г. Самара |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А55-13785/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО Управляющая компания "Рынок-Агро" - представителей Килякова В.Г. (доверенность от 18 июля 2011 года), Захарова М.В. (доверенность от 18 июля 2011 года),
от мэрии городского округа Тольятти - представителя Володиной И.А. (доверенность от 24 декабря 2010 года N 8130/1),
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2011 года апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2011 года по делу N А55-13785/2011, судья Черномырдина Е.В., принятое по заявлению ООО Управляющая компания "Рынок-Агро", ИНН 6321222937, ОГРН 1086320030697, Самарская область, г.Тольятти, к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г.Тольятти,
о признании незаконным постановления от 18 апреля 2011 года N 1166-п/1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" (далее - ООО УК "Рынок-Агро", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия) от 18 апреля 2011 года N 1166-п/1 об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, 6 квартал Автозаводского района, по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц, обязании вынести решение о продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка с 29 марта 2011 года до 01 января 2013 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2011 года заявление ООО УК "Рынок-Агро" удовлетворено, постановление мэрии городского округа Тольятти от 18 апреля 2011 года N 1166-п/1 об отказе ООО УК "Рынок-Агро" в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: г.Тольятти, квартал 6 Автозаводского района по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц признано незаконным. На мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: г.Тольятти, квартал 6 Автозаводского района по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц до 01 января 2013 года.
В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявления ООО УК "Рынок-Агро" отказать, ссылаясь на то, что рынок может организовываться только при наличии на территории рынка таких объектов, как здания, строения, сооружения. Кроме того, несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану организации розничных рынков является основанием отказа в выдаче (продлении) срока действия разрешения. Неуказание основания для отказа в продлении разрешения не является основанием для признания недействительным такого отказа.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель мэрии поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО УК "Рынок-Агро" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 года N 148, (далее - Правила выдачи разрешений) в соответствии с распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 07 июня 2007 года N 3934-3/р обществу с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (далее - ООО "Рынок-Агро") было выдано разрешение на право организации универсального розничного рынка N5 на территории: г.Тольятти, 6 квартал Автозаводского района, по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц, со сроком действия разрешения с 07 июня 2007 года по 31 мая 2008 года (т.1, л.д.12).
Впоследствии в соответствии с постановлением мэра г.о.Тольятти от 29 июля 2007 года N 1858-1/П мэрия выдала ООО "Рынок-Агро" разрешение N5/2 на право организации розничного рынка со сроком действия с 29 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года (т.1, л.д.14).
Как видно из заявления ООО УК "Рынок-Агро", он выступает в качестве управляющей рынком компании, осуществляет деятельность по управлению универсальным розничным рынком, который изначально был организован ООО "Рынок-Агро". В подтверждение данного обстоятельства материалы дела представлен договор N 1213 от 01 января 1997 года аренды земельного участка, заключенный с администрацией Автозаводского района г.Тольятти (л.д.16-18). Право аренды зарегистрировано в установленном на период заключения договора законодательством порядке. Факт действия данного договора и на момент рассмотрения дела судом подтвержден представленным суду апелляционной инстанции письмом мэрии от 14 июля 2011 года за N 2970/5-2. Согласно данному письму в связи с дальнейшим использованием ООО УК "Рынок-Агро" вышеуказанного земельного участка и надлежащего исполнения условий договора, отсутствием возражений со стороны арендодателя, срок действия данного договора аренды в соответствии со ст.621 Гражданского кодекса РФ считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях. Переход к заявителю прав на указанный земельный участок подтверждает и составленный в процессе реорганизации ООО "Рынок-Агро" разделительный баланс, копия которого была представлена заявителем суду апелляционной инстанции.
Факт осуществления заявителем в качестве управляющей компании деятельности по организации и управлению универсальным розничным рынком по вышеуказанному адресу мэрией не оспаривается.
ООО УК "Рынок-Агро" 19 октября 2009 года обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о продлении срока действия разрешения на право организации универсального розничного рынка на территории: г.Тольятти, 6 квартал Автозаводского района, по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц, выданного ранее ООО "Рынок-Агро" (т.1, л.д.19).
Постановлением мэрии N 152-п/1 от 28 января 2010 года заявителю отказано в продлении срока действия разрешения (т.1, л.д.20). При этом каких-либо оснований отказа в продлении действия разрешения ни в оспариваемом постановлении, ни в уведомлении, направленном в адрес заявителя мэрией, не указано.
В период с января 2010 года по март 2011 года заявителем осуществлялись мероприятия по досудебному урегулированию вопроса продления срока действия разрешения на право организации розничного рынка.
