г. Чита |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А19-13053/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутск-Терминал" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2011 года по делу N А19-13053/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Иркутск-Терминал" (ОГРН 1023801014423, ИНН 3808083420) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 504 813,28 руб. (суд первой инстанции: О.В. Епифанова),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Иркутск-Терминал" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 504 813,28 руб.
Решением от 23 августа 2011 года суд иск удовлетворил частично. Взыскал с ответчика в пользу истца "Иркутск-Терминал" пени за просрочку доставки груза в размере 252 406,64 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины 13 096,27 руб.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, принять по делу новый, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Свои доводы обосновывает тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам спора и не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, кроме того, судом не был применен закон, подлежащий применению. Таким образом, заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции в отношении несоразмерности заявленных исковых требований, отсутствия у истца понесенных убытков, а также не длительности периода просрочки. Считает, что у суда отсутствовали основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Просили о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом настоящего иска является требование о взыскании пени за просрочку доставки груза по транспортным железнодорожным накладным N N ЭК751747, ЭМ787394, ЭМ734905, ЭН259689, ЭН261821, ЭН278688, ЭМ791937, ЭМ792137, ЭН081337, ЭН098249, ЭН098229, ЭМ850589, ЭМ919092, ЭМ919228, ЭМ918926, ЭН005149, ЭМ664401, ЭМ830057, ЭМ897666.
В обоснование исковых требований ООО "Иркутск-Терминал" сослалось на то, что перевозчиком по вышеуказанным накладным перевозился груз до станции назначения Якурим ВСЖД.
Согласно отметкам в железнодорожных накладных, перевозчиком груз доставлен с нарушением срока доставки.
Просрочка доставки груза по транспортным железнодорожным накладным N N ЭМ734905, ЭМ897666, ЭМ787394, ЭМ919092, ЭМ919228, ЭМ918926, ЭН278688 составила 1 сутки, по транспортным железнодорожным накладным NN ЭМ850589, ЭН005149, ЭН259689, ЭН261821 - 2 суток, по транспортным железнодорожным накладным NN ЭМ664401, ЭМ830057 - 3 суток, по транспортным железнодорожным накладным NN ЭМ791937, ЭМ792137, ЭН098249, ЭН098229 - 4 суток, по транспортной железнодорожной накладной N ЭН081337 - 5 суток, по транспортной железнодорожной накладной N ЭК751747 - 56 суток.
Претензия истца N 01/1909 от 23 сентября 2010 года с требованием уплатить пени за просрочку доставки груза оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив обстоятельства спора, арбитражный суд со ссылкой на пункт 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20, 97 Устава железнодорожного транспорта, положения Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 года N 50, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 27, пришел к выводу о правомерности исчисления истцом пени в размере девяти процентов платы за просрочку доставки порожних цистерн за каждые сутки просрочки доставки и возможности уменьшения взыскиваемой суммы в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для иных выводов, считает решение законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется, а также в отсутствие нарушений норм процессуального права. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов предусмотрена статьей 97 Устава железнодорожного транспорта в виде уплаты пеней в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки.
Снижение размера неустойки, имеющей компенсационный характер, в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом способов, которыми законодатель наделил суды в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства (просрочка доставки грузов).
Применяя статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды должны установить реальное соотношение предъявленной неустойки последствиям невыполнения должником (перевозчиком) обязательств, в целях соблюдения правовой принцип возмещения имущественного ущерба, в соответствии с которым, применение мер карательного характера за нарушение нарушенных обязательств недопустимо.
Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Применение правил о снижении размера неустойки не ставится в зависимость от того предусмотрена она условиями соглашения сторон, либо установлена в силу закона.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06 октября 2005 года "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Оценив представленные в дело доказательства, доводы и возражения сторон, арбитражный суд первой инстанции правильно установил несоразмерностью неустойки и возможность ее уменьшения в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика с 504 813,28 руб. до 252 406,64 руб.
Статья 333 Кодекса арбитражным судом применена правильно, в связи с чем основания для отмены решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам у апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2011 года по делу N А19-13053/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13053/2011
Истец: ООО "Иркутск-Терминал"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания