г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А56-11049/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Глазкова Е.Г., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Долониной С.И.
при участии:
от истца: Кавериной С.Ю. (доверенность б/н от 01.06.2011 г.., паспорт)
от ответчиков: Денисова В.В. (доверенность N 103 от 12.01.2011 г.., доверенность N юр-3 от 11.01.2011 г.., паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15987/2011) Администрации муниципального района "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2011 г.. по делу N А56-11049/2011(судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску Главы крестьянского хозяйства "Андрюша" Бариновой Натальи Юрьевны к 1. Администрации муниципального района "Выборгский район" Ленинградской области, 2. Комитету по управлению имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области
о понуждении заключить договор
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Андрюша" Баринова Наталья Юрьевна (191000, г, Санкт-Петербург, пер. Фонарный, дом 12, кв. 22, ОГРН: 310784708300778, ИНН:782605438403; далее - Истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального района "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Советская, дом 12, ОГРН:1054700191391, ИНН:4704063710, далее - Администрация) и Комитету по управлению имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Ушакова, дом 1, ОГРН:1034700894689, ИНН:4704054056, далее - Комитет) об обязании заключить с гражданкой Российской Федерации Бариновой Натальей Юрьевной договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 47:01:11-22-001:0308 площадью 5,08 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Гончаровское сельское поселение", ур. Щербаково, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для организации крестьянского хозяйства "Андрюша" на условиях прилагаемого проекта договора из расчета цены 20 650 руб. 20 коп.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) заявил об уточнении исковых требований, просил обязать Администрацию заключить договор купли-продажи на следующих существенных условиях, а именно: с указанием выкупной цены 20 650 руб. 20 коп. Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2011 г.. по делу N А56-11049/2011 суд обязал Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области заключить с гражданкой Российской Федерации Бариновой Натальей Юрьевной договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 47:01:11-22-001:0308 площадью 5,08 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Гончаровское сельское поселение", ур. Щербаково, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для организации крестьянского хозяйства "Андрюша" на следующих существенных условиях, а именно: с указанием цены 20 650 рублей 20 копеек, а также с указанием на то, что Баринова Наталья Юрьевна является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуальным предпринимателем). В иске к Комитету по управлению имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области отказано.
На указанное решение Администрацией подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что истцом не были соблюдены требования гражданского законодательства об обязательном досудебном урегулировании спора о понуждении заключить договор. Проект договора поступил в адрес ответчиков после подачи настоящего искового заявления в арбитражный суд.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, в отзыве на апелляционную жалобу указал, что своевременно и неоднократно обращался в Администрацию с заявлением о выкупе, что свидетельствует о соблюдении им досудебного порядка урегулирования спора. Получение надлежащей оферты и отказ от ее акцепта подтверждается ответами Администрации и Комитета.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции постановлением Администрации Выборгского района Ленинградской области от 08.10.1992 N 2632 Бариновой Н.Ю. был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 5,08 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Во исполнение указанного постановления Бариновой Н.Ю. было выдано свидетельство N 291 от 4.11.1992 о праве пожизненного наследуемого владения.
Баринова Н.Ю. зарегистрирована главой крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации серии 78 N 007711056, а также выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
24.12.2009 г.. истец обратился к главе Администрации с заявлением о переоформлении в собственность указанного земельного участка.
Администрация письмом от 02.06.2010 г.. N 03-736 отказала главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бариновой Н.Ю. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с отсутствием деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства.
Указанный отказ обжалован истцом в судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2010 г.. по делу N А56-37915/2010, вступившим в законную силу, отказ Администрации в предоставлении в собственность Истцу спорного земельного участка признан незаконным.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельхозназначения предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Пунктом 12 статьи 4 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" предусмотрено, что приобретение гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки которые находятся у них на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене в размере 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы земельного законодательства, обоснованно указал, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным Кодексом РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами в Российской Федерации действует федеральный закон.
Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии перечисленных в п. 2 ст. 28 ЗК РФ оснований, препятствующих предоставлению спорного земельного участка в собственность Истца.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет по результатам межевания.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области", установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 137 668 руб. 00 коп.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Учитывая, что у Администрации отсутствовали основания для отказа в заключении договора купли-продажи, проект договора купли-продажи, направленный в адрес Администрации 09.02.2011 г.. и приложенный к материалам дела, содержит все существенные условия, подлежит удовлетворению требование Истца о понуждении Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка.
Доводы подателя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора о понуждении заключить договор апелляционным судом отклоняются.
Из материалов дела следует, что ГКХ "Андрюша" Баринова Н.Ю, своевременно и неоднократно обращался в Администрацию с заявлением о выкупе, что свидетельствует о соблюдении ей досудебного порядка урегулирования спора. Получение надлежащей оферты и отказ от ее акцепта подтверждается ответами Администрации и Комитета.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2011 г.. по делу N А56-11049/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11049/2011
Истец: Глава крестьянского хозяйства "Андрюша" Баринова Наталья Юрьевна
Ответчик: Администрация муниципального района "Выборгский район" Ленинградской области, Комитет по управлению имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15987/11