ООО УК "Рынок-Агро" вновь обратилось в мэрию с заявлением от 05 марта 2011 года о продлении разрешения на право организации рынка (т.1, л.д.11). Заявление ООО УК "Рынок-Агро" было принято мэрией к рассмотрению по существу и по нему было принято решение.
Мэрией городского округа Тольятти 18 апреля 2011 года вынесено постановление N 1166-п/1об отказе обществу в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка на территории: г.Тольятти, 6 квартал Автозаводского района, по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц со ссылкой на статьи 4,6,7,9 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 года N 148, Закон Самарской области от 31 мая 2007 года N 41-ГД "Об организации розничных рынков в Самарской области", приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01 июня 2007 года N 49 "Об утверждении плана организации розничных рынков на территории Самарской области", устав городского округа Тольятти (т.1, л.д. 7-8).
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением. При этом срок на обжалование, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона N 271-ФЗ розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
В силу п.3 ст.4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (п.1). К заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок (п.2).
Исходя из положений п.1 ст.9 Федерального закона N 271-ФЗ, срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Продление срока действия разрешения осуществляется в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона. При этом Федеральным законом N 271-ФЗ прямо не закреплены нормы, регулирующие основания отказа в продлении срока действия разрешения, поскольку данная процедура отлична от процедуры выдачи разрешения на право.
Статья 6 Федерального закона N 271-ФЗ устанавливает порядок принятия решения о предоставлении разрешения, оснований отказа в продлении срока действия разрешения она также не предусматривает.
В соответствии со ст.2 Закона Самарской области от 31 мая 2007 года "Об организации розничных рынков на территории Самарской области" розничный рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация розничного рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством РФ порядке администрацией (мэрией) городского округа или администрацией муниципального района, расположенных на территории Самарской области.
Согласно ст.5 постановления Правительства Российской Федерации N 148 от 10 марта 2007 года, статье 6 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" уполномоченный орган, в данном случае - мэрия городского округа Тольятти, принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня поступления заявления, в срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган вручает (направляет) заявителю уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения, а в случае отказа в выдаче разрешения - уведомление об отказе в выдаче разрешения, в котором приводится обоснование причин такого отказа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 03 декабря 2009 года за государственным регистрационным номером 2096320321513 внесена запись об ООО УК "Рынок-Агро" (т.1, л.д.38).
Исследовав материалы дела (в том числе заявление о продлении срока действия разрешения на право организации универсального рынка от 05 марта 2011 года и приложенные к нему документы, в том числе договор аренды земельного участка от 01 января 1997 года N 1213, заключенный с администрацией Автозаводского района г.Тольятти, общей площадью 630 кв.м, для дальнейшей эксплуатации мини-рынка), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанное заявление общества соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ. Обществом представлен полный комплект документов в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.
Утверждение мэрии городского округа Тольятти о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право на объект или объекты недвижимости, является не обоснованным. В числе приложений к заявлению от 05 марта 2011 года указана нотариально удостоверенная копия договора аренды земельного участка.
Согласно ч.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.3 Федерального закона N 271-ФЗ от 30 декабря 2006 года розничный рынок - это имущественный комплекс, и в соответствии со ст.132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Довод мэрии городского округа Тольятти об отсутствии на территории, занимаемой обществом на праве аренды, капитальных зданий и сооружений, используемых в указанных целях организации работы розничного рынка, необоснован.
В силу положений п.3 ст.24 Федерального закона N 271-ФЗ для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения лишь с 01 января 2013 года. Установленный данной нормой запрет на использование в этих целях временных сооружений также начинает действовать с 01 января 2013 года.
Кроме того, мэрия в отзыве ссылается на то, что в плане организации розничных рынков на территории Самарской области, утвержденном приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01 июня 2007 года N 49, рынок, с заявлением о продлении срока действия которого обратилось общество, подлежит ликвидации в срок до 01 января 2010 года. Данное обстоятельство, по мнению мэрии, также не позволило принять решение о продлении срока действия рынка.
Однако в ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждено, что территория, в пределах которой общество предполагает организовать рынок, не является вновь отведенной; на этой территории находится универсальный рынок, организованный на основании постановления администрации Автозаводского района г.Тольятти N 1728 от 23 ноября 1995 года, разрешения на право организации универсального рынка от 07 июня 2007 года.
В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В рассматриваемом случае эксплуатация нестационарных торговых объектов начата обществом до утверждения плана организации розничных рынков, в связи с чем отсутствие рынка по указанному адресу в плане не является основанием, препятствующим для продления разрешения.
Согласно п.2 ст.6 Федерального закона N 271-ФЗ на основании плана организации розничных рынков принимается решение о предоставлении разрешения, тогда как общество обратилось с заявлением о продлении срока разрешения.
