г. Красноярск |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А33-8762/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Даната" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 августа 2011 года по делу N А33-8762/2011, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
Управление наружной рекламы Администрации города Красноярска (ОГРН 1082468055350) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Даната" (ОГРН 1032401780290, ИНН 2460037290) о демонтаже рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", 30А, район остановки общественного транспорта "Каменный квартал".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2011 требование удовлетворено. ООО "Даната" обязали произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 30 "А", район остановки общественного транспорта "Каменный квартал" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. С ООО "Даната" взысканы в доход федерального бюджета 4000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что им не были получены письма от Управления наружной рекламы от 28.01.2011 N 81, от 24.02.2011 о необходимости демонтажа рекламной конструкции по своему юридическому адресу непосредственно. О том, что письма были получены представителем по доверенности по адресу: г. Красноярск, пр. им. газ. Красноярский рабочий, 27, стр. 8, руководство ООО "Даната" не ставили в известность. Следствием чего явилась невозможность демонтировать рекламную конструкцию добровольно.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с её доводами не согласился, пояснил, что при получении разрешения на распространение наружной рекламы от 25.05.2006 N 9472 сроком действия до 01.02.2007 ответчик проинформирован о необходимости демонтировать рекламную конструкцию по истечении срока действия разрешения. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не обязывает орган местного самоуправления дополнительно информировать владельца рекламной конструкции о необходимости демонтировать ее в установленном порядке по истечении срока выданного разрешения на установку рекламной конструкции. Право уполномоченного органа на обращение в арбитражный суд с иском о демонтаже рекламной конструкции, срок действия разрешения на установку которой истек, не зависит от наличия или отсутствия информационного письма в адрес ответчика о добровольном демонтаже рекламной конструкции.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Даната" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032401780290 (л.д. 11).
ООО "Даната" установлена наземная двухсторонняя рекламная конструкция с размером информационного поля 6.0 х 3.0 м по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", 30А, район остановки общественного транспорта "Каменный квартал".
Актом Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска от 25.01.2011 выявлен факт размещения конструкции по указанному адресу без разрешения на установку рекламной конструкции. Срок действия разрешения на установку рекламной конструкции N 9472 от 25.05.2006 истек 01.02.2007 (л.д. 13-14).
Управлением наружной рекламы в адрес ООО "Даната" направлено письмо от 28.01.2011 N 81 с требованием демонтировать рекламную конструкцию в срок пяти рабочих дней со дня получения письма (получено 14.02.2011 представителем ответчика, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма N 66000060939100) (л.д. 15-16).
24.02.2011 Управлением наружной рекламы повторно составлен акт о нахождении рекламной конструкции, подтверждающий факт размещения рекламной конструкции по указанному адресу, неисполнение требования о демонтаже (л.д. 17-18).
Неисполнение ответчиком требований Управления наружной рекламы о демонтаже рекламной конструкции послужило поводом для обращения Управления рекламы в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Даната" об обязании демонтировать рекламную конструкцию.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" в целях этого Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Положениями главы 2 Федерального закона "О рекламе" предусмотрены особенности отдельных способов распространения рекламы, в том числе требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций как способу распространения рекламной информации.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. При этом владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) является собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 26.1. части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом Федерального закона "О рекламе".
Постановлением администрации г. Красноярска от 09.11.2009 N 453 утверждены Положения о порядке оформления документации на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и о порядке проведения торгов в целях заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о порядке оформления документации на установку и эксплуатацию рекламных конструкций настоящее Положение определяет порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска.
Порядок, определяемый настоящим Положением, является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами - владельцами рекламных конструкций независимо от их организационно-правовой формы (пункт 1.3. Положения).
Пунктом 1.7 Положения предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается только при наличии:
- разрешения на установку рекламной конструкции, оформленного в соответствии с установленным порядком;
- договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Красноярска, а также, если иное не установлено законодательством, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо договора, заключенного с собственником недвижимого имущества, не являющегося муниципальной собственностью, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В силу пункта 3.1. Положения разрешение на установку рекламной конструкции (далее - разрешение) выдается Управлением наружной рекламы администрации города на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Положением о порядке проведения торгов в целях заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска определяется порядок организации и проведения торгов в целях заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также, если иное не установлено законодательством, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1.1 Положения).
