г. Москва |
|
30.11.2011 г. |
Дело N А40-12576/11-99-56 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой, судей Т.Т. Марковой, Л.Г. Яковлевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2011 по делу N А40-12576/11-99-56, принятое судьей Г.А. Карповой по заявлению ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1025100675610, 184533, Мурманская обл., Оленегорск г., Ленинградский пр-кт, 2) к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании недействительным решения от 29.06.2010 N 56-13-08/05-09,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Голощапов А.Д. по дов. от 11.01.2011 N СР/ОЛ-001/10Д,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 29.06.2010 N 56-13-08/05-09 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 27.07.2011 решение суда признано недействительным в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 7 828 623 руб., соответствующих пеней и штрафов (п. 1.2 решения), а также в части доначисления налога на прибыль в сумме 9 063 408 руб., соответствующих пеней и штрафов (п. 2.1 решения), отказано в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Инспекция не согласилась с принятым судом решением, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на необоснованность выводов суда.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов инспекции, их несоответствие фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд ее удовлетворить, отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении требований.
Общество возражало против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылаясь на доводыё приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Налог на добычу полезных ископаемых (п. 1.2 решения).
Налоговым органом установлено, что в нарушение положений ст. ст. 264, 318, 337 и 340 НК РФ общество занизило налогооблагаемую базу по налогу на добычу полезных ископаемых вследствие признания расходов на горно-подготовительные работы в составе косвенных расходов, что повлекло неуплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 15 050 883 руб.
С учетом представленных налоговым органом в судебное заседание перерасчетов указанная сумма снижена судом до 7 828 623 руб.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что выводы о неправильном определении обществом расчетной стоимости добытого полезного ископаемого сделаны на утверждении инспекции о нарушениях в ведении налогового учета по налогу на прибыль., которое отсутствует в акте налоговой проверки и в решении. Данные выводы налогового органа противоречат положениям учетных политик общества и утвержденным формам налоговых регистров.
Общество указывает, что то обстоятельство, что расходы на горно-подготовительные работы относятся к косвенным затратам, подтверждает учетная политика общества. Является неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований полагать, что приложение N 2 "Система налогового учета по налогу на прибыль" является приложением к учетной политике общества.
Приведенные заявителем доводы были предметом исследования судом первой инстанции и, по мнению суда апелляционной инстанции, правомерно им отклонены.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
В силу п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Кодекса.
В соответствии с п. 7 ст. 339 Кодекса при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
П. 4 ст. 340 НК РФ определено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в п.п. 3 п. 1 ст. 340 Кодекса (исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых).
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
1) материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));
2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 Кодекса, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 Кодекса, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 Кодекса, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 Кодекса;
6) расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 Кодекса, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.
Из содержания п.п. 4 п. 7 ст. 254 Кодекса следует, что расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых приравниваются к материальным расходам, которые определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 318 Кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Вместе с тем данной нормой предусмотрено, что к прямым расходам относятся, в частности, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг), а также суммы ЕСН, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда и суммы амортизации по основным средствам, непосредственно используемым при выполнении работ.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Таким образом, при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых учитываются расходы, произведенные обществом в налоговом периоде в рамках всего комплекса технологических операций (процессов) по добыче полезных ископаемых. При этом расходы на горно-подготовительные работы подлежат включению в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых и отнесению налогоплательщиком в состав прямых или косвенных расходов в зависимости от отраслевых особенностей производства, зафиксированных в учетной политике организации.
Относительно довода общества о том, что данное нарушение не отражено самостоятельно в акте проверки по налогу на прибыль.
Налоговый орган не оспаривает, что сумма расходов на горно-подготовительные работы относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В момент проведения проверки указанные расходы, независимо от того отнес ли их налогоплательщик к прямым или косвенным расходам, не влекли занижения налоговой базы по налогу на прибыль. Указанное нарушение повлекло занижение именно налоговой базы по НДПИ и отражено в акте и решении налогового органа.
На основании анализа учетных политик общества за 2006-2008 гг. суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что этими документами расходы на горно-подготовительные работы прямо отнесены к прямым. Эксплуатационные горно-подготовительные работы относятся к технологическим операциям по добыче (извлечению) полезного ископаемого, то есть к расходам, связанным с производством. Материальные расходы, амортизация, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, связанные с производством продукции в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и ст. 318 НК РФ являются прямыми расходами.
При проведении налоговой проверки инспекция установила, что затраты на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых на руднике, суммы ЕСН, а также амортизационных отчислений отражены обществом в аналитическом регистре прямых расходов основного производства. Однако в состав прямых расходов данные затраты обществом не включены.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на то, что приложением N 2 к учетной политике на 2006 г. установлено, что расходы на горно-подготовительные работы являются косвенными.
Суд обоснованно указал, что приложение N 2 имеет название "Система налогового учета по налогу на прибыль", данных о том, что этот документ является приложением к учетной политике, в нем не содержится; в учетной политике нет ссылки на это приложение. Указанный документ содержит сведения о том, где собирается и порядок формирования информации, каким отделом он формируется, то есть это организационный документ, а не документ налогового учета, в нем нет сведений о том, как формируются расходы на руду и что относится к расходам по добыче руды.
Налог на прибыль (п. 2.1 решения).
Инспекция указывает, что в нарушение статей 318 и 319 НК РФ обществом неправомерно завышены суммы прямых расходов, относящихся к реализованным товарам (работам, услугам) за 2006-2008 гг., на сумму 74 844 410 руб., так как общество не относило к незавершенному производству (далее-НЗП) концентрат, не прошедший сушку в зимний период, а признавало его готовой продукцией. Данное нарушение повлекло неуплату налога на прибыль в размере 17 962 569 руб.
С учетом представленных налоговым органом в ходе разбирательства по делу перерасчетов доначислений налога на прибыль указанная сумма судом первой инстанции снижена до 8 899 251 руб.
Обжалуя решение инспекции и суда первой инстанции, заявитель, указывает, что концентрат, не подвергнутый сушке, является готовой продукцией, сушка влажного концентрата является дополнительной операцией по подготовке готовой продукции к транспортировке; в нарушение положений ст. 319 НК РФ оценка остатков НЗП осуществлена не на основании первичных учетных документов о движении и об остатках сырья и материалов, готовой продукции по цехам, а по данным технических отчетов работы дробильно-обогатительной фабрики, для расчета НЗП инспекция должна была руководствоваться данными маркшейдерских замеров; судом первой инстанции не устранены системные противоречия в расчетах налогового органа
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя.
Как следует из материалов дела, в 2006-2008 гг. налогоплательщик осуществлял добычу железных руд, их дальнейшую переработку и обогащение. Конечным продуктом его производства является железорудный концентрат (ЖРК).
Исходным сырьем обогатительной фабрики является сырая руда, поступающая с карьеров. Доставка руды на обогатительную фабрику осуществляется железнодорожными думпкарами.
Первой стадией переработки руды на фабрике является дробление. Затем полученный продукт подвергается измельчению в стержневых и шаровых мельницах. Следующим этапом обогащения является магнитная сепарация. Продуктами данного этапа являются черновой магнетитовый концентрат и отвальные хвосты.
В соответствие с разделом 6 Технологического регламента производственных процессов "Обогащение железистых кварцитов на дробильно-обогатительной фабрике" ОАО "ОЛКОН" (технологическая инструкция ТИ -00186743-004) последним этапом процесса производства является обезвоживание и сушка концентрата.
Обезвоживание железорудного концентрата производится методом фильтрации на дисковых вакуум-фильтрах с предварительным сгущением в электромагнитных сепараторах. Кек, полученный на вакуум-фильтрах, разгружается в отсеки склада обезвоживания, откуда с содержанием влаги в летний период не более 7,4% отгружается потребителю. В зимний период, системой ленточных конвейеров, направляется в отделение сушки. После сушки в сушильных барабанах до содержания влаги не более 1,5% отгружается потребителю.
Влажность является одним из главных показателей качества концентрата и показателем завершенности процесса производства железорудного концентрата.
Концентрат является товаром, количество выхода продуктов переработки из которого зависит от их химического состава и влажности. Чем больше влажность, тем меньше выход конечной продукции из одной единицы концентрата при использовании его в металлургическом производстве.
Если в летний период времени концентрат, полученный в вакуум фильтрах, является готовой продукцией и отправляется потребителю с массовой долей влаги, равной примерно 7,4 процента, то в зимний период времени железорудный концентрат подсушивается до содержания влаги 1,5 процента, указанные характеристики массовой доли влаги отражены предприятием не только в технологической инструкции ТИ-00186743-004 "Обогащение железистых кварцитов на дробильно-обогатительной фабрике", но и в стандартах предприятия и технических условиях.
Таким образом, и технологическая инструкция ТИ-00186743-004 "Обогащение железистых кварцитов на дробильно-обогатительной фабрике", и стандарт предусматривают, что влажность является одним из главных показателей качества концентрата и показателем завершенности процесса производства железорудного концентрата.
Кроме того, производимый и отгружаемый в адрес покупателей концентрат в обязательном порядке проходит контроль, результаты которого отражаются в соответствующих сертификатах, где в обязательном порядке отражается влажность концентрата.
В соответствии со ст. 319 Кодекса под незавершенным производством (далее - НЗП) понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим
процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода.
Таким образом, концентрат, в зимний период не прошедший сушку, не является готовой продукцией и должен включатся в незавершенное производство обогатительной фабрики.
В соответствие с учетной политикой для целей налогообложения ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" на 2006-2007 гг., утвержденной приказами от 30.12.2005 N 576 и от 29.12.2006 N 610, соответственно прямыми расходами для целей налога на прибыль по операциям производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) являлись:
1. затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и образующих их основу;
2. затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;
3. расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
4. суммы единого социального налога, расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на суммы расходов на оплату труда, указанные в предыдущем пункте;
5. суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе производства товаров, работ, услуг, в том числе, суммы амортизационной премии, начисленной по этим основным средствам.
В соответствии с названной учетной политикой для целей налогообложения на 2006-2007 гг. производством продукции признается:
1. при добыче полезных ископаемых:
1.1. производство эксплуатационных горно-подготовительных работ:
- при подземном способе добычи - выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта (проходка);
- при открытом способе добычи - вскрышные работы по разноске и погашению бортов карьера, проходке разрезных траншей, съездов временного характера, водоотливных канав и другие работы по выполнению текущей вскрыши и подготовки к добычным работам;
1.2. добычные (очистные) работы:
- работы по непосредственному извлечению полезного ископаемого из недр;
- работы по первичной обработке полезного ископаемого - совокупность технологических операций по доведению извлекаемого из недр полезного ископаемого до требуемого стандартами и техническими условиями качества. К таким операциям, в частности, относятся селективная выемка, усреднение, механизированная или ручная породовыборка и сортировка, дробление негабаритов доставка технологическим
транспортом либо конвейером до отгрузочного склада на поверхности либо до приемного склада (бункера) перерабатывающего производства (обогатительной фабрики (установки)).
2. при переработке (обогащении) добытого полезного ископаемого - совокупность технологических процессов по переработке добытого полезного ископаемого, предусмотренных технологической схемой переработки (обогащения).
В проверяемом периоде применялся следующий метод оценки незавершенного производства.
Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье в количественном выражении.
Расчет остатков незавершенного производства по учетной политике для целей налогообложения ОАО "ОЛКОН":
1. Определяется доля остатков незавершенного производства в исходном сырье в количественном выражении:
Объем НП на конец месяца (количество)
К = ;
(Объем НП на начало м - ца + объем производства за текущий м - ц) (количество)
где К - доля остатков НП в исходном сырье,
2. Определяется сумма остатка незавершенного производства на конец текущего периода:
Стоимость остатка на конец = К х (стоимость остатка на начало + сумма прямых расходов за месяц по процессам), где суммы расходов определяются на основании данных налогового учета.
В проверяемом периоде заявитель не вел учет незавершенного производства по остаткам железорудного концентрата в зимний период не прошедшего операцию сушки.
