г. Пермь |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А60-14239/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.
судей Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от истца Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834) - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика ООО "Технологии Управления" (ИНН 6674147900, ОГРН 1045605227107) - Попыванов К.С., доверенность от 11.01.2011, предъявлено удостоверение, Павлов А.В., доверенность от 11.01.2011, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
ООО "Технологии Управления"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 сентября 2011 года
по делу N А60-14239/2011,
принятое судьей Григорьевой С.Ю.,
по иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области
к ООО "Технологии Управления"
о взыскании 167 637,76 руб.,
установил:
Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Технологии Управления" о взыскании 167 637,76 руб. задолженности по договору аренды лесного участка от 27.11.2007 N 7.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2011 исковые требования удовлетворены в части: с ООО "Технологии Управления" в пользу Департамента лесного хозяйства взыскано 130 537,60 руб. долга. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Технологии Управления" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что изменение размера арендной платы должно производится только пропорционально изменению ставок платы за единицу площади. Из материалов дела не усматривается из применения каких ставок и коэффициентов сложился размер арендной платы. При заключении договора аренды в 2006 г.. по итогам конкурса был применен коэффициент приближенности лесного участка к автодороге общего пользования со значением 0, что соответствует значению приближенности более 3км. В договоре аренды от 27.11.2007 N 7 размер арендной платы рассчитан верно.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 27.11.2007 г.. между правопредшественником Департамента лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и ООО "Технологии управления" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 7, по условиям которого арендатор принял во временное пользование лесной участок для рекреационных целей с кадастровым номером 66-66-12/010/2008-022 общей площадью 4га, расположенный по адресу: Свердловская область, Невьянский район, ГУ СО "Невьянское лесничество", Заозерное участковое лесничество, Заозерный участок, квартал 108, выдел 2, и обязался вносить ежеквартально арендную плату в размере 24320 руб. в год.
Согласно п. 20 договор действует с 20.12.2006 по 19.12.2031.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.04.2008.
Годовая арендная плата ответчика за лесной участок в соответствии с условиями раздела 2 договора составляет 24 320 руб. и вносится арендатором согласно приложению N 4.
Ответчиком в 2009-2011гг. уплачено арендной платы в общей сумме 54 963,20 руб.
Поскольку условия договора ответчиком исполнялись ненадлежащим образом, истец обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, пришел к выводу, что при расчете задолженности применению подлежат минимальные ставки арендной платы, установленные постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, в размере 6080 руб.; коэффициент 3,0, применяемый к ставкам и учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 1 до 2 км; коэффициент 1, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, в данном случае зеленые зоны, лесопарки согласно приложению N3 к договору аренды; бюджетный коэффициент 1,13, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
В силу ст. 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из указанных норм права следует, что цены по договорам аренды участков лесного фонда являются регулируемыми.
В соответствии с п. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
При расчете истцом задолженности ответчика по арендной плате за спорный период применены минимальные ставки арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в размере 6080 руб. и соответствующие коэффициенты, в том числе - 3,0, применяемый к ставкам и учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 1 до 2 километров.
На основании ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 - 2010 годах с коэффициентом 1,13.
Доводы ответчика о том, что истцом неправомерно применено коэффициент 3,0 - приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 1 до 2 км., вместо 0,5, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены в силу следующего.
Материалами дела (картографическими материалами лесоустройства 2000 года (выкопировка из планшета N 21 в масштабе 1:10000 квартал N 108), письмами Администрации Невьянского городского округа от 19.03.2010 N 06-04-1866/10, от 25.02.2011 N 1168, а также постановлением Правительства Свердловской области N 698-пп от 10.07.2008) при отсутствии утвержденного порядка измерения расстояния, подтверждается, что от границ лесного участка (приближенной и удаленной от дороги) и от его центра расстояние составляет от 1 до 2 км, в связи чем подлежит применению коэффициент 3,0.
Доказательств обратного ответчиком не представляется.
Письма кадастрового инженера Рудницкой Е.В. от 13.05.2011 и от 28.07.2011, представленные ответчиком в подтверждение нахождения лесного участка на расстоянии до дороги, превышающем 3 км, правомерно не приняты судами во внимание, поскольку содержат информацию о расстоянии до другой дороги областного значения - г. Екатеринбург - г. Серов до границы п. Таватуй Невьянского района.
Судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки ответчика на недостоверность представленных истцом доказательств месторасположения спорного земельного участка, поскольку как следует из материалов дела, ответчик отказался от проведения соответствующей экспертизы, для выяснения вопроса месторасположения земельного участка. Как верно указано судом первой инстанции, суд не имеет специальных познаний для определения правильности нанесения лесного участка на материалах лесоустройства.
Доводы ответчика об изменении размера арендной платы в период действия договора правомерно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку порядок ее определения предусмотрен законом, на который стороны договора аренды не имеют возможности влиять (п. 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 11.01.2002). В связи с чем также отклонены ссылки на определенность размера платы условиями договора.
При этом, учитывая положения п. 7 договора аренды лесного участка, в данном случае изменение размера арендной платы с учетом применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 и бюджетного коэффициента не является односторонним изменением условия договора, а представляет собой его исполнение в части размера арендной платы.
Размер арендной платы с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 и объективных обстоятельств (местоположение лесного участка) мог быть определен арендатором самостоятельно.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы ответчика об обстоятельствах, связанных с заключением договоров аренды и применением коэффициентов по иным лесным участкам, не подлежит исследованию, как не имеющие отношение к настоящему делу.
При этом, судом первой инстанции правомерно указано, что органом, уполномоченным устанавливать ставки платы за использование участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, является Правительство Российской Федерации. Следовательно, Министерство природных ресурсов Свердловской области полномочий по определению указанных ставок не имеет, в связи с чем приказ данного органа от 18.11.2008 N 1219, предусматривающий корректирующий коэффициент 1,2 при нахождении арендованного лесного участка на берегу водоема до 500м от уреза воды, при исчислении арендной платы ответчика за спорный период применению не подлежит.
Таким образом, годовая плата ответчика за лесной участок составила 98 933,76 руб. в год (6080 руб. *4,0 га*1,13*3*1,2).
С учетом перерасчета арендной платы без коэффициента 1,2 и частично погашенной ответчиком задолженности на сумму 54 963,20 руб. суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 130 537,60 руб.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2011 по делу N А60-14239/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14239/2011
Истец: Департамент лесного хозяйства Свердловской области
Ответчик: ООО "Технологии Управления"