г. Самара |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А65-12050/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение" - Константинов А.Р., доверенность от 29.06.2011 г. N 25-0/294, Исупов Р.С., доверенность от 29.06.2011 г. N 25-0/193,
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2011 года по делу N А65-12050/2011 (судья Гасимов К.Г.), по заявлению открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", г.Казань (ОГРН 1021603881694, ИНН 1657005416) к Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконными приказа от 29.04.2011 г. N 116, уведомления от 03.05.2011 г.,
УТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение", РТ, г. Казань (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования в лице филиала N 1 по Республике Татарстан, г.Казань (далее ответчик) о признании незаконными приказа от 29.04.2011 N 116 и уведомления, выданного 03.05.2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2011 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что увеличение размера страховых платежей с середины календарного года нарушает конституционный принцип о невозможности придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика (пункт 2 статьи 5 НК РФ).
Так как бюджет Фонда социального страхования на текущий год утверждается не в текущем году, а в предшествующие годы (или предшествующий год), то и установление надбавки на текущий год также не может производиться в самом текущем году (т.е. в уже начавшемся календарном году).
Суд посчитал неправомерным указание ответчика на соответствие примененного им способа расчета пункту 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 05.02.2001 г. N 11.
Суд, учитывая расположение знака "%" непосредственно рядом с числом 100, а также получение разных результатов при умножении на "100" и "100%", посчитал, что данная формула имеет неясность в ее применении. Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Следовательно, применение данной формулы в виде, невыгодном для страхователя, является не основанным на действующем законодательстве.
Не согласившись с выводами суда, Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что нормы законодательства, регулирующего установление надбавок к страховым тарифам, не содержат положений о том, что они должны быть установлены именно на следующий календарный год.
По мнению подателя жалобы, в данном случае нормы Налогового кодекса РФ не могут быть применены, поскольку страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налогами, порядок их исчисления регулируется нормами других нормативно-правовых актов, а именно, Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 г.
Поскольку показатели ОАО "КМПО" превысили средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 62 от 01.04.2011 г., была установлена надбавка к страховому тарифу ОАО "КМПО" в размере 35%.
Расчет произведен на основании показателей ОАО "КМПО" за 2010 год, которые заявитель в исковом заявлении не оспаривал. В судебном заседании был затронут только вопрос о формуле. Однако никаких вопросов о несогласии с величиной страховых выплат не возникало.
Согласно Постановлению ФСС РФ от 05.02.2002 N 11 "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер скидки или надбавки устанавливается в процентах к страховому тарифу с точностью до целых значений.
В данной формуле применяется арифметический принцип перевода числа в проценты,. в связи с чем, никаких нарушений не имеется.
В связи с болезнью председательствующего по делу судьи Апаркина В.Н. определением от 29.11.2011 года была произведена замена судьи Апаркина В.Н. на судью Рогалеву Е.М. и в состав суда введен судья Кузнецов В.В. В связи с этим рассмотрение дела произведено сначала.
В судебное заседание представитель Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Представители открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчиком 29.04.2011 был издан приказ N 116, согласно которому заявителю установления надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с мая 2011 года в размере 35 процентов.
Также в приказе было указано на направление в 10-тидневный срок с момента издания указанного приказа страхователю уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данное уведомление, вынесенное Филиалом N 6 ответчика, было выдано заявителю 3 мая 2011 года.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанных приказа и уведомления незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из позиции Конституционного суда Российской Федерации, требований Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652, (далее - Правила).
Конституционный суд Российской Федерации в определениях от 10.07.2009 N 291-О и от 22.01.2004 N 8-О установил, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены законодателем в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд). Однако по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе они идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, - они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Это означает, что при установлении указанных платежей, в том числе при определении сроков вступления в силу норм об ответственности за неисполнение обязанностей, связанных с их уплатой, законодателем должны соблюдаться не только требования части 3 статьи 15, статьи 54, частей 2 и 3 статьи 55, и статьи 57 Конституции Российской Федерации, но и положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, а именно его статья 5, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей; акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
По смыслу статьи 21 Закона N 125-ФЗ, страховой тариф устанавливается на очередной финансовый год или плановый период.
При этом финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря (статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, страховой тариф устанавливается в текущем календарном году на последующий календарный год (или последующие календарные годы).
Так, согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 186-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" страховые взносы в 2008-2010 годы уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Во исполнение Закона N 125-ФЗ, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска (пункт 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Кроме этого пунктом 6 Методики - не позднее 30 апреля текущего календарного года; пунктом 7 Правил и пунктом 14 Методики также определено, что установление скидок и надбавок оформляется приказом Фонда, исполнительный орган которого в течение 10 дней со дня принятия решения о надбавке направляет страхователю уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с указанием месяца, с которого изменяется размер страховых взносов.