Правовой механизм демонтажа рекламной конструкции установлен пунктом 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе". Согласно приведенной норме, при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по смыслу пунктов 5, 9, 18, 20, 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" указанный механизм предполагает:
- первоначальное установление рекламной конструкции на основании договора с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, а также соответствующего разрешения на установку рекламной конструкции;
- последующее аннулирование разрешения на установку рекламной конструкции или признание его недействительным.
Иное толкование названных норм не позволяет обосновать возможность возложения обязанности по демонтажу на собственника недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (данная обязанность исходит из наличия соответствующего договора, в соответствии с которым собственник недвижимого имущества допустил присоединение к названному имуществу рекламной конструкции).
Пункт 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" запрещает установку рекламной конструкции без разрешения (самовольную установку). Согласно данной норме в случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
По смыслу Федерального закона "О рекламе" под самовольной рекламной конструкцией понимается конструкция, на которую в момент ее установки отсутствует разрешение уполномоченного органа. Если на момент установки такое разрешение было получено, но впоследствии аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, то рекламная конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной.
Реализуя свои полномочия по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, компетентный орган обязан проверять ее соответствие всем необходимым требованиям законодательства с учетом возможности размещения (место, форма, способ, используемые технические средства и т.п.). Исходя из требований, содержащихся в частях 21 и 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", судебная процедура демонтажа предусмотрена для рекламной конструкции, изначально установленной правомерно - при наличии надлежащего разрешения.
Таким образом, статья 19 Федерального закона "О рекламе" различает рекламные конструкции, установленные самовольно и с разрешения компетентного органа, и предусматривает для этих случаев различное регулирование.
Порядка (механизма) принудительного демонтажа рекламной конструкции с истекшим сроком разрешения на ее установку статья 19 Федерального закона "О рекламе" не предусматривает.
Вместе с тем, согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (пункт 1).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (пункт 2).
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При этом в силу пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Как предусмотрено частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из системного толкования приведенных норм следует, что соответствующий орган местного самоуправления вправе обратиться за судебной защитой законных интересов муниципального образования, в том числе в целях пресечения действий других лиц, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно части 3 статье 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
Таким образом, в случае принятия решения о принудительном демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции, арбитражный суд вправе возложить обязанность по демонтажу рекламной конструкции на ответчика - собственника рекламной конструкции, а также вправе указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
Факт установки рекламной конструкции форматом 6,0x3,0 м., расположенной по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", 30А, район остановки общественного транспорта "Каменный квартал" не оспаривается, подтверждается материалами дела.
Имеющееся в материалах дела требование Управления наружной рекламы администрации г.Красноярска от 28.01.2011 N 81, выданное ООО "Даната" о демонтаже рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", 30А, район остановки общественного транспорта "Каменный квартал" на дату судебного заседания не исполнено.
При таких обстоятельствах, требование Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска к ООО "Даната" об обязании демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", 30А, район остановки общественного транспорта "Каменный квартал" является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что им не были получены письма от Управления наружной рекламы от 28.01.2011 N 81, от 24.02.2011 о необходимости демонтажа рекламной конструкции по своему юридическому адресу непосредственно. О том, что письма были получены представителем по доверенности по адресу: г. Красноярск, пр. им. газ. Красноярский рабочий, 27, стр. 8, руководство ООО "Даната" не ставили в известность. Следствием чего явилась невозможность демонтировать рекламную конструкцию добровольно.
Арбитражный апелляционный суд считает заявленный довод необоснованным, поскольку при получении разрешения на распространение наружной рекламы от 25.05.2006 N 9472 сроком действия до 01.02.2007 ответчик проинформирован о необходимости демонтировать рекламную конструкцию по истечении срока действия разрешения. Кроме того, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не обязывает орган местного самоуправления дополнительно информировать владельца рекламной конструкции о необходимости демонтировать ее в установленном порядке по истечении срока выданного разрешения на установку рекламной конструкции. Предполагая добросовестность участников административных правоотношений, а также учитывая факт неоднократного направления уведомлений со стороны Управления наружной рекламы о необходимости демонтажа рекламных конструкций по истечении установленного срока, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 августа 2011 года по делу N А33-8762/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
О.В. Магда |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8762/2011
Истец: Управление наружной рекламы администрации города Красноярска
Ответчик: ООО Даната
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4518/11
08.09.2011 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4316/11
01.08.2011 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8762/11
01.08.2011 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8762/11