В соответствии с технологической инструкцией "Обогащение железистых кварцитов на дробильно-обогатительной фабрике" ТИ-00186743-004 в зимний период времени концентрат проходит сушку до 1,5 % и не является готовой продукцией, не пройдя данный этап обработки.
В связи с особенностью технологического процесса обогащения руды налоговым органом велся расчет НЗП по ЖРК за пять месяцев (с января по март и с ноября по декабрь). В других месяцах производимый концентрат удовлетворяет характеристикам готовой продукции и не требует операции сушки (по данным технических инструкций ОАО "ОЛКОН").
Технический отчет дробильно-обогатительной фабрики представляет собой документ, содержащий количественные и качественные показатели работы подразделения. Технический отчет ДОФ содержит следующие данные: количество произведенного концентрата и количество подсушенного концентрата за отчетный период (месяц).
Данные маркшейдерских замеров не противоречат данным технических отчетов. Количество поступившей руды на фабрику, количество переработанной руды и количество произведенного концентрата, отраженного в технических отчетах,
соответствует количеству, отраженному в налоговых регистрах и маркшейдерских отчетах работы предприятия.
Технический отчет составляется на основе замеров, производимых в процессе производства продукции (взвешивание продукции на конвейерных весах в процессе её транспортировки от одной стадии производства к другой).
Таким образом, технические отчеты содержат данные, составленные на основе прямых измерений в процессе производства, и не противоречат данным налогового учета готовой продукции.
Следовательно, довод общества о неправомерности использования налоговым органом данных технических отчетов дробильно-обогатительной фабрики является необоснованным.
Относительно довода общества о системных противоречиях в расчетах налогового органа.
Как поясняет инспекция, пересчет остатков, находящихся в незавершенном производстве, проводился на основании методики, отраженной в учетных политиках общества для целей налогообложения за 2006-2008 гг.
Расчет остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции осуществлялся по следующему алгоритму:
Расчет остатков незавершенного производства при добыче руды на карьерах общества.
В процессе данного расчета прямые расходы на добычу руды увеличены налоговым органом в соответствии с положениями пункта 1.2. решения.
Остатки незавершенного производства в количественном и стоимостном выражении взяты из расчета остатков незавершенного производства для целей расчета налога на добычу полезных ископаемых.
Остатки полуфабрикатов (руды в бункерах) в 2007-2008 гг. налоговым органом пересчитаны с учетом переходящей стоимости руды, полученной при расчете стоимости сырья по пункту 1 данного расчета.
В процессе расчета по данному пункту определялась стоимость руды (сырья) переданного в переработку (обогащение) на обогатительную фабрику заявителя.
Определение общей суммы прямых расходов на обогащение руды. К себестоимости руды, переданной на обогащение прибавлялись прямые расходы, образовавшиеся на фабрике (амортизация, заработная плата, ЕСН).
Распределение прямых расходов между производством концентрата и суперконцентрата. Данное распределение осуществлялось пропорционально доле произведенного концентрата в общей доле произведенного продукта.
Расчет остатков незавершенного производства на этапе сушки.
Налоговым органом расчет остатков незавершенного производства по операции сушки осуществлялся в соответствии с разделом 6 Технологического регламента производственных процессов "Обогащение железистых кварцитов на дробильно-обогатительной фабрике" ОАО "ОЛКОН" (технологическая инструкция ТИ -00186743-004) за пять зимних месяцев (январь, февраль, март, ноябрь и декабрь).
Количество произведенного концентрата бралось из технологических отчетов о работе обогатительной фабрики и налоговых регистров по расчету незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции. В данных документах отражены одинаковые значения показателя производства концентрата в количественном выражении.
По аналогии налоговым органом количество подсушенного концентрата бралось из технологических отчетов по работе обогатительной фабрики.
В ноябре каждого года показатели остатков незавершенного производства в количественном и стоимостном выражениях отсутствовали в связи с тем, что
переходящего остатка незавершенного производства на конец октября не было. Все остатки концентрата на конец октября в количественном и стоимостном выражении переносились на остатки готовой продукции на начало ноября и учитывались налоговым органом как готовая продукция.
Расчет остатков и стоимости готовой продукции на складах и остатков готовой продукции отгруженной, но не реализованной.