Кроме того, план организации розничных рынков на территории Самарской области утверждался министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в период действия Федерального закона N 271-ФЗ в редакции от 30 декабря 2006 года, которой предусмотрен запрет на использование временных сооружений до 01 января 2010 года. Впоследствии Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 156-ФЗ в Федеральный закон N 271-ФЗ внесены изменения, и соответствующий срок продлен до 01 января 2013 года.
Мэрией не представлено доказательств того, что на дату принятия решения реализованы положения о ликвидации рынка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, 6 квартал Автозаводского района, по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц.
Из пояснений заявителя, данных в судебном заседании, следует, что рынок не ликвидирован и является действующим. Доказательств обратного мэрией не представлено.
Кроме того, в оспариваемом постановлении не указана причина, являющаяся основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка.
Довод мэрии о наличии ссылок в оспариваемом постановлении мэрии на нормы законодательства в качестве оснований отказа в выдаче разрешения не принимается, поскольку перечисление в вводной части оспариваемого постановления статей Федерального закона N 271-ФЗ (а именно: на статьи 4, 6, 7, 9), а также ссылки на Правила выдачи разрешений и приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01 июня 2007 года N 49 "Об утверждении Плана организации розничных рынков на территории Самарской области", Устав городского округа Тольятти сами по себе не конкретизируют обстоятельства, послужившие основанием отказа. Причем статья 7 Федерального закона N 271-ФЗ содержит 3 основания отказа в предоставлении разрешения. Перечень оснований отказа в выдаче разрешений является исчерпывающим.
Вместе с тем разрешение в силу положений статей 4, 5 Федерального закона N 271-ФЗ выдается для организации рынка, то есть для изначального его создания. В тех случаях, когда рынок уже создан и действует на протяжении значительного периода времени и оснований для его ликвидации не имеется, вопрос о его повторном создании не может рассматриваться в принципе.
В данном случае мэрии надлежало рассмотреть вопрос о продлении срока действия разрешения, выданного для организации ранее (еще в 1995 году) созданного рынка, тогда как из уведомления, направленного заявителю, следует, что мэрией было отказано в выдаче разрешения на право организации розничного рынка (опять же без указаний оснований отказа), а не в продлении срока действия разрешения.
Неуказание оснований отказа в продлении срока действия разрешения нарушает права заявителя, поскольку разрешение необходимо заявителю как управляющей рынком организации, а немотивированный, безосновательный отказ влечет невозможность устранения заявителем обстоятельств, которые, по мнению мэрии, повлекли невозможность продления действия разрешения, и тем самым препятствует осуществлению заявителем предпринимательской деятельности. Кроме того, данное обстоятельство позволяет мэрии произвольно трактовать свой отказ в продлении срока действия разрешения, что также осложняет реализацию заявителем прав на защиту его прав и законных интересов.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для издания оспариваемого постановления, в связи с чем постановление мэрии N 1166-п/1 от 18 апреля 2011 года правомерно признано незаконным и нарушающим право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности в сфере организации розничных рынков.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда поволжского округа от 26 октября 2010 года по делу N А55-3000/2010, от 17 августа 2010 года по делу N А57-621/2010.
Согласно ч.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенных прав суд обоснованно, в соответствии с заявленными требованиями, обязал мэрию по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: г.Тольятти, квартал 6 квартал Автозаводского района, по бульвару Королева, в районе ТЦ-V-Ц до 01 января 2013 года.
В части сроков, на которые может быть выдано разрешение, законодательство содержит лишь одно ограничение, устанавливая максимальный срок, на который оно может быть выдано. Так, согласно п.2 Правил выдачи разрешений, утвержденных Правительством Российской Федерации, разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет. Поскольку заявитель обратился с заявлением о выдаче разрешения до 31 декабря 2012 года, то есть в пределах 5-летнего срока, суд обоснованно обязал мэрию принять решение о продлении срока действия разрешения до 01 января 2013 года.
Ссылки представителя мэрии в судебном заседании на отказ в продлении выдачи разрешения в связи с реорганизацией ООО "Рынок-Агро", также как и приведенные по этому поводу в отзыве доводы заявителя, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не указано в качестве основания отказа ни в оспариваемом постановлении мэрии, ни в уведомлении об отказе. Кроме того, данные доводы не заявлялись сторонами и не были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции. Не указано на данные обстоятельства и в апелляционной жалобе.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 16 сентября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на мэрию городского округа Тольятти, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2011 года по делу N А55-13785/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13785/2011
Истец: ООО Управляющая компания "Рынок-Агро"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти