город Воронеж |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А64-4435/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 ноября 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Михайловой Т.Л.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Индивидуального предпринимателя Чечевицына Александра Владимировича: представители не явились, надлежаще извещен,
от Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбове: Платицина Е.Г., доверенность N 66 от 16.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Чечевицына Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.09.2011 по делу N А64-4435/2011 (судья Тишин А.А.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Чечевицына Александра Владимировича (ИНН 683202469447, ОГРН 305682929700039) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбове Тамбовской области о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 07902540023890 от 04.05.2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чечевицын В.В. (далее ИП Чечевицын А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением (с учетом уточнения) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбове Тамбовской области (далее - орган Пенсионного фонда, Управление) о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 07902540023890 от 04.05.2011 и решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 079 025 11 ВД 0002848 от 26.05.2011.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ИП Чечевицын А.В. обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ИП Чечевицын А.В. ссылается на то, что судом при вынесении оспариваемого решения не был оценен довод, приведенный им, а именно довод об отсутствии обязанности дважды уплачивать страховые взносы за один и тот же страховой период. Предприниматель также указывает, что суд не применил законы, на которые предприниматель ссылался в обоснование своих требований, а именно: Федеральный закон N 165-ФЗ т 16.07.1999 года "Об основах обязательного социального страхования", Конституцию Российской Федерации Общепризнанные принципы и нормы международного права в части соблюдения прав человека.
ИП Чечевицын А.В. в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Пенсионного фонда суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Чечевицын Александр Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 305682929700039 (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 68 N 000629263.
По состоянию на 04.05.2011 Управлением Пенсионного фонда было выявлено наличие у ИП Чечевицына А.В.задолженности за расчетный период 2010 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9676 руб., (в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6773,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 2902,60 руб.), на обязательное медицинское страхование в размере 1498,76 руб. (в том числе: в Федеральный фонд ОМС в сумме 531,56 руб., в территориальный фонд ОМС в сумме 967,20 руб.
На неуплаченную в установленный срок сумму страховых взносов Управлением начислены пени за период с 01.01.2011 по 03.05.2011 в сумме 220,82 руб. - по страховой части трудовой пенсии, 94,63 руб. - по накопительной части трудовой пенсии, 17,32 руб. - в Федеральный фонд ОМС, 31,53 руб. - в территориальный фонд ОМС.
В связи с наличием указанной задолженности, Управлением Пенсионного фонда было направлено предпринимателю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 07902540023890 от 04.05.2011 в общей сумме 11 539,06 руб.
Поскольку в добровольном порядке требование N 07902540023890 от 04.05.2011 в установленный срок - до 24.05.2011 заявителем исполнено не было, Управлением в отношении ИП Чечевицына А.В. было вынесено решение N 079 025 11 ВД 0002848 от 26.05.2011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Полагая, что оспариваемые требование и решение противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, ИП Чечевицын А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая заявленные требования суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.
Во исполнение статьи 1 названного Закона принят Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования и закрепляющий возможность применения к правоотношениям, возникающим из уплаты обязательных платежей и контроля за указанной уплатой, норм законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено пенсионным законодательством.
Согласно статье абзацу 1 пункта 1 статьи 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе индивидуальные предприниматели. В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В силу статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее Закон N 326-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах". Согласно ст. 11 Закона N 326-ФЗ страхователями, в том числе являются индивидуальные предприниматели.
На основании п.2 ст. 17 Закона N 326-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Таким образом, для целей налогообложения индивидуальный предприниматель является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п. 1. ст. 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года, согласно п.2 ст. 13 Федерального закона N 212-ФЗ определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с п.2 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки, по сравнению с установленные Федеральным законом, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом N212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Исходя из приведенных нормативных положений, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Суд обращает внимание предпринимателя на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 15.07.2010 N 1009-О-О, о том, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 210-О указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Из изложенного следует, что основанием для направления страхователю требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является наличие у страхователя недоимки по уплате страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается имеющимися материалами дела, органом Пенсионного фонда в связи с неуплатой за 2010 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9676 руб., (в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6773,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 2902,60 руб.), на обязательное медицинское страхование в размере 1498,76 руб. (в том числе: в Федеральный фонд ОМС в сумме 531,56 руб., в территориальный фонд ОМС в сумме 967,20 руб. в адрес предпринимателю было направлено требование N 07902540023890 от 04.05.2011. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов содержатся сведения о сумме задолженности и размере пеней, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Форма решения о взыскании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что наличие у предпринимателя недоимки за 2010 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9 676 руб., (в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6773,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 2 902,60 руб.), на обязательное медицинское страхование в размере 1 498,76 руб. (в том числе: в Федеральный фонд ОМС в сумме 531,56 руб., в территориальный фонд ОМС в сумме 967,20 руб. подтверждено документально, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным требования органа Пенсионного фонда N 07902540023890 от 04.05.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 079 025 11 ВД 0002848 от 26.05.2011
Доказательств, позволяющих апелляционному суду прийти к выводу о вторичной уплате страховых взносов не представлено.
Довод апелляционной жалобы предпринимателя что суд не применил законы, на которые предприниматель ссылался в обоснование своих требований, а именно: Федеральный закон N 165-ФЗ от 16.07.1999 года "Об основах обязательного социального страхования", Конституцию Российской Федерации Общепризнанные принципы и нормы международного права в части соблюдения прав человека, отклоняется апелляционным судом, так как Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.09.2011 по делу N А64-4435/2011 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Чечевицына Александра Владимировича - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса и статьи 333.21 НК РФ подлежат отнесению на лицо, обратившееся с жалобой.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.09.2011 по делу N А64-4435/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Чечевицына Александра Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 31.4.1А64-4435/2011
Истец: Чечевицын А. В.
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5827/11