЧР ГУП "Тепловые сети" в порядке ст. 48 АПК РФ был заменен на заявителя, который приобрел право требования к больнице в ходе торгов по реализации конкурсной массы в рамках конкурсного производства в отношении КЧР ГУП "Тепловые сети".
Арбитражным судом по делу N А25-3290/2005-10 был выдан исполнительный лист от 16.12.05 г., который 19.02.2010 г. был направлен заявителем на исполнение в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Финансовое управление.
Администрацией 28.04.2010 г. указанная в исполнительном листе АС КЧР от 16.12.05 г. по делу N А25-3290/2005-10 задолженность была частично уплачена в сумме 55 407 руб. 70 коп.
В связи с неисполнением Финансовым управлением требований исполнительного документа по уплате оставшейся суммы долга (681 373 руб.93 коп.) заявитель обратился в АС КЧР с заявлением к Больнице и Финансовому управлению по делу N А25-1250/2010 о признании незаконным бездействия Финансового управления и об обязании исполнить решение АС КЧР от 16.12.05 г. по делу N А25-3290/2005-10.
Решением Арбитражного суда КЧР от 22.12.2010 г. по делу N А25-1250/2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 г., признано незаконным бездействие Финансового управления по неисполнению вступившего в законную силу решения АС КЧР от 16.12.05 г. по делу N А25-3290/05-10, суд обязал Финансовое управление произвести необходимые действия по включению суммы задолженности перед заявителем в бюджет муниципального образования Зеленчукского муниципального района и обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения предъявленного исполнительного документа. В удовлетворении требований заявителя в остальной части было отказано.
Заявителю по делу N А25-1250/2010 был выдан исполнительный лист АС N 002029696 от 22.12.2010 г., предметом исполнения по которому является: обязать Финансовое управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения необходимых действий по включению суммы задолженности перед заявителем в бюджет муниципального образования Зеленчукского муниципального района и обеспечения выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения предъявленного исполнительного документа.
Исполнительный документ заявителем был направлен в Зеленчукский районный отдел судебных приставов Управления для принудительного исполнения (исх. N 61 от 21.04.2011 г.).
Заявитель 24.06.2011 г. обратился в арбитражный суд по настоящему делу с требованием о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя.
Уточняя свои требования (т.1 л.д.90) заявитель указал, что взыскатель по исполнительному производству не уведомлялся о возбуждении исполнительных производств, и об объединении их в одно сводное, просил признать незаконным постановление о прекращении исполнительного производства.
В соответствии со статьей 121 Федерального Закона N 229-ФЗ от 02.10.07 г. "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 128 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом.
Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности (п.1 ст. 128 Федерального Закона "Об исполнительном производстве").
В судебное заседание 23.11.2011 представитель отдела УФССП представил оригинал обжалуемого исполнительного производства (копии приобщены к материалам дела).
В соответствии с п.1 ст. 30 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и исполнительного производства обществом своевременно подано соответствующее заявление и оригинал исполнительного документа.
В соответствии с часть 1. ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве"(далее "Федеральный закон"): лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В соответствии с часть 17 статьи 30 Федерального закона, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В материалах дела и исполнительного производства отсутствуют сведения о направлении в адрес взыскателя по исполнительному производству копий определений о возбуждении исполнительных производств и объединении их в одно сводное производство, в связи с чем, бездействие судебного пристава-исполнителя по информированию об исполнительных действиях совершенных в ходе исполнительного производства является незаконным.
Суд первой инстанции неполно установил обстоятельства дела и не дал соответствующей оценки доказательствам в этой части требований, что на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения в этой части.
Довод апелляционной жалобы в этой части подтвердился.
Довод апелляционной жалобы о том, что результатом действий судебного пристава-исполнителя должно являться взыскание денежных средств с Финансового управления администрации Зеленчукского муниципального района - ошибочен и отклоняется судом по следующим основаниям.
Учитывая характер содержащихся в исполнительном листе АС КЧР серия АС N 002029696 от 22.12.2010 г. по делу N А25-1250/2010 требований для обеспечения исполнения этого исполнительного документа судебный пристав - исполнитель был лишен возможности организовать самостоятельное исполнение и должен был проконтролировать исполнение данного исполнительного документа должником - финансовым управлением.
Согласно п.п. 1.1, 1.4 "Положения о Финансовом управлении Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики" Финансовое управление обеспечивает проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории Зеленчукского муниципального района, обеспечивает исполнение бюджетного процесса в соответствии с действующим бюджетным законодательством, целевое финансирование средств местного бюджета и средств, выделяемых из республиканского бюджета.
В соответствии с п. 1.7 данного Положения Финансовое управление в пределах своей компетенции является главным распорядителем районного бюджета Зеленчукского муниципального района.