Как обоснованно посчитал суд, поскольку в соответствии с Законом N 125-ФЗ и Правилами надбавка к страховому взносу является составной частью страхового взноса в Фонд, то периодом, на который она устанавливается к страховому тарифу, является календарный год и увеличение размера страховых платежей с середины календарного года нарушает конституционный принцип о невозможности придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Также, как установлено в пункте 2 Правил, скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации (далее именуется - страховщик) на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
То есть, в указанной норме Правил сказано, в каких пределах устанавливаются надбавки на текущий год. Однако из содержания указанной нормы Правил вовсе не следует, что сам факт установления надбавок может и должен иметь место именно в текущем году. На основании этого, суд считает необоснованной ссылку ответчика на указанный пункт Правил в подтверждение своей позиции о правомерности увеличения размера страховых взносов с середины текущего года.
Кроме того, необоснованность подобного утверждения ответчика подтверждает и то обстоятельство, что надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом (пункт 2 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 125-ФЗ и пункт 2 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам).
Кроме того, в обосновании своей позиции суд указал, что бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год утверждается не в текущем году, а в предшествующие годы (или предшествующий год), то и установление надбавки на текущий год также не может производиться в самом текущем году (то есть в уже начавшемся календарном году).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение не представило в суд никаких доказательств того, что установление надбавки для общества было произведено именно в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда на 2009 год, как того требуют вышеприведенные положения пункта 2 статьи 22 Закона N 125-ФЗ и пункта 2 Правил.
Ответчик при установлении надбавки неправомерно сравнил показатели за разные календарные годы. Ответчик в целях установления надбавки на 2011 год сравнил показатели ОАО "КМПО" за 2010 год со средними значениями за 2011 год, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 26.03.2010 N 73.
Из смысла пункта 3 Правил, которым регламентируется порядок расчета скидок или надбавок, не вытекает, что показатели предприятия и утвержденные Фондом показатели сравниваются за разные годы.
Вместе с тем, пункт 5 Правил предусматривает, что скидка или надбавка устанавливается страховщиком в случае, если указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ право на определение порядка утверждения Правил, согласно которым страхователям устанавливаются скидки и надбавки к страховым тарифам, делегировано Правительству Российской Федерации.
Такой же вывод следует из положений пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ, где указано, что страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с п. 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.03.2002 г.. N 32, скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Фондом на текущий календарный год в размерах не более 40 процентов страхового тарифа, исходя из следующих основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год.
Показатель "а" по вышеуказанной Методике - это отношение суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Показатель "а" согласно той же Методике рассчитывается по следующей формуле: А = О / V, где О - сумма обеспечения по страхованию, в которую включаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год, произведенные суммарно страхователем и Фондом в связи со страховыми случаями, произошедшими за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности, рублей; V - сумма начисленных страховых взносов за предшествующий календарный год, рублей.
Таким образом, в Методике прямо указывается, что при расчете показателя "а" должна быть использована именно сумма фактически произведенных выплат, произведенных Фондом, а не сумма только начисленных выплат. Следовательно, использование величины, не указанной в Методике как основание для расчета показателя "а", необходимого для установления скидки и надбавки, приводит к заведомо неправильному расчету данного показателя.
Заявитель в связи с этим привел собственный расчет, при котором сумма страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год, произведенных Фондом, не принимается во внимание как неподтвержденный в установленном порядке. В таком случае показатель "а" равнялся бы величине 0,2. Указанная величина намного меньше среднего значения по виду экономической деятельности "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей", соответствующему коду ОКВЭД 29.11.9 и подтвержденным Заявителем в установленном порядке, что в свою очередь приводит к невозможности установления в отношении ОАО "КМПО" надбавки.
Кроме того, если исчислить размер надбавки (Р) согласно формуле, приведенной в Методике, используя показатель "а" равной 0,2, итоговый результат получается отрицательной величиной, что также означает отсутствие повышающего процента к страховому тарифу.
Заявитель в качестве обоснования незаконности оспариваемых ненормативных правовых актов привел также довод о неправильном применении ответчиком самой формулы для исчисления надбавки. Согласно пункту 7 Методик Фонд рассчитывает размер надбавки (Р) по каждому страхователю, показатели которого соответствуют условиям установления надбавки, предусмотренным п. 4 Методики, по следующей формуле: Р = ((aстр / aвэд + bстр / bвэд + cстр / cвэд) / 3 - 1) x 100%. По мнению Заявителя последним арифметическим действием в данной формуле является умножение полученного показателя на 100%, а не умножение на 100, как это сделано ответчиком. В первом случае результат получился бы иной, чем установленный Фондом, который не позволил бы ответчику в отношении страхователя установить надбавку к страховому тарифу.
Суд первой инстанции правильно указал, что учитывая расположение знака "%" непосредственно рядом с числом 100, а также получение разных результатов при умножении на "100" и "100%" данная формула имеет неясность в ее применении.
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановленях ФАС Поволжского округа от 22.03.2010 года по делу N А65-20232/2009 и от 23.12.2010 г. по делу N А65-12957/2010.
С учетом изложенного суд правильно принял решение об удовлетворении исковых требований, оснований для отмены которого не имеется.
Доводы, приведенные Государственным учреждением - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2011 года по делу N А65-12050/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12050/2011
Истец: ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11680/11