Данные показатели рассчитывались на основании стоимости готовой продукции полученной налоговым органом по произведенной продукции (концентрату) после операции сушки.
Количество отгруженной и реализованной продукции бралось налоговым органом на основании налоговых регистров общества по отгруженной и реализованной продукции.
Определение отклонений по расходам отраженным обществом в декларации по налогу на прибыль и стоимостью полученной налоговым органом в результате расчета.
Прямые расходы по данным общества определялись путем сложения прямых расходов по регистрам с учетом остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции и горно-подготовительных расходов отнесенных налоговым органом к прямым расходам предприятия.
Затем указанные расходы сравнивались с прямыми расходами на реализованную продукцию полученные по расчету.
Относительно произведенных расчетов:
По расчету в 2006 году:
Количество сухого и сырого концентрата отражались налоговым органом отдельно по всем месяцам, по которым производилась операция сушки, то есть когда производимый сырой концентрат подвергался обработке для уменьшения количества влаги.
Инспекция осуществляла расчет стоимости остатков незавершенного производства на участке сушки только в тех периодах, когда сырой концентрат не являлся готовой продукцией (январь, февраль, март, ноябрь, декабрь). В остальные же месяцы сырой концентрат в силу своих характеристик, отраженных в технических условиях общества (ТУ) и технических инструкциях по производству концентрата относился к готовой продукции.
Относительно искажения остатков на участке сушки и складе готового концентрата на 31.12.2006.
Инспекцией правильно определены указанные остатки. Так, по данным маркшейдерских справок остатки на конец декабря 2006 г. составили 58 297 тонн из которых 29 540 тонн не находятся на складе сухого концентрата и не удовлетворяют условиям отнесения к готовой продукции, то есть имеют влажность выше 1,5%. На складе готовой продукции - сухого концентрата остаются 28 757 тонн, что соответствует данным маркшейдерских справок.
Налоговый орган осуществлял расчет остатков незавершенного производства по следующим переделам: добыча руды; бункера руды; сушка концентрата; готовая продукция.
Себестоимость переработки концентрата на участке сушки формируется из стоимости сырья (концентрата переданного на сушку) и затрат, возникающих на данном участке. Таким образом, налоговым органом правильно определены расходы на переработку сырого концентрата как сумма расходов дробильно-обогатительной фабрики.
Налоговый орган признал ошибку в исчислении количества остатков на конец месяца на складе готовой продукции в ноябре 2006 г.: вместо 31 520 тонн отражено 57 700 тонн. Данный остаток повлиял на сумму доначисленного налога за 2006 г. Сумма доначисленного налога уменьшилась на 16 руб. и составила 3 900 618 руб.
В расчете по 2007 году:
В январе 2007 г. общество провело инвентаризацию остатков руды на карьерах, при этом количество руды было уменьшено с 224 993 до 197 010 тонн. За указанный месяц обществом перечислена и стоимость остатков пропорционально уменьшению количества, что отражено в налоговых регистрах общества по налогу на прибыль. Указанный подход применен и налоговым органом.
Налоговый орган признал факт опечатки по данному пункту. Данная опечатка не привела к изменению доначисленного налога.
Налоговым органом рассчитывались расходы по добыче руды следующим способом: из общей суммы расходов на добычу вычитались расходы на добычу камня для производства щебня. Так, в феврале 2007 г. общая стоимость добычи составила 27 725 375,5 руб., расходы на добычу щебня составили 725 440 руб. Таким образом, общие расходы на добычу руды составили 26 999 935,5 руб. (27 725 375,5 - 725 440 руб.).
Количество сухого и сырого концентрата отражались налоговым органом отдельно по всем месяцам, по которым производилась операция сушки, то есть когда производимый сырой концентрат подвергался обработке для уменьшения количества влаги. Налоговым органом осуществлялся расчет стоимости остатков незавершенного производства на участке сушки, только в тех периодах, когда сырой концентрат не являлся готовой продукцией (январь, февраль, март, ноябрь, декабрь). В остальные же месяцы сырой концентрат в силу своих характеристик, отраженных в технических условиях общества (ТУ) и технических инструкциях по производству концентрата относился к готовой продукции.
