г. Саратов |
|
2 декабря 2011 |
Дело N А57-5857/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В. Б.,
судей Грабко О.В., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушнаренко Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Базарнокарабулакская передвижная механизированная колонна N 2 " - Борисова Е.В. доверенность от 02.03.2011 г.,
в отсутствии иных участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета капитального строительства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2011 года по делу N А57-5857/2011, (судья Балашов Ю.И.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Базарнокарабулакская передвижная механизированная колонна N 2"
к Комитету капитального строительства Саратовской области
о взыскании 676 220, 69 руб.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Базарнокарабулакская передвижная механизированная колонна N 2" (истец, ОАО "Базарнокарабулакская ПМК N 2") с иском о взыскании с Комитета капитального строительства Саратовской области (ответчик) 426 249, 21 руб. задолженности за выполненные работы по договору подряда на капитальное строительство N 6 от января 1997 года, а также 249 971, 48 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки оплаты работ.
До принятия судом решения по делу истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Комитета капитального строительства Саратовской области в пользу ОАО "Базарнокарабулакская ПМК N 2" задолженность за выполненные работы по договору полряда на капитальное строительство N 6 от января 1997 г. в сумме 426 249, 21 руб., а также принять отказ от иска в части взыскания с комитета процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 249 971, 48 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2011 года был принят отказ от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 249 971, 48 руб., производство по делу в указанной части прекращено.
С Комитета капитального строительства Саратовской области в пользу открытого акционерного общества "Базарнокарабулакская ПМК N 2" была взыскана задолженность за выполненные работы по договору N 6 от января 1997 года в сумме 426 249, 21 руб.
Не согласившись с принятым решением, Комитет капитального строительства Саратовской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает, что Комитет капитального строительства Саратовской области не является стороной договора подряда, перемена лица в обязательстве возможна в случае либо уступки права требования, либо перевода долга, однако таких договоров в данном случае не составлялось, кредиторская задолженность надлежащим образом не передавалась.
Также заявитель считает, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) Комитета капитального строительства Саратовской области является публично - правовое образование, а не его органы, либо должностные лица этих органов.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в январе 1997 года между истцом (подрядчик) и Управлением капитального строительства Министерства строительства и архитектуры Саратовской области (заказчик) был заключен договор N 6, по которому истец выполнил, а Управление приняло работы по строительству пристройки к школе N 2 на 240 учащихся в р.п. Базарный Карабулак.
Разделом 4 договора была определена стоимость работ, которая составила 2 644 400 руб. (с учетом деноминации).
Факт выполнения истцом работ и их приемки Управлением капитального строительства Министерства строительства и архитектуры Саратовской области подтверждается копиями актов (справок о стоимости выполненных работ), подписанных сторонами договора.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 28.01.03 N 17-Пр было создано государственное учреждение "Главное управление капитального строительства Саратовской области". Пунктом 4 названного распоряжения комитету по строительству и архитектуре при Правительстве области и министерству жилищно-коммунального хозяйства области было предписано передать в установленном порядке вновь созданному ГУ ГУКС Саратовской области функции заказчика по строительству объектов, строящихся за счет средств областного и федерального бюджета, а также иных источников, объемы незавершенного строительства и кредиторскую задолженность по состоянию на 01.02.03.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 02.07.03 N 198-Пр был утвержден размер дебиторской и кредиторской задолженности за выполненные работы на объектах, финансируемых за счет средств областного бюджета, сложившейся по состоянию на 01.01.02, согласно Приложению. В данном Приложении отдельной строкой зафиксирована задолженность по объекту "пристройки к школе N 2 на 240 учащихся в р.п. Базарный Карабулак".
Материалами дела установлено, что ГУ ГУКС Саратовской области частично оплатил выполненные истцом работы. Согласно акту сверки по состоянию на 01.03.03 г. по указанному объекту (пристройка к школе N 2) задолженность заказчика перед истцом составила 450 993,97 руб.
30.12.03 г. стороны подписали соглашение о зачете взаимных обязательств на сумму 24 744, 76 руб., в соответствии с которым в результате проведенного зачета сумма задолженности заказчика с 450 993,97 руб. уменьшилась до 426 249,21 руб.
Впоследствии между истцом и ГУ ГУКС Саратовской области составлялись акты сверки по состоянию на 2003, 2004, 2005, 2006 годы, в которых последнее признавало наличие задолженности за выполненные работы по указанному объекту перед истцом в сумме 426 249, 21 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 23 ноября 2005 года N 351-11р "О ликвидации государственного учреждения "Главное управление капитального строительства Саратовской области" была начата процедура ликвидации ГУ ГУКС.
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления Комитету капитального строительства Саратовской области было поручено по результатам работы ликвидационной комиссии в месячный срок принять в установленном порядке кредиторскую, дебиторскую задолженность, финансовые активы, капитальные вложения.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 23 ноября 2005 года N 404-П "О создании Комитета капитального строительства Саратовской области" был создан Комитет капитального строительства Саратовской области, который был зарегистрирован в едином государственном реестре юридических лиц 30.01.06 г.
