г. Владивосток |
|
02 декабря 2011 г. |
Дело N А51-6812/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии
от ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа": Харченко А.Е. по доверенности от 28.11.2011 сроком действия 3 года, паспорт; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ПК: Войтикова Ю.В. по доверенности от 11.01.2011 N 003-Д сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 2956;
ЗАО "Фиорд-ТВ" - не явилось, извещено надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Фиорд-ТВ"
апелляционное производство N 05АП-4489/2010
на решение от 28.06.2010
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-6812/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ЗАО "Фиорд-ТВ"
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ПК
третьи лица: ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа"
о признании незаконными действий по вынесению предписания от 15.04.2010 N П-57798-25-РС/0819
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Фиорд-ТВ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее по тексту - Роскомнадзор, Управление) по вынесению предписания от 15.04.2010 N П-57798-25-РС/0819.
Определением суда от 20.05.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне Управления было привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа" (далее по тексту - третье лицо, предприятие).
Решением суда от 28.06.2010 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано обществу на законных основаниях, поскольку последнее не выполнило в срок до 15.02.2010 требования предписания от 29.01.2010, продолжая осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием радиочастотного спектра без оплаты.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Приморского края от 17.02.2010 по делу N А51-1760/2010, которым Управлению Роскомнадзора по ПК было отказано в удовлетворении заявления о привлечении ЗАО "Фиорд-ТВ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по факту использования радиочастотного спектра без оплаты. Постановление Правительства РФ от 07.03.1997 N 265, указанное в пункте 5 Положения N 5, признано утратившим силу в связи с изданием Правительством РФ постановления N 715 от 11.10.2001 "О совершенствовании механизмов государственного регулирования тарифов на услуги связи", которое также утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". Радиочастотная служба не наделена правом самостоятельно устанавливать размер платы за использование радиочастотного спектра, поскольку порядок установления размеров разовой платы и ежегодной выплаты за использование, взимание такой платы, ее распределения и использования в силу прямого указания пункта 4 статьи 23 ФЗ "О связи" определяются исключительно Правительством РФ. Заявитель указывает на то. что функций, полномочий и прав у ФГУП РЧЦ ДФО, в рамках действующего законодательства РФ в части взимания платы за использование радиочастотного спектра, отсутствуют. В настоящее время отсутствует какое-либо Постановление Правительства РФ свидетельствующее об определении Правительством РФ порядка установления размера платы за использование радиочастотного спектра, а также порядка взимания такой платы. Ссылку суда на то, что пункт 5 Положения об оплате использования радиочастотного спектра в РФ с 2001 года не изменялся, общество считает несостоятельной, указывая на то, что в него были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило, согласно ходатайству просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Роскомнадзора на доводы жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Представитель ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа" с доводами жалобы также не согласился. согласно представленному отзыву просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ЗАО "Фиорд-ТВ", по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия обществу выдана лицензия N 57798 на оказание услуг связи для целей эфирного вещания сроком действия с 30.06.2008 по 30.06.2011.
На основании выданной лицензии заявитель эксплуатирует сеть связи по предоставлению услуг связи для целей эфирного вещания (трансляции телевизионных программ с применением системы MMDS) в г. Владивостоке; в состав сети связи входит Базовая станция MMDS (ТВ передатчик РМР-50-2527), установленная по адресу: г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 14, 26 этаж.
В период с 27.01.2010 по 28.01.2010 Управлением была проведена проверка деятельности общества, результаты которой были отражены в акте проверки от 27.01.2010.
В ходе указанной проверки Управлением было установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием радиочастотного спектра без оплаты (сообщение третьего лица от 15.01.2010 N 036-08-51-000/90), то есть не соблюдает пункт 1.6 условий разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 01.07.2008 N 292-08-1060, нарушая, тем самым, пункт 7 условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей эфирного вещания лицензии N 57798.
29.01.2010 года для устранения выявленных нарушений управление выдало обществу предписание N П-57798-25-РС/0758 со сроком исполнения до 15.02.2010. 24.03.2010 года в отношении общества было проведено внеплановое мероприятие по дистанционному контролю с целью проверки устранения нарушения, послужившего основанием для выдачи управлением предписания от 29.01.2010 N П-57798-25-РС/0758.
В ходе внеплановой проверки Роскомнадзор установил, что предписание от 29.01.2010 N П-57798-25-РС/0758 обществом не выполнено, что послужило основанием для выдачи заявителю повторного предписания от 15.04.2010 N П-57798-25-РС/0819 со сроком исполнения до 30.04.2010.
Заявитель, не согласившись с предписанием от 15.04.2010, полагая его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.06.1998 N 552 "О введении платы за использование радиочастотного спектра" с 01.09.1998 использование радиочастотного спектра в Российской Федерации коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами в коммерческих целях для оказания услуг связи по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, осуществляется на платной основе.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства.
Пунктом 4 указанной статьи установлен принцип платности использования радиочастотного спектра.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от "О связи" для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот. Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется исключительно Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 895 утверждено Положение об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, которым установлены основные принципы и общие условия оплаты использования радиочастотного спектра для всех организаций независимо от формы собственности и индивидуальных предпринимателей, применяющих радиоэлектронные средства на территории Российской Федерации в коммерческих целях для оказания услуг связи, предусмотренных Постановлением N 552.
Пунктом 2 Положения N 895 установлено, что радиочастотный спектр является исключительно общегосударственным ресурсом, плата за использование радиочастотного спектра устанавливается отдельно по каждому разрешению на использование радиочастотного спектра.
Пунктом 4 указанного Положения N 895 предусмотрено, что размер платы за использование радиочастотного спектра устанавливается ежегодно.