Расчет остатков незавершенного производства налоговый орган осуществлял по следующим переделам: добыча руды; бункера руды; сушка концентрата; готовая продукция.
Себестоимость переработки концентрата на участке сушки формируется из стоимости сырья (концентрата переданного на сушку) и затрат возникающих на данном участке. Таким образом, налоговым органом правильно определены расходы на переработку сырого концентрата как сумма расходов дробильно-обогатительной фабрики.
В расчете по 2008 году:
В п. 1 и п. 2 допущена арифметическая ошибка.
Данные ошибки не привели к изменению доначисленного налога за 2008 г.
Данные по производству концентрата и суперконцентрата брались налоговым органом из налоговых регистров по расчету остатков незавершенного производства и готовой продукции. По данным документам общество в указанные периоды не вело распределение прямых расходов на концентрат и суперконцентрат и не отражало указанные объемы производства.
Количество сухого и сырого концентрата отражались налоговым органом отдельно по всем месяцам, по которым производилась операция сушки, то есть когда производимый сырой концентрат подвергался обработке для уменьшения количества влаги. Налоговым органом осуществлялся расчет стоимости остатков незавершенного производства на участке сушки только в тех периодах, когда сырой концентрат не являлся готовой продукцией (январь, февраль, март, ноябрь, декабрь). В остальные же месяцы сырой концентрат в силу своих характеристик, отраженных в технических условиях общества (ТУ) и технических инструкциях по производству концентрата относился к готовой продукции.
Налоговый орган осуществлял расчет остатков незавершенного производства по следующим переделам: добыча руды; бункера руды; сушка концентрата; готовая продукция.
Себестоимость переработки концентрата на участке сушки формируется из стоимости сырья (концентрата переданного на сушку) и затрат возникающих на данном участке. Таким образом, налоговым органом правильно определены расходы на переработку сырого концентрата как сумма расходов дробильно-обогатительной фабрики.
Таким образом, в нарушение статей 318, 319 Кодекса обществом занижена налоговая база по налогу на прибыль в сумме 36 292 146 руб., в том числе: 2006 г. - 8 861 638 руб.; 2007 г. - 12 377 562 руб.; 2008 г. - 15 052 945 руб.
В результате данного нарушения обществом не уплачен налог в сумме 8 710 115 руб., в том числе: 2006 г. - 2 126 793 руб.; -2007 год-2 970 615 руб.; 2008 г. - 3 612 707 руб. (налоговым органом расчет приведен в приложении N 1, представленном в заседании суда апелляционной инстанции).
Также инспекцией произведен расчет доначисленного налога без учета нарушения по отнесению горно-подготовительных расходов на прямые расходы (только чистые прямые расходы на участке сушки). По данному расчету в нарушение статей 318, 319 Кодекса обществом занижена налоговая база по налогу на прибыль в сумме 17 042 618 руб., в том числе: -2006 г.-1 134 113 руб.; 2007 г. - 5 621 844 руб.; -2008 г.-10 286 661 руб.
В результате данного нарушения обществом не уплачен налог в сумме 4 090 228 руб., в том числе: -2006 г.-272 187 руб.; 2007 г. - 1 349 243 руб.; 2008 г. - 2 468 798 руб. (налоговым органом расчет приведен в приложении N 2, представленном в заседании суда апелляционной инстанции).
Таким образом, в соответствии с представленным налоговым органом расчетом п. 2.1 решения инспекции подлежит признанию недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 9 252 544 руб. (17 962 659 - 8 710 115 руб.), соответствующих сумм пеней и штрафа, в связи с чем решение суда в части отказа в признании решения инспекции недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 189 136 руб. (9 252 544 - 9 063 408 руб.) подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2011 по делу N А40-12576/11-99-56 изменить.
Отменить решение суда в части отказа ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" в признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 29.06.2010 N 56-13-08/05-09 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль в сумме 189 136 руб.
Признать недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 29.06.2010 N 56-13-08/05-09 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль в сумме 9 252 544 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12576/11-99-56
Истец: ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24174/11