г. Киров |
|
24 ноября 2011 г. |
Дело N А31-5732/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черверговым Д.С.
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "БИНБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "БИНБАНК" в Костроме
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.08.2011 по делу N А31-5732/2011, принятое судом в составе судьи Цветкова С.В.
по заявлению открытого акционерного общества "БИНБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "БИНБАНК" в Костроме (ОГРН 1027700159442, г. Москва, ул. Гродненская, д. 5 "а")
к Управлению Федеральной службы по надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (ОГРН 1054408611597, г. Кострома, б-р Петраковский, д. 5),
третье лицо: Кузьменко Виктор Иванович (г. Кострома, ул. Шагова, д. 199, кв. 26),
о признании незаконным представления,
установил:
открытое акционерное общество "БИНБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "БИНБАНК" в Костроме (далее - заявитель, Банк, ОАО "БИНБАНК") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным представления Управления от 11.05.2011 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Кузьменко Виктор Иванович (далее - Кузьменко В.И.).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Банк с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что факт несоответствия иных договоров вклада, заключаемых ОАО "БИНБАНК" с потребителями, Управлением не установлен, материалами дела не подтвержден; на дату направления Управлением обжалуемого представления постановление Управления от 15.04.2011 о привлечении Банка к административной ответственности не вступило в законную силу; исключение из договоров банковского вклада условий о возврате суммы вклада и начисленных процентов в течение 2-х банковских дней с момента поступления от вкладчика заявления о досрочном расторжении договора создаст препятствия для осуществления ОАО "БИНБАКНК" банковской деятельности; условия договора о возврате вклада по первому требованию вкладчика в течение двух банковских дней с момента поступления от вкладчика соответствующего заявления не противоречит законодательству. Банк ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кузьменко Виктор Иванович отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Управление и Кузьменко В.И. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.12.2010 в Управление поступило письменное заявление гражданина Кузьменко В.И. с жалобой на действия Банка по включению в договор банковского вклада физического лица "Пенсионный" от 03.12.2010 N 049188-5642975 (далее - договор банковского вклада от 03.12.2010) (л.д. 24-26) условий, ущемляющих права потребителя.
14.01.2011 Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и проведении в отношении ОАО "БИНБАНК" административного расследования по обращению потребителя Кузьменко В.И.
В ходе административного расследования выявлены факты включения в договор банковского вклада от 03.12.2010 условий, нарушающих права потребителя, а именно: пункта 3.1.4, предусматривающего обязанность банка досрочно расторгнуть договор по первому требованию Вкладчика, возвратить сумму вклада и начисленные проценты в течение 2 (двух) банковских дней с момента поступления от вкладчика заявления о досрочном расторжении договора; пункта 3.3.2, предусматривающего обязанность вкладчика известить Банк о своем намерении досрочно расторгнуть договор за 2 (два) банковских дня; пункта 6.4, предусматривающего, что все споры и разногласия по настоящему договору, не урегулированные путем переговоров, подлежат разрешению по месту нахождения филиала ОАО "БИНБАНК" в городе Костроме в соответствии с законодательством Российской Федерации;
23.03.2011 Управлением в отношении Банка составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия ОАО "БИНБАНК" по включению в договор банковского вклада от 03.12.2010 условий, ущемляющих права потребителей, квалифицированы по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ ( л.д. 65-66).
15.04.2011 Управлением вынесено постановление о привлечении Банка к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 18-22).
11.05.2011 Управлением ОАО "БИНБАНК" выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее - представление от 11.05.2011) (л.д. 28-29), в котором Банку предложено принять меры к соблюдению требований статей 16, 17 Закона Российской Федерации о защите прав потребителей, пункта 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: по исключению из договора вклада "Пенсионный" от 03.12.2010 N 049188-5642975, заключенного с Кузьменко В.И., условий о возврате суммы вклада и начисленных процентов в течение 2-х банковских дней с момента поступления от вкладчика заявления о досрочном расторжении договора, о разрешении спора с банком по месту нахождения филиала банка в г. Костроме, ущемляющих нрава потребителя; по не указанию в договорах вклада, заключаемых с гражданами, условий о возврате суммы вклада и начисленных процентов в течение 2-х банковских дней с момента поступления от вкладчика заявления о досрочном расторжении договора, о разрешении спора с банком по месту нахождения филиала банка в г. Костроме, ущемляющих права потребителя.
10.06.2011 Арбитражный суд Костромской области вынес решение по делу N А31-3137/2011, которым отказал в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2011 N 880 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 указанное решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с представлением Управления от 11.05.2011, заявитель обратился в арбитражный суд.
Установив, что обжалуемое представление соответствует законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Из пункта 6.5 Положения следует, что в целях реализации своих полномочий, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Таким образом, представление в рамках статьи 29.13. КоАП РФ вносится в отношении лиц, виновных в совершении административного правонарушения.
Материалами дела подтверждено, что Банк привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ за включение в договор банковского вклада от 03.12.2010 условий, ущемляющих права потребителя.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.06.2011 по делу N А31-3137/2011 отказано в удовлетворении требований Банка о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении Банка к административной ответственности. Указанным решением установлены обстоятельства, подтверждающие факт нарушения Банком требований законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвовали те же лица.
Обжалуемое представление направлено Банку в целях устранения нарушений законодательства о защите прав потребителей, выявленных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и послуживших основанием для вынесения Управлением постановления от 15.04.2011.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что факт несоответствия иных договоров вклада, заключаемых ОАО "БИНБАНК" с потребителями, Управлением не установлен и материалами дела не подтвержден, на правомерность обжалуемого представления не влияет, поскольку вынесение представления в порядке статьи 29.13 КоАП РФ направлено не только на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, но и на предупреждение совершения подобных нарушений в будущем.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на дату направления Управлением обжалуемого представления постановление от 15.04.2011 не вступило в законную силу, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку законодательство не связывает возможность направления представления в порядке 29.13 КоАП РФ с моментом вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исключение из договоров банковского вклада условий о возврате суммы вклада и начисленных процентов в течение 2-х банковских дней с момента поступления от вкладчика заявления о досрочном расторжении договора создаст препятствия для осуществления ОАО "БИНБАНК" банковской деятельности, а также о том, что условия договора о возврате вклада по первому требованию вкладчика в течение двух банковских дней с момента поступления от вкладчика соответствующего заявления не противоречит законодательству направлены на переоценку выводов вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Костромской области от 10.06.2011 по делу N А31-3137/2011, в связи с чем подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена заявителем при обращении с апелляционной жалобой по платежному поручению N 2 от 19.09.2011 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.08.2011 по делу N А31-5732/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "БИНБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "БИНБАНК" в Костроме - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "БИНБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "БИНБАНК" в Костроме из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, излишне уплаченной по платежному поручению N 2 от 19.09.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5732/2011
Истец: ОАО "БИНБАНК", ОАО "БИНБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "БИНБАНК" в Костроме
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
Третье лицо: Кузьменко Виктор Иванович, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Костромской области