г. Владивосток |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А51-11959/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Ткаченко
при участии:
от ИП Дымовой Галины Сергеевны: Шевцова Н.Н. - паспорт, доверенность от 07.09.2011 сроком действия на 3 года, Мариенко О.В. - паспорт, доверенность от 06.12.2010 сроком действия на 3 года;
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Тарасенко Я.В. - удостоверение N 221, доверенность N 29/03-20-22-22138 от 23.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, Атрошко М.В. - удостоверение N217, доверенность от 23.12.2010 N29/03-20-22/36 сроком действия до 31.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Дымовой Галины Сергеевны
апелляционное производство N 05АП-7860/2011
на решение от 03.10.2011
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-11959/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Дымовой Галины Сергеевны
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка
в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.11.2011 до 09-30 час. 28.11.2011
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дымова Галина Сергеевна (далее по тексту - "заявитель", "предприниматель", "Дымова Г.С.") обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений, строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - "Департамент") о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Тухачевского, д. 50, в аренду для целей, не связанных со строительством - под размещение парковки транспорта и элементов благоустройства, оформленных письмом от 08.06.2011 N 29/06/02-14/9372, и об обязании восстановить допущенное нарушение прав и интересов.
Решением суда от 03.10.2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что из обращения предпринимателя невозможно установить каким образом предприниматель намерен использовать спорный земельный участок, указывая на то, что такой вид разрешенного использования как благоустройство не предусмотрен Правилами благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока N 16-МПА от 05.03.2008. Кроме того, суд указал на то, что невозможность предоставления земельного участка также обусловлена нахождением его в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), а также зону инженерных сооружений.
Предприниматель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что заявитель испрашивал земельный участок под размещение элементов благоустройства, а не благоустройство. Данный вид разрешенного использования указан в качестве вспомогательного по отношению к основному - временная стоянка автотранспорта для нужд торгового комплекса. Ссылку суда на Правила N 16-МПА от 05.03.2008 заявитель считает необоснованной, указывая на то, что понятия, используемые в Правилах, используются исключительно для целей этого нормативного акта и не распространяются на случаи предоставления земельных участков в соответствии с земельным законодательством. Кроме того, земля под благоустройство может быть предоставлена при условии соблюдения целевого использования земельного участка. На территории Владивостокского городского округа Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа для зоны Ж-3 в которой расположен испрашиваемый земельный участок, определен такой вид разрешенного использования как: насаждения и элементы благоустройства. В отношении наличия охранной зоны тепловых сетей в пределах испрашиваемого земельного участка заявитель указал на то, что при принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, для заявителя были установлены дополнительные требования по использованию земельного участка с учетом нахождения на нем инженерных сетей, в том числе и тепловых сетей (заключение от 17.10.2007 N 569). Испрашиваемый земельный участок определен, несмотря на наличие на нем инженерных сетей уполномоченным органом под парковку и благоустройство, что отражено в пунктах 6.1, 6.2 заключения. Довод суда и Департамента о том, что на спорном земельном участке имеются красные линии, обозначающие границы существующих автомобильных дорог, иные ограничения и изъятия, наличие которых могло бы явиться препятствием для предоставления земельного участка в аренду, материалами дела не подтвержден. Кроме того, заявитель указал на то, что суд, отказывая по основанию нахождения участка в территориальной зоне Ж-3, вышел за пределы заявленных требований, поскольку обязан был рассмотреть спор исходя из оснований отказа, указанных в письме Департамента от 08.06.2011.
Представители предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Департамента с жалобой не согласились, согласно представленному отзыву считают решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 21.11.2007 распоряжением администрации г. Владивостока N 2260-р Дымовой Г.С. утверждён проект границ земельных участков в районе ул. Тухачевского, 50 в г. Владивостоке, в том числе площадью 1132 кв.м для строительства торгового комплекса и площадью 1261 кв.м - для благоустройства территории. При этом, согласно приложения N 2 к распоряжению, часть участка площадью 1261 кв.м находится в инженерных коммуникациях (916 кв.м) и весь участок - красных линиях.
Земельный участок площадью 1132 кв.м был поставлен на кадастровый учёт 01.09.2005 за номером 25:28:040006:312 и распоряжением Департамента от 10.06.2010 N 065 предоставлен Дымовой Г.С. в аренду сроком на 2 года для строительства здания торгового комплекса; 23.06.2010 был заключён договор аренды N 04-Ю-12220; 21.12.2010 предпринимателю было выдано разрешение на строительство сроком до 22.12.2011; в январе 2011 года Дымова Г.С. приступила к строительству торгового комплекса.
Земельный участок площадью 1261 кв.м был поставлен на кадастровый учёт 01.09.2005 за номером 25:28:040006:313 (при этом его площадь составляет 1200 кв.м) с видом разрешённого использования: для благоустройства; 08.09.2010 предприниматель обратился в Департамент с заявлением (вх. N 29-23875) о предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м в аренду сроком на 2 года для благоустройства территории.
Письмом от 16.09.2010 N 29/06-20-14838 Департамент отказал в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м, сославшись на МПА от 05.03.2008 N 16-МПА "Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока" и на отсутствие необходимости предоставления земельного участка под благоустройство территории города.
17.12.2010 предприниматель вновь обратился в Департамент с аналогичной заявкой (вх. N 29-34450) о предоставлении земельного участка для размещения автопарковки и элементов благоустройства.
Письмом от 01.03.2011 N 29/06/02-14/2340 Департамент сообщил заявителю, что уже ранее рассмотрел её заявку.
