г. Хабаровск |
|
30 ноября 2011 г. |
А73-8005/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е. Г.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Образ жизни": Амелин Алексей Витальевич - президент компании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Образ жизни"
на решение от 25.08.2011
по делу N А73-8005/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Образ жизни"
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Компания "Образ жизни" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
УСТАНОВИЛ:
27.05.2011 главным специалистом отдела осуществления контроля за качеством оказания медицинской помощи и лицензирования Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН - 1022700915401, адрес: 680002, г.Хабаровск, ул.Фрунзе, д.72, далее - административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания "Образ жизни" (ОГРН 1032700299400, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 45, офис 1, далее - Общество), составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.08.2011 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.08.2011 отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
В судебном заседании директор Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Министерство здравоохранения Хабаровского края о времени и месте судебного заседания уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, в представленном отзыве просило решение Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Общество на основании лицензии от 19.07.2007 г.. N 27-02-000043, выданной Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю, осуществляет в аптечном пункте, расположенном по адресу: 680054, г.Хабаровск, ул. Уборевича, 76 фармацевтическую деятельность (розничная торговля лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств).
В соответствии с распоряжением министра здравоохранения Хабаровского края от 20.04.2011 г.. N 387-р должностными лицами отдела осуществления контроля за качеством оказания медицинской помощи и лицензирования Министерства здравоохранения Хабаровского края, совместно с представителем экспертной организации, проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности по месту осуществления деятельности.
В ходе, проведенной 26.05.2011проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, регламентированных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г.. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", а именно, в нарушение пункта 6.11 главы 6 ОСТ 91500.05.0007-2003 на момент проверки в витрине, находящейся в торговом зале аптечного пункта Общества, были обнаружены следующие лекарственные препараты рецептурного отпуска:
- НейромультивитR 20 таблеток, покрытых пленочной оболочкой, серии OL07OA, в количестве 1 упаковки, производитель Ланнахер Хайльмиттель ГмбХ, Австрия, условия отпуска в соответствии с маркировкой на упаковке: "Отпуск по рецепту врача";
- БИОПАРОКСR, аэрозоль для ингаляций дозированный 0,125 мг/ингаляция, серия 1400910, в количестве 2 упаковки, производитель Фармацевтический завод ЭГИС, Венгрия, условия отпуска в соответствии с инструкцией: "Препарат отпускается по рецепту".
Так же в ходе проведенной проверки, выявлены нарушения пункта 2.4. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", пункта 7 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61 - ФЗ), а именно, в витринах торгового зала Общества обнаружены товары, не входящие в перечень товаров, разрешенных к отпуску из аптечных учреждений:
- Тыквенный нектар с мякотью объемом 2 л, изготовитель ООО ТПК "Сава" - 1 банка;
- Соль морская пищевая натуральная - 1 упаковка - 800 г, производитель ЗАО "Предприятие МС" (Моссоль) поваренная молотая помол N 1;
- Черная соль крупного помола четверговая салатная 100 г., производитель Торговое объединение "Продукты здорового питания" - 1 упаковка;
- Электросушитель для обуви (предназначен для сушки обуви от 35 размера), производитель ООО "Электроприборы БЭМЗ" "Бетро", г.Бердск - 1 упаковка.
Вышеуказанные факты зафиксированы в акте проверки от 26.05.2011.
По рассмотрению акта проверки, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 27.05.2011 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и направлен в суд с требованием о привлечении Общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения и вины в его совершении.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы в связи со следующим.
Как установлено пунктом 47 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г.. N 128-ФЗ (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 2 Федерального закона N 128-ФЗ установлено, что под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение) устанавливает, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, при этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю и хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения является в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности
Согласно пункту 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Статьей 8 Закона N 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6.11. Правил, для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров.
Согласно доказательств имеющихся в деле, в аптечном пункте ассортимент товара представлен по одному экземпляру каждый и находится с ценниками в зоне доступа взгляда покупателя, что подтверждает его нахождение на витрине.
Таким образом, отклоняется довод жалобы о нахождении препаратов на полках накопителях.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выражается в осуществлении фармацевтической деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, в непринятии мер по контролю за соблюдением указанных требований и условий, причинении вреда установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности. При этом у Общества имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований.
Исходя из вышеуказанного довод жалобы Общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
По результатам оценки конкретных обстоятельств дела апелляционный суд не установил, обстоятельств влияющих на квалификацию совершенного правонарушения как малозначительного, признает наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Несоблюдение обществом при осуществлении предпринимательской деятельности условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначении ему минимального наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.08.2011 по делу N А73-8005/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8005/2011
Истец: Министерство здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ООО "Компания "Образ жизни"
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4395/11