В соответствии с Положением о Комитете капитального строительства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 11 января 2006 года N 3-11. ответчик является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим функции государственного заказчика по стройкам и объектам для государственных нужд, финансируемым из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральными органами государственной власти, и областного бюджета на территории Саратовской области.
Согласно распоряжению Правительства Саратовской области от 13 февраля 2006 года N 29-Пр "О передаче объемов незавершенного строительства, кредиторское и дебиторской задолженности государственного учреждения "Главное управление капитального строительства Саратовской области" ответчику было предписано принять в установленном законом порядке объемы незавершенного строительства, кредиторскую и дебиторскую задолженность ГУ ГУКС Саратовской области по состоянию на 1 февраля 2006 года.
Согласно приложению к распоряжению Правительства Саратовской области от 30 декабря 2008 года N 453-Пр "Кредиторская и дебиторская задолженность за выполненные работы на объектах, финансируемых за счет средств областного бюджета по состоянию на 01.01.2008 года.", ГУ ГУКС Саратовской области передал, а Комитет капитального строительства Саратовской области принял кредиторскую и дебиторскую задолженность по расчетам с подрядчиками за строительно-монтажные работы, финансирование которых осуществлялось за счет средств областного бюджета Саратовской области, в том числе кредиторскую задолженность перед ОАО "Базарнокарабулакская ПМК N 2".
Вышеуказанными обстоятельствами подтверждается наличие обязательств Комитета капитального строительства Саратовской области по погашению принятой, в установленном порядке, задолженности от ГУ ГУКС Саратовской области.
Это подтверждается также, актами выверки между Комитетом капитального строительства Саратовской области и ОАО "Базарнокарабулакская ПМК N 2" по объекту "пристройки к школе N 2 на 240 учащихся в р.п. Базарный Карабулак" от 20.04.2006 года, от 27.02.2007 года, от 14.01.2008 года, от 26.01.2009 года, 22.01.2010 года, от 01.01.2011 года за выполненные по объекту работы в сумме 426 249, 21 руб.
В соответствии со ст.309, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в срок, установленный условиями обязательства.
Однако заказчик и его правопреемник (ответчик) надлежащим образом свои обязательства не исполнили.
Как следует из пунктов 7 и 8 Положения о комитете капитального строительства Саратовской области (утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 11.01.06 N 3-П), комитет выполняет функции единого государственного заказчика по осуществлению строительства, финансируемого за счет средств федерального и областного бюджетов, осуществляет оплату выполненных работ согласно государственным контрактам.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по настоящему спору с учетом условий рассматриваемого контракта, в котором Комитет капитального строительства Саратовской области выступает в качестве уполномоченного заказчика работ и надлежащим ответчиком - основным должником является именно названный государственный орган.
Публично-правовое образование в лице соответствующего главного распорядителя бюджетных средств может нести субсидиарную ответственность за счет казны при недостаточности денежных средств, выделенных заказчику по контракту.
При этом требований к субсидиарному ответчику не предъявлялось.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что именно комитет является надлежащим ответчиком по иску.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что довод комитета о том, что он не располагает средствами на финансирование спорных правоотношений, а также о том, что он не является стороной договора подряда, не может являться основанием для отказа в иске о взыскании основного долга, который (в качестве кредиторской задолженности) был передан ответчику в установленном порядке от ГУ ГУКС Саратовской области.
Арбитражный суд обоснованно не согласился и с доводом ответчика о пропуске исковой давности, поскольку этот срок в соответствии со ст. 203 ГК РФ неоднократно прерывался в связи с совершением заказчиком и ответчиком действий, свидетельствующих о признании долга (частичная оплата работ, подписание соглашения о зачете взаимных требований в счет оплаты, подписание актов сверок, в которых признается наличие данной задолженности).
В соответствии с названной статьей после перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Ответчиком в материалы дела не представлены достоверные доказательства того, что впервые действие, свидетельствующее о признании долга, было совершено 23.06.03, т.е. более чем через 6 лет с момента выполнения работ.
Материалами дела подтверждается, что комитет (ответчик) как юридическое лицо был создан только 30.01.06, до этого момента акты сверки подписывали другие лица (правопредшественники ответчика), которые также производили частичную оплату долга.
Кроме того, в п.3 соглашения о зачете от 30.12.03, подписанного ГУ ГУКС Саратовской области, прямо указано, что срок исковой давности по требованиям, указанным в этом соглашении, не истек.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения или отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2011 года по делу N А57-5857/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение 2 месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5857/2011
Истец: ОАО "Базарнокарабулакская передвижная механизированная колонна N2"
Ответчик: Комитет капитального строительства Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8939/11