Считая, что Департамент бездействует по рассмотрению заявки от 17.12.2010 вх. N 29-34450, предприниматель обратился в арбитражный суд, требуя признать бездействие незаконным и обязать Департамент рассмотреть заявку по существу. Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2011 по делу N А51-1399/2011 на Департамент была возложена обязанность рассмотреть по существу заявление предпринимателя с вх. N 29-34450 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
08.06.2011 данная заявка была рассмотрена Департаментом и письмом N 29/06/02-14/9372 последний сообщил заявителю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 1200 кв.м в аренду для парковки транспорта и элементов благоустройства, сославшись на то, что размещение автопарковок - это вид благоустройства, предназначенный для организации стоянок автомобильного транспорта в условиях современного города вблизи общественных и административных зданий, офисов, торговых комплексов, в связи с чем требуется обосновать, какому из названных объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, необходим данный вид благоустройства.
Предприниматель, полагая, что у Департамента отсутствуют основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ закреплены основные принципы земельного законодательства, к числу которых относиться деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 настоящей статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Совершение указанных действий в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Кодекса, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Согласно ответу Департамента, оформленного письмом от 08.06.2011 N 29/06/02-14/9372, основаниями для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей размещения парковки транспорта и элементов благоустройства явилось непредставление заявителем правоустанавливающих документов на объект недвижимости, для обслуживания которого будет организована автопарковка. В этом же письме Департамент указал на невозможность предоставления земельного участка для целей благоустройства, сославшись на ранее данный ответ, оформленный письмом от 16.09.2010.
Суд первой инстанции, при рассмотрении спора, пришел к выводу о том, что из обращения предпринимателя невозможно установить каким образом предприниматель намерен использовать спорный земельный участок.
Между тем, с данным выводом суда нельзя согласиться в силу следующего.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2011 г.. по делу N А51-1399/2011 удовлетворены требования ИП Дымовой Г.С. к Департаменту о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по существу заявления предпринимателя от 08.12.2010 N 29-34450 о предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м. в районе ул. Тухачевского, 50 в г. Владивостоке. При этом суд указал на то, что заявление предпринимателя и приложенные к нему документы позволяли определить цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ.
Таким образом, на момент рассмотрения спора о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, вступившим в законную силу решением арбитражного суда уже были установлены обстоятельства, являющиеся преюдициальными по отношению к рассматриваемому делу, а именно - для целей размещения парковки транспорта и элементов благоустройства.
При проведении процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение такими земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления соответствующих земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять соответствующий акт, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Рассмотрению подлежат все заявки, при этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 1200 кв.м испрашивался предпринимателем для использования под размещение парковки транспорта и размещения элементов благоустройства. В доводах жалобы заявитель указал на то, что благоустройство указано в качестве вспомогательного вида основного разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - под размещение автопарковки.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Муниципальным правовым актом Думы города Владивостока от 05.03.2008 г.. N 16-МПА утверждены "Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока", в соответствии с п. 2.1 которого благоустройство - это комплекс работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни и досуга населения на территории Владивостокского городского округа.
Исходя из изложенного, благоустройство не может являться видом разрешенного использования земельного участка в свете положений статьи 7 ЗК РФ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 06.04.2010 N 16158/09.
Вместе с тем, отказывая заявителю в предоставлении земельного участка, Департамент также указал на непредставление заявителем правоустанавливающих документов на объект недвижимости, для обслуживания которого будет организована автопарковка.
Суд апелляционной инстанции оценив данный довод ответчика, считает его необоснованным, поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена заявителю, земельный участок площадью 1132 кв.м. поставлен на кадастровый учет с целью разрешенного использования: для строительства торгового комплекса. Таким образом, предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством - размещение автопарковки, у Департамента не имелось.
Доводы Департамента о том, что невозможность предоставления земельного участка обусловлена нахождением его в зоне застройки многоквартирными домами Ж-3, инженерных коммуникаций и красных линий автодороги, коллегия во внимание не принимает, поскольку они не были положены в основу оспариваемого отказа, оформленного письмом от 08.06.2011 N 29/06/02-14/9372, следовательно, ответчик не вправе ссылаться на них, а суд первой инстанции соответственно, не вправе был выходить за пределы заявленных требований и давать им оценку.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции признает незаконными действия Департамента по отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка и в силу требований пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ считает необходимым в целях восстановления нарушенного права заявителя возложить на Департамент обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Дымовой Г.С. о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством - размещения парковки транспорта с учетом выводов, указанных в настоящем постановлении.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления и по апелляционной жалобе в сумме 300 руб. подлежат взысканию с Департамента в пользу ИП Дымовой Г.С.
Учитывая, что в силу п.12 части 1 статьи 333.21 НК РФ размер государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по данной категории дел для физических лиц составляет 100 руб., следовательно, излишне уплаченная госпошлина в сумме 1900 руб. подлежит возврату заявителю из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03 октября 2011 г.. по делу N А51-11959/2011 отменить.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по отказу в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Тухачевского, д. 50, в аренду для целей, не связанных со строительством.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края повторно рассмотреть заявление ИП Дымовой Галины Сергеевны о предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Тухачевского, д. 50, в аренду для целей, не связанных со строительством - для размещения парковки автотранспорта.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу ИП Дымовой Галины Сергеевны 300 (триста) рублей госпошлины, уплаченной при подаче заявления и по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить ИП Дымовой Галине Сергеевне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1900 (одна тысяча девятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру СБ8635/0176 от 21.10.2011.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11959/2011
Истец: ИП Дымова Галина Сергеевна
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7860/11