Согласно абзацу 1 п. 5 Положения N 895 организации независимо от формы собственности и индивидуальные предприниматели, использующие радиочастотные спектры на основании разрешений, полученных не на конкурсной основе, должны с 01.09.1998 уплачивать ежегодно плату, определяемую в размере двукратного тарифа на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра, разрабатываемого государственной радиочастотной службой при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации и утверждаемого Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.1997 N 265 "О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях".
При этом в силу норм абзацев 2-6 п.а 5 Положения N 895 плата за использование радиочастотного спектра вносится в органы государственной радиочастотной службы при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации ежегодно, поквартально, равными долями, в срок не позднее 5 числа первого месяца квартала, и распределяется следующим образом:
- 50% направляется на возмещение затрат государственной радиочастотной службы при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации по управлению использованием радиочастотного спектра;
- 50% направляется в доход федерального бюджета.
Органы государственной радиочастотной службы при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации целевым назначением перечисляют соответствующие суммы в федеральный бюджет не позднее 3 дней со дня их поступления.
В соответствии с данным порядком Приказом МАП РФ от 11.05.2001 N 513 были утверждены тарифы на услуги по управлению за использованием радиочастотного спектра, в частности, п. 7 указанных тарифов (прейскуранта) годовая плата за данные услуги на территории Приморского края установлена для сетей по распределению телевизионных программ с использованием систем типа MMDS за один канал шириной 8 МГц при выходе мощности передатчика до 50 Вт включительно в размере 7 000 рублей.
Судом установлено, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг связи для целей эфирного вещания на основании лицензии N 57798, п. 7 условий осуществления деятельности по которой установлено, что лицензиат обязан в процессе оказания услуг в соответствии с данной лицензией выполнять условия, установленные при выделении радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.
Мощность используемого обществом радиоэлектронного средства составляет 0,24 Вт/кан, а количество каналов - 17. Следовательно, сумма оплаты составляет 238000 руб. (7000 руб. * 17 каналов * двукратный тариф (2) = 23800 руб.).
В ходе проведения проверки Управлением было установлено, что ЗАО "Фиорд-ТВ" не выполнил ранее выданное ему предписание и не произвел в полном объёме оплату счетов N 30993-4 на сумму 64855 руб. (неоплаченный остаток - 35105 руб.) за 1 квартал 2010 года и N 33332-4 на сумму 64855 руб. (неоплаченный остаток - 62855 руб.) за 2 квартал 2010 года, в связи с чем коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у Управления имелись все основания для направления заявителю предписания от 15.04.2010 N П-57798-25-РС/0819, в котором сделан вывод о том, что общество осуществляя предпринимательскую деятельность с использованием радиочастотного спектра без оплаты, нарушило п. 1.6 Условий разрешения на использование радиочастот N 292-08-1060, п. 7 Условий осуществления деятельности по лицензии N 57798, а также пункты 1, 4 ст.22, п. 4 ст. 23 Закона о связи, п. 7 Перечня услуг связи, оказываемых с использованием радиочастотного спектра на платной основе, утвержденного Постановлением N 552, и п.5 Положения N 895.
Доводы жалобы о том, что ФГУП "РЧЦ ДВФО" не уполномочено устанавливать размер платы за использование радиочастотного спектра, правомерно отклонены судом первой инстанции, как не имеющие правового значения, поскольку третье лицо размер платы не устанавливало. Тарифы за использование радиочастотного спектра утверждены Приказом МАП Российской Федерации от 11.05.2001 N 513 и с 2001 года данные тарифы не изменялись.
Полномочия ФГУП "РЧЦ ДВФО" по выставлению счетов на оплату радиочастотного спектра напрямую вытекают из п. 5 действующего Положения N 895, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2005 N 279 "О радиочастотной службе", которым предусмотрено, что радиочастотная служба представляет собой единую систему, включающую в себя находящиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций федеральное государственное унитарное предприятие - Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральные государственные унитарные предприятия - радиочастотные центры федеральных округов.
То обстоятельство, что данный Приказ МАП Российской Федерации от 11.05.2001 N 513 не прошел государственную регистрацию в органах юстиции, не является основанием для вывода о том, что размер платы за использование радиочастотного спектра не установлен.
В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
При этом, в силу п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста от 04.07.2007 N 88, не подлежат представлению на государственную регистрацию индивидуальные правовые акты; технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.
Приказ МАП Российской Федерации от 11.05.2001 N 513 содержит лишь указание на прейскурант тарифов на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра, не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливает правовой статус организаций, соответственно не подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции.
При этом, право на установление соответствующих тарифов за использование радиочастотного спектра именно Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства вытекает из положений п. 5 Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 N 895 "Об утверждении Положения об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации".
Довод жалобы на то, что суд не принял во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Приморского края от 17.02.2010 по делу N А51-1760/2010, которым Управлению Роскомнадзора по ПК было отказано в удовлетворении заявления о привлечении ЗАО "Фиорд-ТВ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по факту использования радиочастотного спектра без оплаты необоснованны, так не соответствует фактическим обстоятельствам.
Из обжалуемого судебного акта усматривается, что суд первой инстанции при принятии решения дал оценку выше указанному доводу заявителя, признав его несостоятельным ввиду того, что в рамках дела N А51-1760/2010 суд исследовал наличие либо отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, проверка решения принятого по этому делу в суде апелляционной и кассационной инстанции не осуществлялась, следовательно, данное решение не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28 июня 2010 г.. по делу N А51-6812/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6812/2010
Истец: ЗАО "Фиорд-ТВ"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ПК
Третье лицо: ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа"
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4489/10