Согласно статьям 66, 68 и 71 "Положения о бюджетном процессе в Зеленчукском муниципальном районе", утвержденного решением Совета Зеленчукского муниципального района от 24.01.06 г., Финансовое управление, являясь участником бюджетного процесса, составляет проект местного бюджета, представляет его с необходимыми документами и материалами для внесения в Совет Зеленнукского муниципального района, организует исполнение бюджета, устанавливает порядок составления бюджетной отчетности, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Администрации Зеленчукского муниципального района. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов КЧР и Финансовое управление Администрации Зеленукского муниципального района.
Согласно п. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пунктом 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Согласно п.1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Согласно ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета муниципального образования является прерогативой исполнительного органа муниципального образования, непосредственное составление проекта бюджета осуществляется финансовым органом муниципального образования.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации -в пределах объема бюджетных ассигнований.
На основании ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда (абзац 8) и по иным требованиям (в соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснением, содержащимся в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.06 г.).
Из материалов дела видно, что после возбуждения 26.04.2011 г. исполнительного производства N 4519/11/10/9 и его объединения в сводное исполнительное производство N 2622/11/10/9-СД Финансовое управление письмом N 153 от 29.04.2011 г. проинформировало судебного пристава - исполнителя Лайпанова А.С. о том, что в соответствии с предусмотренной законом бюджетной процедурой Финансовым управлением был подготовлен проект решения Совета Зеленчукского муниципального района, предусматривающий, в том числе, выделение Администрации дополнительных ассигнований в сумме 681 373 руб. 93 коп. для погашения задолженности Больницы перед заявителем по решению АС КЧР от 16.12.05 г. по делу N А25-3290/2005-10.
После рассмотрения этого проекта на сессии представительного органа местного самоуправления Финансовым управлением 27.05.2011 г. (согласно входящему штампу N 320) было получено решение Совета Зеленчукского муниципального района N 145 от 29.04.2011 г.. "О внесении изменений в решение Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики "О бюджете Зеленчукского муниципального района на 2011 год" от 20.12.2010 N 124 в редакции Решения от 17.03.2011 N 134".
Данным решением, в том числе, выделены ассигнования Администрации (субсидиарному ответчику по делу N А25-3290/2005-10) в сумме 681 373 руб. 93 коп. на погашение задолженности перед заявителем. Финансовым управлением увеличены бюджетные ассигнования (лимиты) по Администрации и внесены изменения в сводную бюджетную роспись Зеленчукского муниципального района на 2011 год на общую сумму 1 212 827 руб. 13 коп., в том числе на сумму 681 373 руб. 93 коп. на погашение задолженности по делу N А25-3290/2005-10.
Судебный пристав - исполнитель Лайпанов А.С., получив от Финансового управления решение Совета Зеленчукского муниципального района N 145 от 29.04.2011 г.. и доказательства выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения требований исполнительного листа АС КЧР серия АС N002029696 от 22.12.2010 г. по делу NА25-1250/2010, постановлением от 20.06.2011 г. окончил исполнительное производство N4519/11/10/9.
Согласно ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В результате мероприятий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, решением Совета Зеленчукского муниципального района N 145 от 29.04.2011 г. Администрации (субсидиарному должнику по делу N А25-3290/2005-10) выделены дополнительные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) в размере 681 373 руб. 93 коп. В рамках исполнительного производства N4519/11/10/9 осуществления каких-либо выплат в адрес заявителя не предполагается, поскольку требования исполнительного документа носят неимущественный характер и касаются лишь обязанности Финансового управления произвести необходимые действия по включению суммы задолженности перед заявителем в бюджет муниципального образования Зеленчукского муниципального района и обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения предъявленного исполнительного документа.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что действия судебного пристава - исполнителя Лайпанова А.С. были направлены на полное и правильное исполнение исполнительного документа, содержащего требования к должнику неимущественного характера.
Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что исполнительное производство N 4519/11/10/9 было окончено судебным приставом - исполнителем в связи с его фактическим исполнением с соблюдением установленного законом срока.
В соответствии со статьей 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Основанием для признания постановлений судебного пристава-исполнителя недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции в данной части установлены все фактические обстоятельства по делу, дана правильная оценка и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2011 по делу N А25-1109/2011 в этой части не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично, решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2011 по делу N А25-1109/2011 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя по информированию об исполнительных действиях, совершенных в ходе исполнительного производства.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя по информированию об исполнительных действиях, совершенных в ходе исполнительного производства.
В остальной части решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2011 по делу N А25-1109/2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
И.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1109/2011
Истец: ООО Частная охранная организация "Детективное агентство "Щит-СР"
Ответчик: Лайпанов А. С.
Третье лицо: Администрация Зеленчукского муниципального района, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Зеленчукская центральная районная больница", Управление Федеральной службы судебных приставов по КЧР, Финансовое управление Администрации Зеленчукского муниципального района, Зеленчукский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов России по Карачаево-Черкесской Республике
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6419/12
26.07.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2600/11
21.05.2012 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1109/11
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-704/12
23.11.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2600/11