г. Москва |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А40-70462/11-149-418 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б. |
при ведении протокола |
помощником судьи Коваленко В.В., секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2011 по делу N А40-70462/11-149-418, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" (ОГРН 1027700092661; Москва, ул.Арбат, д.10)
к Федеральной службе по надзору в сфере защиты транспорта
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: |
Крайник Г.А по дов. от 30.12.2010 N Д-527/10, Аладышева Т.В. по дов. от 30.12.2010 N Д-536/10; |
от ответчика: |
Нуриахметова О.С. по дов. от 06.07.2011 N АК-10/6-1883, Кунделев В.К. по дов. от 14.01.2011 N ГК-10/7-64, Буров А.Н. по дов от 21.02.2011 N АК-10/6-540; |
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24.05.2011 N 6.7.3-71.
Решением суда от 31.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд пришел к выводу о доказанности нарушения Обществом Федеральных авиационных правил и правомерного вынесения в отношении него Предписания; отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя, которые нарушались бы оспариваемым предписанием, за зашитой которых обратилось Общество.
ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом автор жалобы ссылается на то, что предписание государственного органа является невыполнимым, поскольку заявитель не допускал нарушений п.п. 86, 87, 122, 123 Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - ФАП-82).
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.11. по 23.11.2011.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, специалистами Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.2010 N 409, согласно запросу Ространснадзора от 05.05.2011 N6.1.16-641 по обращению гр. Федорова А.А., осуществлен государственный контроль (надзор) по соблюдению воздушного законодательства Российской Федерации в отношении ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".
В результате поведении проверки установлено, что при осуществлении деятельности Общество нарушает требования пунктов 86, 87, 122, 123 ФАП-82.
В связи выявлением указанных нарушений, Обществу выдано инспекторское предписание от 24.05.2011 N 6.7.3-71, согласно которому ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" предписывалось принять необходимые меры по устранению нарушений, привести "Положение о нормах провоза регистрируемого и сверхнормативного багажа на рейсах ОАО "Аэрофлот" в соответствие с требованиями ФАП - 82.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно истолковал нормы материального права, регулирующие возникший спор и с учетом обстоятельств дела, сделал верный вывод о наличии у ответчика оснований для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ и пункту 4 ФАП-82 Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, п. 2.1., п. 2.3. и п. 2.4. в разделе Условия бесплатного провоза багажа для пассажиров, путешествующих по перевозочным документам, оформленным с 01.04.2011 Положения "О нормах провоза регистрируемого бесплатного и сверхнормативного багажа на рейсах ОАО "Аэрофлот" (далее - Положение о багаже ОАО "Аэрофлот"), утвержденного приказом Генерального директора от 23.03.2011 N 111, не соответствуют требованиям ФАП-82.
Пункт 2.1. Положения о багаже ОАО "Аэрофлот" устанавливает габариты одного места багажа, принимаемого к перевозке на всех собственных рейсах ОАО "Аэрофлот", а также на рейсах, выполняемых авиакомпаниями "Донавиа" и "Нордавиа" для ОАО "Аэрофлот": "...1 место багажа представляет собой одну сумку весом до 23 кг. (включительно), сумма трех измерений которой не превышает 158 см...", что не соответствуют п.п. 11 п. 25 ФАП-82.
Пункт 25 (п.п. 11) ФАП-82 устанавливает габариты одного места багажа, принимаемого к перевозке перевозчиком, при превышении которых перевозка данного багажа подлежит согласованию с перевозчиком: "...багажа, габариты одного места которого в упакованном виде превышают двести три сантиметра в сумме трех измерений...".
Следовательно, багаж, габариты которого не превышает установленных размеров, должен приниматься к перевозке без согласования с перевозчиком.
Перевозчик может самостоятельно установить вес и габариты ручной клади (п. 133 ФАП-82), но не может уменьшить габариты багажа принимаемого к перевозке, установленные законодательно.
Пункт 2.3. Положения о багаже ОАО "Аэрофлот" не соответствует нормам п. 86, п. 87 ФАП-82, согласно которым перевозчик или обслуживающая организация обязан указать в багажной квитанции, являющейся частью билета, удостоверяющей прием к перевозке багажа, количество мест и вес-брутто (далее - вес) багажа... и/или разместить информацию о приеме к перевозке багажа, количестве мест и весе багажа в электронном виде в автоматизированной системе регистрации пассажиров и оформления багажа (п. 86 ФАП-82);
К каждому месту багажа прикрепляется номерная багажная бирка, которая служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа и содержит информацию о фамилии и имени пассажира, номере рейса, дате вылета, аэропорте (пункте) отправления и аэропорте (пункте) назначения, до которого зарегистрированный багаж принят к перевозке, весе места багажа (п. 87 ФАП-82).
Федеральное воздушное законодательство устанавливает минимальную границу нормы бесплатного провоза багажа, но не ограничивает пассажира по количеству мест, принятого перевозчиком к перевозке багажа: "Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира" (п. 122 ФАП-82).
При таких обстоятельствах, исходя из норм п. 86, п. 87 ФАП-82 ограничений по количеству мест багажа воздушным законодательством не установлено.
Вместе с тем, п. 2.1 Положения ОАО "Аэрофлот" установлены ограничения по количеству мест для багажа, вес которого превышает установленные законодателем и ОАО "Аэрофлот" нормы бесплатного провоза багажа, а именно в случае, когда вес багажа (включая багаж в кабину) пассажира превышает 10 кг.
Пассажир вправе дополнительно к установленной п. 2.4 норме бесплатного провоза багажа весом не более 10 кг. перевезти без какой-либо дополнительной доплаты также багаж весом до 23 кг. (включительно), сумма трех измерений которого не превышает 158 см. при условии помещения его в одну сумку.
Заявитель фактически установил увеличенную норму бесплатного провоза багажа на одного пассажира, предъявив к такому багажу свои дополнительные требования - он должен быть укомплектован в одну сумку.
Пункт 2.4. Положения о багаже ОАО "Аэрофлот" устанавливает, что в случае если общий вес багажа пассажира, включая багаж: в кабину, не превышает 10 кг., количество мест не ограничивается.
Однако данная норма действует лишь для перевозок внутри РФ, а пассажиры международных рейсов лишены права бесплатного провоза багажа, если багаж занимает более 1-го места, но вес его не превышает 10 кг.
Данный пункт не соответствует нормам установленным п. 122, п. 123 ФАП-82: "...Пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа)..." (п. 122 ФАП-82);
"...Перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа..." (п. 123 ФАП-82).
Данный пункт также противоречит п. 2 ФАП-82: "Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы)...".
"...Пассажиры ОАО "Аэрофлот" не лишены предусмотренного ФАП-82 права бесплатного провоза своего багажа в пределах 10 кг., включая багаж в кабину, вне зависимости от количества мест, а также дополнительно 1 места багажа при условии соответствия его габаритов (веса и размера) установленным авиакомпанией нормам".
По смыслу данных пунктов, пассажир вправе дополнительно к установленным (включая багаж в кабину) 10 кг. перевезти еще 23 кг. багажа без какой-либо платы.
В сумме вес багажа допускается до 33 кг., при условии, что зарегистрированный багаж (багаж, принятый под ответственность перевозчика и перевозимый в багажном отделении воздушного судна) будет укомплектован в одну сумку весом не более 23 кг., габариты которого в упакованном виде не превышают 158 см. в сумме трех измерений; а оставшийся багаж весом до 10 кг. будет перевозиться в салоне воздушного судна в качестве ручной клади.
Вместе с тем, в качестве ручной клади, согласно Приказу Минтранса РФ от 25.07.2007 N 104 "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров", в салоне воздушного судна разрешено перевозить ограниченное наименование предметов и веществ.
Однако если у пассажира "багаж в кабину" (ручная кладь), вес которого ОАО "Аэрофлот" установил до 10 кг., отсутствует, то пассажир может сдать к перевозке только одну сумку весом до 23 кг., так как п. 2.3. Положения о багаже ОАО "Аэрофлот" устанавливается лишь 1 (одно) место багажа, принимаемого к перевозке.
Следовательно, в данной ситуации право пассажира на бесплатную перевозку багажа весом 10 кг., не ограниченного количеством мест, нарушается.
Согласно п.29 и п.30 ФАП-82 за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчик или уполномоченный агент взимает провозную плату.
Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года N 155.
Требования Ространснадзора не содержат пунктов, запрещающих ОАО "Аэрофлот" самостоятельно устанавливать тарифы на сверхнормативный багаж и взимать оплату за разницу между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, по установленным перевозчиком багажным тарифам.
Государственный орган не ограничивает перевозчика в осуществлении хозяйственной деятельности и не нарушает его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2011 по делу N А40-70462/11-149-418 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70462/11-149-418
Истец: ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере защиты транспорта
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4190/12
29.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4190/2012
28.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-457/12
30.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28300/11
02.09.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-70462/11